Музеи Шауляя. Велосипед шауляй


Велосипедный рай - Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Вторым шяуляйским музеем, который мы посетили, стал музей велосипедов. Уже издали у входа в него мы заметили железного "монстра" с двумя колесами - большим передним и маленьким задним - и с деревянным сидением, на котором прокатиться можно было разве что только в 19 - начале 20 веков.

В музее нас встретила приветливая тетечка, которая, узнав, что мы из Москвы, тут же спросила: а не видели ли мы старинные велосипеды в нашем политехническом музее. И очень порадовалась, когда услышала, что такого их обилия, как в Шяуляе, мы вообще никогда не видели.Это и не удивительно. В шяуляйском музее их вместе с веломобилями насчитывается аж 259 штук. Собирать велики тут начали с 1980 года и набрали весьма мощную коллекцию. Например, тут, как я прочитала на одном из сайтов, есть велосипед 1812 года. Его мы, правда, не видели. Зато во всей красе рассмотрели его младшего (почти на 80 лет) собрата, изготовленного в самом конце 19 века - поистине экологически чистый экземпляр: даже рама у него практически полностью деревянная, только колеса металлические.

Есть велосипед 1917 года выпуска, сделанный в Литве. Внешне он немногим отличается от того, который изготовили в конце 19 века, но, на самом деле, в нем больше возможностей и выше прочность - так, его рама уже полностью металлическая.

Есть английские велосипед 1912-1916 годов (на фото он слева), немецкий 1926 года. Они уже более продвинутые, и на раме, по крайней мере, у английского уже прикреплен фонарь.

Из старинных мне еще очень понравился детский кованный трехколесный велосипедик. Сделали его еще аж в 1905 году.

Те же, которые изготавливались в более поздние годы, представлены в музее не только литовскими заводами, но и прочими европейскими.

Есть тут велосипеды немецкой фирмы "Schurhoff" 1940 года выпуска. Ага, уже во время Второй Мировой войны изготовили.

...

Есть голландские "Sparta" 1982-ого года.

...

Есть даже белорусский "Аист" 1985 года и наша "Кама" 1984-ого.

Польша же, к примеру, представлена вообще велосипедом-тандемом. Делали такие там в 1980-х.

Музей очень большой, из нескольких этажей. Но такую любовь шяуляйцев к велосипедам вряд ли можно считать странной. В Шяуляе много лет работал завод, на котором как раз и делали данное средство передвижения. Правда, в каком он сейчас состоянии, работает ли или уже давно приказал долго жить, мне сказать сложно.

...

А на этом велосипеде в 1998-2000 годах было совершено кругосветное путешествие из Сиетла в Хиросиму.

Карта путешествия.

Кстати, наверняка многие из вас в курсе, что до сих пор неизвестно, кто же был первым изобретателем велосипеда? Ясно лишь, что колесо было изобретено еще аж до новой эры, а человек всегда думал, как сделать так, чтобы на нем можно было не только перевозить грузы с помощью запряженных в телеги животных, но и перемещаться самостоятельно. Так, в музее есть целая куча схем моделей, где видно, как била ключом мысль изобретательская, дабы придумать что-нибудь неслыханное. В общем, сплошной креатив! :)) Я особенно восторгнулась несколькими! Все-таки далеко уходить от идеи эксплуатации лошади народ, по-видимому, сразу не мог. А потому представьте себе такую конструкцию: лошадь, только без ног. К ней спереди приделано маленькое колесо, а сзади два больших. Сидеть предполагалось, как оно и положено на лошади - в седле, ну и крутить педали. Надеюсь, что лошадь в данном варианте имелась в виду деревянная.

Или вот еще. Огромное колесо, полое внутри. В него садиться человек на приспособление, состоящее из трех маленьких колесиков. Все вместе они прочно прилегают друг к другу. Пассажир крутит педали, маленькие колесики приходят в движение и начинают вращать большое. Ура, поехали!

Была идея использовать даже электрические провода для освещения, ну, типа, ЛЭП. Правда, для езды предполагалось параллельно верхнему проводу протянуть снизу еще один. Этакая кибитка двумя колесами цеплялась за нижний провод, а двумя за верхний. Человек крутил педали, двигал рычажками и ехал. Куда при этом девалось электричество, и далеко ли уезжал товарищ, история умалчивает.

А как вам, например, модель, где переднее колесо квадратное, а заднее треугольное? Думаете, не поедет? Еще как поедет! Достаточно всего лишь приделать к этим колесам снизу по несколько маленьких кругленьких и можно запросто отправляться гонять по улицам и поражать прохожих внешним видом своего транспортного средства. :))

Кстати, на шяуляйском велосипедном заводе тоже был один странненький проект. Случилось сие в 1982 году. А измыслили там ни что иное, как полностью деревянный велосипед. На один экземпляр такого можно сейчас посмотреть в музее. Правда, я что-то не уверена, что на нем реально было далеко уехать.

Ну, а потом на шяуляйском заводе перешли и к другим вариантам. Замечу, что среди прочих, вполне обыкновенных. Там стали изготовлять веломобили - одно- или двухместные машины, которые приводились в движение, как и полагается, путем кручения педалей.

...

...

Но самое сильное изобретение, на мой взгляд, - это веломобиль для всей семьи. Правда, шяуляйский велосипедный завод не имеет к нему никакого отношения. Это - творческий порыв какого-то частного умельца. Педалей в таком веломобиле аж три пары, сидений - три, колес тоже три, но установлены они не обычным способом, а друг за другом. Предназначено сие транспортное средство для четырех человек (двух взрослых и двух детей) и одного домашнего любимца. Вперед садится глава семейства и сразу за ним крепится детское велосипедное кресло, в котором будет путешествовать самый младший член экипажа, за ним - мама, дальше - старший порасик, коий тоже будет крутить педали, а в самом конце к агрегату цепляется нечто вроде тележки, где может ехать домашняя киса или собачка. Было ли испытано в походных условиях сие творение, и далеко ли уехали испытатели, не знаю. Но согласитесь, креатив налицо! :))В общем, такой вот музей. Но то, о чем я рассказала в этом посте, конечно, далеко не всё, что в нем можно увидеть воочию. По-любому уверена, что велосипедным фанатам, которые, как я знаю, есть и в числе моих читателей, музей должен понравится.В Шяуляе мы жили здесь.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------Мои другие рассказы из путешествия по Литве:2009 год, октябрь-ноябрь: Шяуляй. Музей кошек. Знай кошка своё лукошко! Шяуляй. Город Солнца Литовский транспорт Тракай. Откуда в Тракае караимы? Тракай и его восемь достопримечательностей Бельмонт. Французы в Вильнюсе Как мы в Вильнюсе в оперу ходили Пара слов о литовской кухне Про литовцев Ужупис. Отдельная страна в центре Вильнюса Вильнюс. Город науки и религии с самым большим в Европе сердцем Фотообзор: Литва. За девять дней по пяти осенним городам

annataliya.livejournal.com

Велосипедный рай (Шауляй, Литва)

Вторым шяуляйским музеем, который мы посетили, стал музей велосипедов. Уже издали у входа в него мы заметили железного "монстра" с двумя колесами - большим передним и маленьким задним - и с деревянным сидением, на котором прокатиться можно было разве что только в 19 - начале 20 веков.

В музее нас встретила приветливая тетечка, которая, узнав, что мы из Москвы, тут же спросила: а не видели ли мы старинные велосипеды в нашем политехническом музее. И очень порадовалась, когда услышала, что такого их обилия, как в Шяуляе, мы вообще никогда не видели.

Это и не удивительно. В шяуляйском музее их вместе с веломобилями насчитывается аж 259 штук. Собирать велики тут начали с 1980 года и набрали весьма мощную коллекцию. Например, тут, как я прочитала на одном из сайтов, есть велосипед 1812 года. Его мы, правда, не видели. Зато во всей красе рассмотрели его младшего (почти на 80 лет) собрата, изготовленного в самом конце 19 века - поистине экологически чистый экземпляр: даже рама у него практически полностью деревянная, только колеса металлические.

Есть велосипед 1917 года выпуска, сделанный в Литве. Внешне он немногим отличается от того, который изготовили в конце 19 века, но, на самом деле, в нем больше возможностей и выше прочность - так, его рама уже полностью металлическая.

Есть английские велосипед 1912-1916 годов (на фото он слева), немецкий 1926 года. Они уже более продвинутые, и на раме, по крайней мере, у английского уже прикреплен фонарь.

Из старинных мне еще очень понравился детский кованный трехколесный велосипедик. Сделали его еще аж в 1905 году.

Те же, которые изготавливались в более поздние годы, представлены в музее не только литовскими заводами, но и прочими европейскими.

Есть тут велосипеды немецкой фирмы "Schurhoff" 1940 года выпуска. Ага, уже во время Второй Мировой войны изготовили.

Есть голландские "Sparta" 1982-ого года.

Есть даже белорусский "Аист" 1985 года и наша "Кама" 1984-ого.

Польша же, к примеру, представлена вообще велосипедом-тандемом. Делали такие там в 1980-х.

Музей очень большой, из нескольких этажей. Но такую любовь шяуляйцев к велосипедам вряд ли можно считать странной. В Шяуляе много лет работал завод, на котором как раз и делали данное средство передвижения. Правда, в каком он сейчас состоянии, работает ли или уже давно приказал долго жить, мне сказать сложно.

Кстати, наверняка многие из вас в курсе, что до сих пор неизвестно, кто же был первым изобретателем велосипеда? Ясно лишь, что колесо было изобретено еще аж до новой эры, а человек всегда думал, как сделать так, чтобы на нем можно было не только перевозить грузы с помощью запряженных в телеги животных, но и перемещаться самостоятельно. Так, в музее есть целая куча схем моделей, где видно, как била ключом мысль изобретательская, дабы придумать что-нибудь неслыханное. В общем, сплошной креатив! :)) Я особенно восторгнулась несколькими! Все-таки далеко уходить от идеи эксплуатации лошади народ, по-видимому, сразу не мог. А потому представьте себе такую конструкцию: лошадь, только без ног. К ней спереди приделано маленькое колесо, а сзади два больших. Сидеть предполагалось, как оно и положено на лошади - в седле, ну и крутить педали. Надеюсь, что лошадь в данном варианте имелась в виду деревянная.

Или вот еще. Огромное колесо, полое внутри. В него садиться человек на приспособление, состоящее из трех маленьких колесиков. Все вместе они прочно прилегают друг к другу. Пассажир крутит педали, маленькие колесики приходят в движение и начинают вращать большое. Ура, поехали!

Была идея использовать даже электрические провода для освещения, ну, типа, ЛЭП. Правда, для езды предполагалось параллельно верхнему проводу протянуть снизу еще один. Этакая кибитка двумя колесами цеплялась за нижний провод, а двумя за верхний. Человек крутил педали, двигал рычажками и ехал. Куда при этом девалось электричество, и далеко ли уезжал товарищ, история умалчивает.

А как вам, например, модель, где переднее колесо квадратное, а заднее треугольное? Думаете, не поедет? Еще как поедет! Достаточно всего лишь приделать к этим колесам снизу по несколько маленьких кругленьких и можно запросто отправляться гонять по улицам и поражать прохожих внешним видом своего транспортного средства. :))

Кстати, на шяуляйском велосипедном заводе тоже был один странненький проект. Случилось сие в 1982 году. А измыслили там ни что иное, как полностью деревянный велосипед. На один экземпляр такого можно сейчас посмотреть в музее. Правда, я что-то не уверена, что на нем реально было далеко уехать.

Ну, а потом на шяуляйском заводе перешли и к другим вариантам. Замечу, что среди прочих, вполне обыкновенных. Там стали изготовлять веломобили - одно- или двухместные машины, которые приводились в движение, как и полагается, путем кручения педалей.

Но самое сильное изобретение, на мой взгляд, - это веломобиль для всей семьи. Правда, шяуляйский велосипедный завод не имеет к нему никакого отношения. Это - творческий порыв какого-то частного умельца. Педалей в таком веломобиле аж три пары, сидений - три, колес тоже три, но установлены они не обычным способом, а друг за другом. Предназначено сие транспортное средство для четырех человек (двух взрослых и двух детей) и одного домашнего любимца. Вперед садится глава семейства и сразу за ним крепится детское велосипедное кресло, в котором будет путешествовать самый младший член экипажа, за ним - мама, дальше - старший порасик, коий тоже будет крутить педали, а в самом конце к агрегату цепляется нечто вроде тележки, где может ехать домашняя киса или собачка. Было ли испытано в походных условиях сие творение, и далеко ли уехали испытатели, не знаю. Но согласитесь, креатив налицо! :))

В общем, такой вот музей. Но то, о чем я рассказала в этом посте, конечно, далеко не всё, что в нем можно увидеть воочию. По-любому уверена, что велосипедным фанатам, которые, как я знаю, есть и в числе моих читателей, музей должен понравится.В Шяуляе мы жили здесь.

turbina.ru

Музеи Шауляя - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Музей кошек

Рекомендовать место

1

С 1990 года кошки обосновались в помещении Центра естествоиспытателей, куда больше двадцати лет назад сотрудница принесла свою частную коллекцию фигурок, изображающих этих домашних любимцев. В квартире они уже не помещались, и им был необходим новый дом. Сейчас в музее больше 14 тысяч разнообразных видов кошек, выполненных из различных материалов. Это фигурки из фарфора, стекла, янтаря, мрамора, хрусталя, картины, фотографии, открытки, марки, книги, стихи, воспевающие кошек. Короче говоря все, что связано с усатыми и полосатыми.

Со временем о музее узнали во всем мире и сюда стали стекаться новые экспонаты из разных уголков планеты. Здесь есть кошки из Англии, Австралии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Канады, Кубы, Китая, Японии, Франции, России, Германии, Сенегала, Замбии. Это самое настоящее кошачье царство. Они здесь повсюду. Кошки на полках, кошки нарисованы на стенах, окнах, перилах, стульях, изображены на коврах и витражах. Самой первой статуэткой считается маленький черный котенок с желтой лентой из Польши, который появился у хозяйки коллекции в 1962 году.

Всех гостей музея встречает тоже кошка, только настоящая. Ее зовут Филомена и она работает директором музея. В ее обязанности входит мурлыкать, тереться об ноги и сопровождать всех гостей в залах музея, что она исправно делает на протяжении пятнадцати лет.

Маленьким посетителям музея наверняка будет интересен живой уголок. В нем живут питон, уж, ящерицы и даже милая маленькая обезьянка.

Музей ждет своих гостей со вторника по субботу с 10 утра до 17 вечера.

+370 41-523883

uvininkų gv. 18, &Scaron iauliai

Дом- музей Иовараса

Рекомендовать место

1

Дом- музей Иовараса– мемориальный музей одного из самых популярных литовских поэтов начала ХХ века – Иовараса, который находится в его бывшем доме, в городе Шауляй. Кирпичный двухэтажный дом был построен в межвоенный период. Владелец дома K.Жукаускас до войны создал здесь кондитерскую фабрику "Заря", которая производила около 200 видов конфет, шоколада и мармелада. В конце войны семья Жукаускас сбежала на Запад, дом остался заброшенным. Тогда, с разрешения властей, в дом переехал писатель Иоварас.

В 1980 году, после смерти вдовы поэта, городские власти решили превратить этот дом в музей. Главный интерьер двухэтажного здания был изменен. На первом этаже находится выставка, посвященная поэту, втором – две восстановленные комнаты, в которых жил писатель. В 2010 году музей был закрыт для реконструкции здания: были перекрашены стены, потолки, окна, установлены новые двери. Обновили и экспонаты музея, а на первом этаже появился книжный магазин. Коллекция музея включает в себя книги, газеты, журналы, мебель, личные вещи писателя, фотографии, религиозную атрибутику, статуи, наборы чернил и другие предметы.

Литва, г. Шяуляй, ул. Витауто 116

Дом - музей Венцлаускисов

Рекомендовать место

2

1

Дом Венцлаускисов – это мемориальный музей, в городе Шауляйе, который принадлежал известной литовской семье Станиславе и Казимерасу Венцлаускисам. Дом был возведен в 1925-1927 годах архитектором Каролис Рейсонасом, который спроектировал многие классические здания Литвы в межвоенный период. Семейная пара известного адвоката и талантливой актрисы проживала здесь до 1944 года. Со временем дом был передан музейному ведомству, точнее музею «Аушра», и в 1955 году здесь открылся музей.

В 1959 году музей открыл первую послевоенную экспозицию. В начале 70-х годов ХХ века, экспозиция была реорганизована, главным ее элементом стала история города Шауляй, его окрестностей и Литвы с самых древних времен до начала Второй Мировой войны.

Затем власти решили провести в здании музея ремонт, который длился с 1977 года по 1980 год. Спустя шесть лет после ремонта, экспозиции поменялись, открылась экспозиция искусства. Теперь, в официальных источниках, дворец называют «Домом Венцлаускисов», и здесь была открыта экспозиция, посвященная этой семье, которая построила этот дом. В их честь был установлен памятник «Материнство» на террасе музея. В знак уважения, в саду, возле дома, в 2005 году, горожанами была установлена скульптура Казимераса Венцлаускиса. На сегодняшний день в этом здании располагается административный департамент музея.

ул. Витауто 89, г.Шауляй, Литва

Музей фотографии

Рекомендовать место

2

Музей фотографии открылся в 1973 году в здании музея Au&scaron ros, основанного в честь 40-летия со дня создания первой литовской газеты «Аушра». Это огромный арт-центр, в котором соседствуют несколько различных музеев. На экспозициях, демонстрирующих разнообразные виды фотокамер - от самых старых до современных, можно встретить весьма редкие и любопытные экземпляры.

Коме того, организаторы музея представили и различные фотографические приспособления, которые использовали фотохудожники еще до изобретения компактной фотокамеры. Все экспонаты музея в прошлом были рабочими лошадками, с ними работали известные литовские фотографы. Здесь показывают кинофильмы, повествующие об истории фотографии и другие киноленты, которые могут стать интересными не только тем, у кого фотоаппарат - профессиональный инструмент.

На фотовыставке можно познакомиться с работами известных литовских фотохудожников: Юрашайтисом, Бауласом, Карпавичюсом и другими.

К сожалению, до 2013 года музей закрыт на реконструкцию.

+370 41- 524396

Vilniaus St. 140, LT- 76296 &Scaron iauliai, Lithuania

Музей истории Шяуляйского университета

Рекомендовать место

2

Музей истории Шяуляйского университета расположен в городе Шяуляй, в Литве. Это один из интереснейших музеев, который полностью посвящен истории этого древнего города, появившегося еще в первом тысячелетии нашей эры.

Шяуляй – четвертый, по количеству населения, город страны, один из древнейших городов Литвы. Богатая история города отражена в его многочисленных достопримечательностях, отлично сохранившихся до наших дней. А с самым древним периодом истории Шяуляя можно ознакомиться в музее истории Шяуляйского университета.Экспозиция музея повествует о первых поселениях человека на территории Шяуляя. Образование города датируется предположительно XI веком нашей эры. В музее представлены первые упоминания о городе, рукописи, планы и карты.

К более древним экспонатам относятся предметы быта, оружие, найденные в археологических раскопках. В экспозиции музея нашла отражение вся история города – начиная с древних времен и заканчивая нашими днями. Музей был создан при Шяуляйском университете, на его базе проходят обучение студенты исторического факультета. Посетить музей могут жители и гости города.

370 439 575

P. Visinsko g. 25, Шяуляй, Литва

Музей "Аушра"

Рекомендовать место

2

Музей «Аушра» - один из самых посещаемых историко - этнографических музеев Литвы в городе Шяуляй. Экспозиция музея представлена в основном печатными изданиями, рассказывающими об исторических моментах страны.

Музей основан в 1923 году, по решению Шяуляйский уездного совета и был назван в честь первой литовской газеты «Заря». В 1928 году в музее открылась первая выставка и основной экспозицией тогда являлась подготовка полевых работ и выставки, отражающие издательскую деятельность.

Благодаря этнографическим экспедициям, музей собрал около 70 процентов экспонатов, которые содержат чертежи, планы и фотографии.

Со временем деятельность музея стала расширяться и многочисленные экспонаты уже негде было хранить и выставлять. Тогда городские власти приняли решение о строительстве нового здания, недалеко от городского парка в Шяуляй. В 1933 году в новом здании музея открылась обновлённая выставка. В 1935 году экспонаты музея были выставлены на международной выставке во Франции в музее Трокадеро, а 1939 году – на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке. В 1941 году музей был национализирован и получил название «Родина», но уже в 1942 году экспозиция музея была передана в отдел департамента высшего образования.

+370 41 52 43 90

ул. Витауто 89, Шяуляй, Литва

Музей «Баублис»" Литва" Биетай

Рекомендовать место

3

Музей «Баублис», который находится в литовской деревне Биетай, является самым маленьким музеем в мире. Расположен музей в дупле старого дуба, и официально существует с 1812 года. Его создатель, литовский писатель Дионизас Пошка, в стволе спиленного тысячелетнего дуба, имеющего в обхвате 9,2 метра, выдолбил помещение диаметром 1,9 — 2 метра.

Однако не только крошечный размер музея и его необычное расположение, привлекают к себе интерес посетителей. В нем хранятся ценные археологические находки, кости мамонта, древнее оружие, рыцарские панцири, коллекция старинных монет, целая библиотека из 200 книг и многое другое. На стенах Дионизас Пошка повесил портреты ученых, философов и поэтов. Название музею подарил дуб, в котором тот и расположился. Местные жители так издавна звали дерево, пока оно не обгорело, после чего его пришлось спилить. Этот музей стал первым в Литве краеведческим музеем, который с момента своего создания и по наши дни, активно посещается туристами. В свое время музей увековечил в поэме «Пан Тадеуш» Адам Мицкевич. Часть собрания музея погибла во время первой мировой войны. Но то, что уцелело, и поныне экспонируется в «Баублисе», на который заботливые реставраторы надели стеклянный треугольный «плащ», чтобы ствол не отсыревал.

Около музея находится школа, каждый из учеников которой, с удовольствием покажет вам живописный пруд, старые яблони, посаженные Дионизасом Пошкой, могилы его предков, старинный парк. А на дне заросшего оврага, по-прежнему, как в стародавние времена, журчит ручей Пела.

+370 (8 449) 515 72

поселок Биетай, LT-75011 Шиленайский районЛитва

Музей радио и телевидения

Рекомендовать место

1

Музей радио и телевидения появился в Шауляе не случайно. Именно здесь была открыта первая в Литве радиолаборатория в 1925 году. Ее основатель Стасис Бразискис собрал первый литовский радиоприемник и телевизор. В итоге по инициативе известных местных радиоинженеров в 1982 году в Шауляе появился музей, посвященный радио и телевидению. Сейчас он является частью арт-проекта "Аушра" и его коллекция включает почти четыре тысячи экспонатов.

Среди них можно увидеть радиоприемники всех времен и народов, а также телевизоры, старые механические устройства, которые использовались для воспроизведения звука. Здесь есть и граммофоны, и компьютерная техника, и много другой интересной аппаратуры. Руководство музея придумывает свои традиции. Например, с 1995 года здесь ежегодно проводятся конкурсы на лучшее изобретение среди молодых радиолюбителей. Школьникам предлагается прослушать лекцию об истории радио, звуке, сравнить современное оборудование с самыми первыми датчиками.

В коллекции музея есть и действительно уникальные антикварные вещи. Жемчужиной коллекции считается музыкальная шкатулка с пчелами, которые звонят в колокольчики. Диковинная вещица датируется 19 веком.

Музей работает со вторника по пятницу с десяти утра до шести вечера. А по субботам - с одиннадцати утра до пяти вечера. Билет стоит 2Lt. Для пенсионеров и школьников действует скидка в 50%.

+370 41- 524399

Vilniaus St. 174, LT-76299 &Scaron iauliai

Пожарно-технический музей

Рекомендовать место

3

1

Пожарно-технический музей расположен в городе Шяуляй, в Литве. Это один из интереснейших музеев города, экспозиция которого посвящена истории пожарного дела в городе и во всей стране. Музей располагается в здании бывшего пожарного депо, архитектурном памятнике начала XX века. Именно здесь основателям музея удалось создать приближенную к реальности картину того, как функционировала пожарная служба в разные периоды ее истории.

Экспозиция музея содержит образцы техники пожаротушения, форменную одежду пожарников разных периодов истории пожаротушения, многочисленные награды, документы и фото, повествующие о героизме литовских пожарников. За каждым экспонатом здесь стоит история тушения определенного пожара. Кроме техники и оборудования для тушения пожаров, здесь есть также каски и обмундирование, защитная форма, показан прогресс в ее изготовлении. Здесь будет интересно не только взрослым, но и детям. Сюда регулярно организовываются экскурсии из школ и университетов в качестве профилактики пожарной безопасности.

+370 413 979 11

Ул. Й. Басанавичяус 89, Шяуляй, Литва

Музей велосипедов

Рекомендовать место

2

Литовцы славятся своей любовью коллекционировать необычные предметы. Здесь работают самые необыкновенные музеи, например, Музей велосипедов, в котором восхваляют двухколесного "железного коня". Музей рассказывает откуда возникли велосипеды и как менялся их облик, преодолев столетия. Сейчас в нем хранится более 250 экспонатов, он располагается на территории завода Vairas. Музей был основан в 1980 году.

Гордостью владельцев редкой коллекции является велосипед ручной работы Imperial Trumpf, собранный приблизительно в 1812 году. Здесь есть велосипеды, изготовленные во времена Первой и Второй мировых войн и приехавшие из Западной Европы. Есть и велосипеды-малютки. Пожалуй, только тут сохранился детский трехколёсный кованый велосипед, которому больше ста лет. Посетители музея могут прокатиться и на современной версии велосипеда - веломобиле.

Ежегодно посмотреть двухколесные экспонаты приходит более 10 тысяч человек.

В 2012 году в музее открылась экспозиция, посвященная спортивным велосипедам, которые принимали участие в различных мировых спортивных мероприятиях и принесли литовцам призовые места. На цифровых стендах посетителям рассказывается история велосипедных спортивных состязаний, которая берет свой отсчет с 30-х годов прошлого столетия.

Во времена, когда Литва входила в состав Советского Союза, она завоевала свои первые олимпийские медали. Это произошло на Играх в Сеуле в 1988 году. Литовские велосипедисты представляли различные мировые клубы и добились серьезных результатов в этом виде спорта на европейских и мировых чемпионатах.

Музей работает со вторника по пятницу с десяти утра до шести вечера, а в субботу - с одиннадцати утра до пяти вечера. Входной билет стоит 6 Lt, а льготный - в два раза дешевле. Экскурсия с гидом обойдется в 40 Lt, разрешение на фотографирование стоит 20 Lt.

+370 41-524395

Vilniaus gv. 139, Siauliai, Lithuania

www.openarium.ru

Несезон в Литве: день пятый. Шауляй: koshmarikov

Накануне вечером я добрался до Шауляя, который встретил меня пустынными улицами, заваленными листьями. Вымерший на зиму курорт. Кафе, впрочем, работали, да и люди там сидели. Первое впечатление получилось страшноватое. А еще здесь нашлось озеро, которому я сразу и побежал, несмотря на темноту. Озеро оказалось отдельно от старой части города - вокруг него пятиэтажки, сараи да леса.Утром то ли настроение у меня стало лучше, то ли на этот город просто не надо смотреть ночью, но Обнаружилась центральная улица с новенькими фонарями и подозрительно советскими звездами на них.

Советского периода здания на ней тоже есть, например, такие.

Рядом расположился довольно большой блошиный рынок.

Много монет, медалей и всякого хлама.И здесь местное развлечение - скульптуры. Кто во что горазд.

А еще на главной улице стоят вот такие очень удобные скамейки. Кот в комплекте.

Здесь же расположены местные музеи. Музей телевидения и фотографии совсем маленькие, а вот у музея велосипедов большая коллекция - от деревянных с тележными колесами до веломобилей 80-х и современных двухподвесов. Есть такой вот полноприводный монстр (обратите внимание на черный шланг, примотанный к раме).

Есть велосипеды литовских велопутешественников,

Можно покрутить велотренажер с видео или велосипед конструкции Леонардо да Винчи.

В городе, кстати, делали телевизоры, а велосипеды делают и по сей день. Велосипедный завод Baltic Vairas делает велосипеды оптовыми партиям для больших торговых сетей, так что продаются они под разными марками в основном в Европе.

А щеё был в Шауляе кожевенник с говорящим именем Хаим Френкель. Он, разбогатев, построил вот такую виллу.

Внутри сохранились интерьеры, и там музей провинциальной культуры. А в парке за вилой местный кот сопровождает знакомых дам.

А я отправляюсь дальше к морю. Свернул на проселочные дороги Жемайтии, еду через леса и деревни. Это край холмов и озер, и вокруг красота. Вот деревня

Вот холмы

Кто-то оленей разводит (они за оградой на самом деле)

Эти мешки - для сбора биогаза?

Попадаются вот такие деревянные церкви.

Крепкое хозяйство по соседству с церковью.

Уже в сумерках я доехал до Паланги. А что было там - в следующей части.

koshmarikov.livejournal.com

Шауляй. Часть 1. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2014 г.

 Шауляй находится на севере Литвы. Известен с 1236 года. В состав Российской империи вошёл в 1795 году. В 1871 году через город прошла железная дорога. В советское время здесь выпускались известные телевизоры "Таурас".  За годы независимости население города уменьшилось на 20 тысяч человек (чуть более 100 тысяч в настоящее время). Осмотрев Балтийск, я, на следующее утро, отправился на автобусе в Шауляй. Границу пересекали в Советске. Потери времени, на данную процедуру, были незначительными, и вот уже мост королевы Луизы остался позади... Значительная часть дорожного покрытия ремонтировалась, поэтому несколько раз попались участки с реверсным движением. Бросилось в глаза, что на строительстве дороги не было видно гастарбайтеров (людей южной внешности), а за рулём строительной техники часто сидели молодые ребята. Сельское хозяйство показалось в этом регионе более развитым, чем в восточной Литве, но до белорусского размаха всё равно не дотягивало. Обратил внимание, что велосипедная дорожка и тротуар закладывались на реконструируемой дороге даже между населёнными пунктами, расположенными недалеко друг от друга. Жилые дома, увиденные из окна выглядели вполне зажиточными, но без показной роскоши. Когда я вышел в Шауляе, то хотел сфотографировать парочку подобных строений (чтобы как-то начать процесс), но увидел недоумение в глазах прохожих и подумал: "А действительно, зачем они нужны?" Дома, как дома. Теперь таких везде много. Разве лишь, принять их можно было за построенные в советское время... Я устроился в небольшой гостинице и отправился в город.

 Скоро оказался около небольшого мемориального сквера. Из надписей можно было понять, что здесь поминают литовских и немецких солдат, погибших в первой половине XX века.

 Плотность интересного в Шауляе, в основном, невысока. Но на велосипеде я существенно расширяю ареал осмотра, поэтому фотоаппарат не простаивал.

 Довольную собаку можно издали принять за молоденькую хрюшку.

На летнюю эстраду сейчас лучше ходить со своими стульями.

 Несколько зданий первой половины XX века. Их здесь немало.

 Факультет местного университета.

 И позитивный музыкант у культурного центра.

Скульптура "Аушра" (Заря). Может показаться, что дама (вес скульптуры 20 тонн) выглядит несколько тяжеловато и мрачно. Но в тот хмурый день она мне показалась вполне органичной для Шауляя, да и вообще для Литвы.

 Площадь Солнечных часов появилась в 1986 году, к 750-летию города.

На ней колонна с фигурой стрельца. ("Золотой мальчик").

 С берега, находящегося рядом с прудом, раздавалась ритмичная музыка. Мероприятие проводила симпатичная стройная девушка.

 Трудно было оставаться безучастным...

 Поблизости, среди груды камней, бродили люди. Оказалось, что это лабиринт, служащий для успокоения. Под громкую музыку данного состояния было добиться непросто, но несколько человек не оставляли попыток, либо просто не могли выбраться наружу.

 Косвенные признаки подсказывали, что в водоёме водится рыба.

 Любителей водных лыж раскручивает устройство на вышке.

 Православный храм св. Георгия

  стал католическим.

 Продолжаю не спеша ездить по центру Шауляя.

 Чтобы картина была более объективной, посмотрим сюда. Такой застройки много, только я не люблю на неё время тратить.

 В бывшей водонапорной башне сейчас, вроде бы, находится музей водоснабжения.

 Библиотека университета.

 Музей "Аушрос".

 Музей велосипедов (их в советское время выпускали в городе).

 Фигуры каких-то упругих и крепеньких животных продолжают водную тему фонтана.

Пешеходная зона на Вильнюсской улице появилась одной из первых в СССР - ещё в 1975 году.

 Похоже, что скамейка помнит то время. Вообще, в Шауляе мне не хватало позитива, разлитого в воздухе, как это случается в иных местах (например, в Вильнюсе). Я поймал себя на мысли, что практически не видел улыбающихся людей. Возможно, ненастная погода сделала своё дело, но и в самом городе есть нечто такое, что подталкивает к депрессии. Не успел я проехать небольшое расстояние, как услышал громкую ругань. Кричала группа парней. Их драгоценное внимание было уделено парочке молодых людей азиатской внешности. Которые глядели на своих визави непонимающими изумлёнными глазами, ожидая, что же будет дальше. За гостей города вступились двое мужчин. Стали кричать на парней. Пока шёл аудиопоединок, азиаты улизнули, после чего у аборигенов обмен любезностями закончился, лишний раз подтверждая мудрое утверждение "Нет человека - нет проблемы".

 Литератор и общественный деятель Повилас Визинскис. Выглядит умудрённым жизнью, хотя немного не дожил до 31-го дня рождения.

 Наконец я услышал искренний смех. Его издавала молодая нетрезвая пара. Увидев человека с фотоаппаратом они пристали: "Сфотографируй нас!". Говорили по-литовски, но было понятно, т.к. они активно жестикулировали. - Турист? - Да. Русский турист!... Моё географическое уточнение их нисколько не взволновало, что ещё раз подтвердило, что, вообще-то, литовцы нас любят, а все претензии предъявляют только из-за того, что хотят, чтобы мы постоянно менялись в лучшую сторону. (И знают ведь, что это бесполезно, но стараются. Молодцы...). Парочка сфотографировалась несколько раз и пошла дальше, наполняя децибеллами мрачную тишину окружающего пространства.

 Посмотрим на пешеходную зону внимательней. Здесь самая большая концентрация интересного.

 Улица изобилует различными фигурками, которые не всегда бросаются в глаза, т.к. находятся в самых неожиданных местах.

 На часах сидит петух.

 Поросёнок в яблоках.

 Ещё одна улыбающаяся пара.

 Сиденье скамейки уже потёрто от времени, а спинка как новая. Возможно, из-за того, что к такой конструкции не слишком-то хочется прислониться.

 Передвигаясь по Вильнюсской, я, время от времени, заглядывал на соседние улицы, в надежде на обнаружение чего-либо интересного. В частности, подбирался пару раз к собору Петра и Павла, но практически все фотографии получились неудачно. Драматический театр.

 Неподалёку стояла фигура мужчины, предположительно актёра, на которую я направил фотоаппарат. В этот момент в мою сторону прозвучал вопрос на литовском языке. Исходил он от пожилого джентнльмена с тростью, сидящего поблизости. - Я говорю только по-русски. - А, товарищ... - Почему же сразу товарищ? (В российском обиходе данное слово применяется теперь редко, а другом данный господин мне не приходился). И что плохого Вы видите в этом слове? - Ничего. Но мы, в Литве, так не говорим. Стало понятно, что мой собеседник немного навеселе. Но совсем чуток, что не исключало осознанного разговора с ним. (Пусть выскажет то, что у него на уме). - Что приехал посмотреть, как живёт младший брат? Вы же всегда считали нас младшими. - Да считали. Но это так и есть. Да и старший часто младшему помогает, чем может. (Думаю, что в роли младших братьев литовцы чувствуют себя вполне комфортно, т.к. играют её уже не одно столетие. Наверняка, и теперь находящиеся в здравом уме граждане этой страны понимают, что новые их покровители и друзья отводят им ту же участь). - Вот ты в Литву приехал, тебе кто-то здесь делает плохое? - А разве литовцев в России притесняют? - Что Путин делает с Украиной! Крым захватил!... - Крым всегда был нашим. Конечно, Украина могла бы попытаться удержать его в своём составе, несмотря на то, что несправедливое решение Хрущёва российский народ никогда бы не принял окончательно, но не сочла нужным вести себя в данном вопросе правильно. - А почему Путин войска без шевронов в Крым отправил? - Потому и не погиб никто. Было бы лучше, если бы началась настоящая война? У Путина голова на плечах... - А у нас что, ж...? - А почему вы к себе всё это примеряете? По-моему, литовцев это никак не касается. - Ладно, давай выпьем. Я куплю... - Нет, спасибо, я не пью в дороге.

 По-моему, один из театральных входов.

 Возвращаюсь на Вильнюсскую.

 Бывшая гимназия, построенная в начале XX века.

 Посмотрим работы местных скульпторов. Среди них я нашёл для себя много интересного.

 Литовец, латыш и эстонец?

 Здание гимназии.

И концертный зал. Погода стала улучшаться, подавая надежду, что на следующий день не будет дождя.

                     Назад                                                                                     Вперёд

                                                     Перейти к другим рассказам

boris-mavlyutov.livejournal.com

Велосипедный рай (Шауляй, Литва)

Вторым шяуляйским музеем, который мы посетили, стал музей велосипедов. Уже издали у входа в него мы заметили железного "монстра" с двумя колесами - большим передним и маленьким задним - и с деревянным сидением, на котором прокатиться можно было разве что только в 19 - начале 20 веков.

В музее нас встретила приветливая тетечка, которая, узнав, что мы из Москвы, тут же спросила: а не видели ли мы старинные велосипеды в нашем политехническом музее. И очень порадовалась, когда услышала, что такого их обилия, как в Шяуляе, мы вообще никогда не видели.

Это и не удивительно. В шяуляйском музее их вместе с веломобилями насчитывается аж 259 штук. Собирать велики тут начали с 1980 года и набрали весьма мощную коллекцию. Например, тут, как я прочитала на одном из сайтов, есть велосипед 1812 года. Его мы, правда, не видели. Зато во всей красе рассмотрели его младшего (почти на 80 лет) собрата, изготовленного в самом конце 19 века - поистине экологически чистый экземпляр: даже рама у него практически полностью деревянная, только колеса металлические.

Есть велосипед 1917 года выпуска, сделанный в Литве. Внешне он немногим отличается от того, который изготовили в конце 19 века, но, на самом деле, в нем больше возможностей и выше прочность - так, его рама уже полностью металлическая.

Есть английские велосипед 1912-1916 годов (на фото он слева), немецкий 1926 года. Они уже более продвинутые, и на раме, по крайней мере, у английского уже прикреплен фонарь.

Из старинных мне еще очень понравился детский кованный трехколесный велосипедик. Сделали его еще аж в 1905 году.

Те же, которые изготавливались в более поздние годы, представлены в музее не только литовскими заводами, но и прочими европейскими.

Есть тут велосипеды немецкой фирмы "Schurhoff" 1940 года выпуска. Ага, уже во время Второй Мировой войны изготовили.

Есть голландские "Sparta" 1982-ого года.

Есть даже белорусский "Аист" 1985 года и наша "Кама" 1984-ого.

Польша же, к примеру, представлена вообще велосипедом-тандемом. Делали такие там в 1980-х.

Музей очень большой, из нескольких этажей. Но такую любовь шяуляйцев к велосипедам вряд ли можно считать странной. В Шяуляе много лет работал завод, на котором как раз и делали данное средство передвижения. Правда, в каком он сейчас состоянии, работает ли или уже давно приказал долго жить, мне сказать сложно.

Кстати, наверняка многие из вас в курсе, что до сих пор неизвестно, кто же был первым изобретателем велосипеда? Ясно лишь, что колесо было изобретено еще аж до новой эры, а человек всегда думал, как сделать так, чтобы на нем можно было не только перевозить грузы с помощью запряженных в телеги животных, но и перемещаться самостоятельно. Так, в музее есть целая куча схем моделей, где видно, как била ключом мысль изобретательская, дабы придумать что-нибудь неслыханное. В общем, сплошной креатив! :)) Я особенно восторгнулась несколькими! Все-таки далеко уходить от идеи эксплуатации лошади народ, по-видимому, сразу не мог. А потому представьте себе такую конструкцию: лошадь, только без ног. К ней спереди приделано маленькое колесо, а сзади два больших. Сидеть предполагалось, как оно и положено на лошади - в седле, ну и крутить педали. Надеюсь, что лошадь в данном варианте имелась в виду деревянная.

Или вот еще. Огромное колесо, полое внутри. В него садиться человек на приспособление, состоящее из трех маленьких колесиков. Все вместе они прочно прилегают друг к другу. Пассажир крутит педали, маленькие колесики приходят в движение и начинают вращать большое. Ура, поехали!

Была идея использовать даже электрические провода для освещения, ну, типа, ЛЭП. Правда, для езды предполагалось параллельно верхнему проводу протянуть снизу еще один. Этакая кибитка двумя колесами цеплялась за нижний провод, а двумя за верхний. Человек крутил педали, двигал рычажками и ехал. Куда при этом девалось электричество, и далеко ли уезжал товарищ, история умалчивает.

А как вам, например, модель, где переднее колесо квадратное, а заднее треугольное? Думаете, не поедет? Еще как поедет! Достаточно всего лишь приделать к этим колесам снизу по несколько маленьких кругленьких и можно запросто отправляться гонять по улицам и поражать прохожих внешним видом своего транспортного средства. :))

Кстати, на шяуляйском велосипедном заводе тоже был один странненький проект. Случилось сие в 1982 году. А измыслили там ни что иное, как полностью деревянный велосипед. На один экземпляр такого можно сейчас посмотреть в музее. Правда, я что-то не уверена, что на нем реально было далеко уехать.

Ну, а потом на шяуляйском заводе перешли и к другим вариантам. Замечу, что среди прочих, вполне обыкновенных. Там стали изготовлять веломобили - одно- или двухместные машины, которые приводились в движение, как и полагается, путем кручения педалей.

Но самое сильное изобретение, на мой взгляд, - это веломобиль для всей семьи. Правда, шяуляйский велосипедный завод не имеет к нему никакого отношения. Это - творческий порыв какого-то частного умельца. Педалей в таком веломобиле аж три пары, сидений - три, колес тоже три, но установлены они не обычным способом, а друг за другом. Предназначено сие транспортное средство для четырех человек (двух взрослых и двух детей) и одного домашнего любимца. Вперед садится глава семейства и сразу за ним крепится детское велосипедное кресло, в котором будет путешествовать самый младший член экипажа, за ним - мама, дальше - старший порасик, коий тоже будет крутить педали, а в самом конце к агрегату цепляется нечто вроде тележки, где может ехать домашняя киса или собачка. Было ли испытано в походных условиях сие творение, и далеко ли уехали испытатели, не знаю. Но согласитесь, креатив налицо! :))

В общем, такой вот музей. Но то, о чем я рассказала в этом посте, конечно, далеко не всё, что в нем можно увидеть воочию. По-любому уверена, что велосипедным фанатам, которые, как я знаю, есть и в числе моих читателей, музей должен понравится.В Шяуляе мы жили здесь.

turbina.ru

Велосипедный рай (Шауляй, Литва)

Вторым шяуляйским музеем, который мы посетили, стал музей велосипедов. Уже издали у входа в него мы заметили железного "монстра" с двумя колесами - большим передним и маленьким задним - и с деревянным сидением, на котором прокатиться можно было разве что только в 19 - начале 20 веков.

В музее нас встретила приветливая тетечка, которая, узнав, что мы из Москвы, тут же спросила: а не видели ли мы старинные велосипеды в нашем политехническом музее. И очень порадовалась, когда услышала, что такого их обилия, как в Шяуляе, мы вообще никогда не видели.

Это и не удивительно. В шяуляйском музее их вместе с веломобилями насчитывается аж 259 штук. Собирать велики тут начали с 1980 года и набрали весьма мощную коллекцию. Например, тут, как я прочитала на одном из сайтов, есть велосипед 1812 года. Его мы, правда, не видели. Зато во всей красе рассмотрели его младшего (почти на 80 лет) собрата, изготовленного в самом конце 19 века - поистине экологически чистый экземпляр: даже рама у него практически полностью деревянная, только колеса металлические.

Есть велосипед 1917 года выпуска, сделанный в Литве. Внешне он немногим отличается от того, который изготовили в конце 19 века, но, на самом деле, в нем больше возможностей и выше прочность - так, его рама уже полностью металлическая.

Есть английские велосипед 1912-1916 годов (на фото он слева), немецкий 1926 года. Они уже более продвинутые, и на раме, по крайней мере, у английского уже прикреплен фонарь.

Из старинных мне еще очень понравился детский кованный трехколесный велосипедик. Сделали его еще аж в 1905 году.

Те же, которые изготавливались в более поздние годы, представлены в музее не только литовскими заводами, но и прочими европейскими.

Есть тут велосипеды немецкой фирмы "Schurhoff" 1940 года выпуска. Ага, уже во время Второй Мировой войны изготовили.

Есть голландские "Sparta" 1982-ого года.

Есть даже белорусский "Аист" 1985 года и наша "Кама" 1984-ого.

Польша же, к примеру, представлена вообще велосипедом-тандемом. Делали такие там в 1980-х.

Музей очень большой, из нескольких этажей. Но такую любовь шяуляйцев к велосипедам вряд ли можно считать странной. В Шяуляе много лет работал завод, на котором как раз и делали данное средство передвижения. Правда, в каком он сейчас состоянии, работает ли или уже давно приказал долго жить, мне сказать сложно.

Кстати, наверняка многие из вас в курсе, что до сих пор неизвестно, кто же был первым изобретателем велосипеда? Ясно лишь, что колесо было изобретено еще аж до новой эры, а человек всегда думал, как сделать так, чтобы на нем можно было не только перевозить грузы с помощью запряженных в телеги животных, но и перемещаться самостоятельно. Так, в музее есть целая куча схем моделей, где видно, как била ключом мысль изобретательская, дабы придумать что-нибудь неслыханное. В общем, сплошной креатив! :)) Я особенно восторгнулась несколькими! Все-таки далеко уходить от идеи эксплуатации лошади народ, по-видимому, сразу не мог. А потому представьте себе такую конструкцию: лошадь, только без ног. К ней спереди приделано маленькое колесо, а сзади два больших. Сидеть предполагалось, как оно и положено на лошади - в седле, ну и крутить педали. Надеюсь, что лошадь в данном варианте имелась в виду деревянная.

Или вот еще. Огромное колесо, полое внутри. В него садиться человек на приспособление, состоящее из трех маленьких колесиков. Все вместе они прочно прилегают друг к другу. Пассажир крутит педали, маленькие колесики приходят в движение и начинают вращать большое. Ура, поехали!

Была идея использовать даже электрические провода для освещения, ну, типа, ЛЭП. Правда, для езды предполагалось параллельно верхнему проводу протянуть снизу еще один. Этакая кибитка двумя колесами цеплялась за нижний провод, а двумя за верхний. Человек крутил педали, двигал рычажками и ехал. Куда при этом девалось электричество, и далеко ли уезжал товарищ, история умалчивает.

А как вам, например, модель, где переднее колесо квадратное, а заднее треугольное? Думаете, не поедет? Еще как поедет! Достаточно всего лишь приделать к этим колесам снизу по несколько маленьких кругленьких и можно запросто отправляться гонять по улицам и поражать прохожих внешним видом своего транспортного средства. :))

Кстати, на шяуляйском велосипедном заводе тоже был один странненький проект. Случилось сие в 1982 году. А измыслили там ни что иное, как полностью деревянный велосипед. На один экземпляр такого можно сейчас посмотреть в музее. Правда, я что-то не уверена, что на нем реально было далеко уехать.

Ну, а потом на шяуляйском заводе перешли и к другим вариантам. Замечу, что среди прочих, вполне обыкновенных. Там стали изготовлять веломобили - одно- или двухместные машины, которые приводились в движение, как и полагается, путем кручения педалей.

Но самое сильное изобретение, на мой взгляд, - это веломобиль для всей семьи. Правда, шяуляйский велосипедный завод не имеет к нему никакого отношения. Это - творческий порыв какого-то частного умельца. Педалей в таком веломобиле аж три пары, сидений - три, колес тоже три, но установлены они не обычным способом, а друг за другом. Предназначено сие транспортное средство для четырех человек (двух взрослых и двух детей) и одного домашнего любимца. Вперед садится глава семейства и сразу за ним крепится детское велосипедное кресло, в котором будет путешествовать самый младший член экипажа, за ним - мама, дальше - старший порасик, коий тоже будет крутить педали, а в самом конце к агрегату цепляется нечто вроде тележки, где может ехать домашняя киса или собачка. Было ли испытано в походных условиях сие творение, и далеко ли уехали испытатели, не знаю. Но согласитесь, креатив налицо! :))

В общем, такой вот музей. Но то, о чем я рассказала в этом посте, конечно, далеко не всё, что в нем можно увидеть воочию. По-любому уверена, что велосипедным фанатам, которые, как я знаю, есть и в числе моих читателей, музей должен понравится.В Шяуляе мы жили здесь.

turbina.ru


Смотрите также