Кому следует отказаться от велосипеда. Велосипед сердце


Велосипедисты и проблемы с сердцем

После публикации материала на эту тему некоторое время назад, я получил множество писем от велосипедистов, испытавших проблемы, связанные с сердцем. Я понятия не имел что с ними делать, так как для обычной колонки материалов было слишком много. Тем не менее, опыт этих людей может показаться интересным многим фанатам велосипедного спорта.

Всем нам известно, что на самом базовом уровне езда на велосипеде положительно сказывается на здоровье. Переусердствование время от времени тоже знакомо многим из нас. Мы можем так никогда и не узнать, в какой момент наносим своему организму непоправимый вред.

  Здесь можно быстро найти то, что Вам нужно!  

Однако, учитывая, что большинство из авторов писем впервые столкнулись с этими проблемами во время езды, это, с определённой степенью вероятности, указывает на некоторые взаимосвязи между причиной и следствием. А письмо от кардиолога и велогонщика предостерегает нас от излишней экстраполяции причины и эффекта.

Автор оригинального текста: Леннард Зинн.

 

Дорогой Леннард,

Огромное спасибо за великолепную статью, которую вы написали на тему сердца. Думаю, она, наконец, заставит меня перестать пытаться ездить так, как в свои молодые годы.

Два года назад, в возрасте 67 лет, у меня случился сердечный приступ во время езды на велосипеде. К счастью для меня, остановки сердца не произошло, и я находился неподалёку от хорошего госпиталя в Арлингтоне, штат Виргиния. В течение 20 минут врачи уже проводили стентирование. В то время я, так же, как и вы, не мог поверить, что такое могло произойти со мной. Я считал, что нахожусь в отличной физической форме для своего возраста. Всего за шесть месяцев до приступа я проводил свой отпуск в Боулдере и поднимался на свои любимые возвышенности: холм Ли, Суперфлаг и Уорд. По время покорения этих холмов мой сердечный ритм доходил до 190 ударов в минуту, и я чувствовал себя превосходно. Мне всегда казалось, что это отличный стресс-тест, а если у меня и были какие-то проблемы, они точно проявили бы себя при такой нагрузке, а не во время обычной поездки в кофейню!

Спустя два месяца после сердечного приступа, я ушёл на пенсию и переехал в Ловланд, Колорадо. Мне жаль, что я больше не могу атаковать возвышенности как раньше, но я благодарен, что всё ещё способен на них подниматься. Иногда я ещё пытаюсь выкладываться на полную, но я уже не тот гонщик, каким был три года назад.

Ваша статья изменила мой подход к велоспорту. Я приму свой возраст, максимальные 150 ударов в минуту и буду просто наслаждаться временем, проведённым в седле.

— Гари

Дорогой Леннард,

Я с возрастающим интересом читал о ваших проблемах с сердцем и надеялся, что вы можете пролить свет на этот вопрос. Мне 56 лет и я – бывший участник шоссейных соревнований и конькобежец. До недавнего времени я принимал участие в заездах на выносливость, проводимых в горах. После инцидента во время тренировки, вызвавшего повышение частоты сердечных сокращений в фазе отдыха, у меня диагностировали синдром «увеличенного спортивного сердца». Кроме этого я посетил доктора традиционной китайской медицины с западным медицинским дипломом. По её мнению это сжатие сердечного нерва из-за увеличенного сердца. Мне посоветовали не перенапрягаться. Мне известно, что вы не являетесь специалистом в сфере медицины, и я никогда бы не стал бы трактовать ваш совет, как медицинскую рекомендацию. Кроме этого, каждый случай уникален, но что вы думает о тренировках при низком сердечном ритме? Пользуясь своим монитором сердцебиения, я продолжаю упражняться три раза в неделю. Я читал, что тренировки продолжительностью более двух часов также могут быть фактором риска. Мы с женой постоянно спорим на эту тему.

Не обладая обширными медицинскими ресурсами и хорошей медицинской страховкой, я не могу провести более глубокий анализ.

Извиняюсь за объём этого письма, но мне очень интересно узнать ваше мнение о том, как справиться с данной проблемой. Спасибо, что уделили мне время.

— Джефф

Дорогой Джефф,

Я считаю, что тренировки с поддержанием низкого сердечного ритма вполне жизнеспособны и эффективны. Сосредоточив внимание на технических аспектах, вы можете сделать их интереснее. К примеру, я всё ещё участвую в групповых тренировочных велокроссах, но, поскольку не могу сильно разгоняться, то работают над своими техническими навыками.

Я постоянно улучшаю своё вхождение в повороты, чтобы сократить отставание от других гонщиков, возникающее на прямых участках. Кроме этого, я работаю над своей распрыжкой (моя цель – научиться стабильно преодолевать два следующих друг за другом 40-сантиметровых барьера к 60 годам, то есть через три года).

— Леннард

Дорогой Леннард,

Я уже много лет являюсь вашим большим фанатом и подумал, что вас может заинтересовать моя ситуация. Впервые я столкнулся с тахикардией до 240 ударов в минуту в 1988 году. Тогда мне было всего 19 лет, и я тренировался в Шайенн Канон, что в Колорадо-Спрингс. С того момента я ни разу не обращался за медицинской помощью по этому поводу.

До и после моего первого проблемного эпизода (все случаи были практически идентичны друг другу, сейчас, по прошествии 29 лет, эти эпизоды происходят один-два раза в месяц, а иногда и чаще!), я участвовал в гонках USCF, а так же несколько лет ездил во второй категории тура Superweek. В 1985, ещё будучи подростком, я усиленно тренировался, пока впервые не столкнулся с симптомами. Тогда я подумал, что мои собственные действия привели к временным неполадкам с сердцем. Начиная с 1990 года, я отказался от напряжённых гонок и соревнований и вновь вернулся к ним только в 2003 году. Сейчас я продолжаю заниматься велоспортом и всё ещё способен выкладываться в гонках на полную.

С того памятного дня, я пережил сотни случаев тахикардии, во время которых мой сердечный ритм превышал 200 ударов в минуту. Вот чему я смог научиться:

— Мои симптомы тахикардии временны. Они всегда наступают внезапно и без всякого предупреждения, хотя можно задать условия, которые могут с высокой степенью вероятности их вызвать. Вы знаете, как это происходит. Внезапно ваше сердце начинает сходить с ума, но потом вы понимаете, что оно продолжает работать, просто в невероятно быстром темпе.

—  После многолетнего бездействия, в возрасте 47 лет (год назад) у меня был болезненный эпизод, не прекратившийся даже спустя несколько часов. Так что я вызвал скорую помощь. Они нацепили на меня кучу датчиков и начали суетиться. Затем они что-то мне ввели и сказали, что я почувствую себя как после удара лошади. Но я не почувствовал ничего особенного (видимо дело в том, что я – велосипедист). Всё прекратилось так же, как это обычно происходило само собой… ты чувствуешь сильный удар, который прекращает неприятную бешеную тахикардию. Этот удар приносит огромное облегчение. Я бы сказал, что курсирующие в теле эклектические импульсы исправляются, а затем сердце получает приток богатой кислородом крови.

— После визита скорой помощи, меня, естественно, направили к кардиологу. Опытный хирург доктор Вестби Фишер порекомендовал провести артроскопическую операцию по абляции. Однако он сказал, что я могу отказаться от неё и продолжать жить, не подвергаясь почти никакому риску. Впрочем, он упомянул, что моё сердце может в конечном итоге «износиться» и всё же настоятельно рекомендовал согласиться на операцию. Настолько я помню, он предоставил мне следующую статистику относительно процедуры: шанс смерти – 5%, шанс того, что мне потребуется кардиостимулятор – 20%, а так же довольно высокий шанс того, что они не сумеют найти подходящую точку абляции. Мне кажется, у них было общее представлении о нужной точке абляции, а риск заключался в повреждении близких к ней тканей. Я, конечно, не доктор… но взвесил все годы жизни с этой проклятой проблемой и решил не делать операцию.

— Симптомы: У меня начинается очень быстрое сердцебиение, вплоть до 254 ударов в минуту, судя по монитору сердечного ритма. Несмотря на все свои попытки, я так и не сумел вызвать эти симптомы, когда мне предписали ходить с массивным больничным монитором. Когда я вызвал скорую помощь, моё сердце билось со скоростью 201 удар. До этого у меня были мониторы сердечного ритма, которые не могли определить уровень сердцебиения во время приступа тахикардии или просто показывали пустой экран. Иногда я чувствовал себя очень плохо, и мне приходилось останавливать тренировку. Кроме этого, я испытывал общую слабость в ногах. Во время тахикардии, её внешние признаки была заметны на груди и шейных венах. Даже невооружённому глазу было понятно, что моё сердце сходит с ума. Ускоренное сердцебиение сопровождалось лёгкой стенокардией, но, обычно, я чувствовал, не что-то смутное, а именно быстрое ритмичное биение внешней поверхности сердечной мышцы. «Ей, я могу определить границы своего сердца… круто!»

Так что, внешние симптомы могли показаться страшноватыми со стороны. Чаще всего приступы продолжались около 45 минут, но могли длиться как 5 минут, так и целых 1,5 часа. Сердцебиение повышалось до 230 ударов в минуту, но снижалось до нормальных 60 ударов не постепенно. Вместо этого, возвращение к обычного сердечному ритму происходило очень резко и сопровождалось сильным корректирующим ударом. К другим симптомам можно отнести боль в шее, оцепенение торса и шеи, а так же боли в руке. Именно эта страшная боль, идущая вниз по левой руке, подтверждает проблемы с сердцем и пугает вас ещё сильнее.

— Проявление приступа: В 90% случаев приступ начинается после экстремальных физических нагрузок. Для меня в этом качестве выступают поездки на велосипеде. Вот несколько моих секретов, позволяющих предотвратить тахикардию: регулярные тренировки снижают вероятность возникновения приступов, как и хорошая общая физическая подготовка (моя имеет обыкновение скакать, потому что я набираю вес в межсезонье). Хорошая разминка имеет решающее значение. Тахикардия ВСЕГДА наступает после интенсивной физической нагрузки, за которой следует резкий отдых. К примеру, такое может произойти, когда велосипедисты, едущие перед вами, неожиданно останавливаются или когда вы стараетесь быстрее проехать светофор, но не успеваете (если вы, как и я, ездите по городу).

Ваше хорошо тренированное сердце немедленно хочет отдохнуть и старается замедлиться, поскольку вы находитесь в хорошей физической форме и можете быстро восстановиться. После внезапной остановки кажется, что электрические импульсы в вашем теле говорят уже быстро бьющемуся (160-180 ударов в минуту) сердцу: «Нет, нет, нет, надо продолжать работать, что если этот парень снова начнёт крутить педали изо всех сил?» Так что мой секрет довольно прост. Не нужно останавливаться. Если вы очень сильно нагружаете свой организм, не нужно резко замедляться, и всё будет в порядке. Мне приходится ездить именно так, или мой заезд очень быстро подойдёт к концу. Много раз во время групповых поездок я поддерживал очень высокий темп, а затем замедлялся до 11 км/ч и уже не мог держаться рядом с остальными членами группы.

— Проблемы: Выпил пива вечером перед поездкой = увеличил риск приступа. Чашка кофе = увеличенный рис. Жара = увеличенный риск. Тахикардию может вызвать даже обычная отрыжка.

— Как с этим бороться: После многих лет жизни с этой сердечной проблемой, я могу завершить групповой заезд даже во время приступа, если не буду пытаться ехать быстрее 40 км/ч (здесь местность в большинстве своём ровная). Я всё ещё способен выдавать 300 ватт, но не могу подниматься до 400 или совершать прыжки. Я могу переключиться на самую большую звезду и заставить своё тело работать в полную силу, игнорируя другие симптомы. Ровное дыхание помогает поддерживать циркуляцию крови, пока сердце разбирается со своими проблемами. Что интересно, приступы тахикардии всегда заканчиваются по собственному желанию, независимо от того, продолжаю ли я тренировку.

Таким образом, я могу спокойно проехать первый час 96-километрового группового заезда, затем чудом пережить 60-минутный приступ тахикардии и спокойно проехать оставшееся расстояние, чувствуя себя на миллион баксов. Мне кажется, что быстрый сердечный ритм в некотором смысле делает меня только сильнее, поскольку я почти никогда не устаю во время поездок и совершенно не страдаю, когда сердцебиение поднимается выше 186 ударов вследствие большой нагрузки (а не тахикардии).

— Прогноз на будущее: Проблемы отступают, когда я не занимаюсь. Впрочем, это не совсем верно. Сейчас у меня случаются приступы, даже когда я работаю за компьютером. К сожалению, чем старше я становлюсь, тем чаше это происходит. Конечно, это звучит глупо, но, по правде говоря, велосипедный спорт является самой большой радостью в моей жизни, так что я хватаюсь за него, несмотря на своё состояние (и другие более насущные и неотложные дела).

Недавно я узнал, что у Бобби Джулича была такая же тахикардия, и он лёг на операцию.

Думаю, он поступил мудро и правильно (заставив меня чувствовать себя полным дураком). Впрочем, доктор действительно сказал, что, судя по моей истории, я могу жить с этим без особых проблем.

Мне кажется, что сердце – очень динамичный и умный орган, старающийся подстроиться под тяжёлую нагрузку, которую испытывают велосипедисты (и другие атлеты, занимающиеся спортом, где важна выносливость). По моему мнению, эта проблема тесно связана с интервалами.

— Тед

Дорогой Леннард,

Год назад, когда у меня диагностировали суправентрикулярную тахикардию, мы с вами кратко обсудили это. Сегодня я хотел бы рассказать вам о своём текущем состоянии.

24 апреля 2015 года я прошёл абляцию. Мне было очень очень страшно, и несколько раз я почти решался отказаться от этой операции. В конечном итоге, я успокоился и смирился с возможными последствиями. К счастью, мой случай подпадал под «нормальную» статистическую модель, и всё прошло превосходно. Оказалось, что я страдал от синдрома Вольфа-Паркинсона-Уайта, который вполне мог меня убить. На всю процедуру, руководил которой доктор Френсис Гно, ушло несколько коротких часов.

Я никогда не знал, как должно чувствоваться сердце.

Сейчас я практически не замечаю своё сердце и не обращаю на него внимания во время тренировок. Хотя я уже не нагружаю себя так сильно, как раньше, в этом году мне удалось прийти пятым на гонке Laramie Enduro. За год до этого на прохождение данного маршрута мне потребовалось на час больше времени. Иногда я делаю то, что раньше могло привести к приступу и поражаюсь тому, что чувствую себя совершенно нормально.

Для меня абляция прошла успешно. Я всё ещё стараюсь не слишком часто «выкладываться на полную». Воспоминания об аритмии выветриваются очень медленно. Но мне очень нравиться жить, не беспокоясь о своём сердце. Я уже не вслушиваюсь в каждое биение и не просыпаюсь посреди ночи, в ожидании очередного приступа, который может так и не начаться.

— Дрю

Дорогой Леннард,

Уверен, я не первый человек, который пишет вам по поводу вашего ответа Френку, опубликованного 20 октября, но во втором параграфе описывается как раз то, что произошло со мной.

Безумная аритмия, вызов скорой помощи, стресс-тест на беговой дорожке, а затем ангиограмма. Цитирую доктора: «Хотел бы я иметь такие коронарные артерии!» Именно это он и произнёс, слово в слово!

Сейчас мне уже почти 50, и я начинаю сильно беспокоиться. Я почти не катался на велосипеде в промежутке между 20 и 40 годами. Серьёзно ездить я начал только в последние два года. Я даже не участвую в гонках, но аритмия просто сводит меня с ума!

Я заметил, что для меня (а все случая отличаются) алкоголь значительно усугубляет ситуацию. Отказавшись от пива и вина на два месяца, я почувствовал, что аритмия практически отступила. Затем я снова стал пить немного красного вина за ужином, и аритмия очень скоро вернулась. Теперь я полностью отказался от алкоголя и пока всё идёт нормально. Возможно, это и было ответом на мою проблему.

В любом случае, хочу сказать ещё кое-что. Я долгое время не желал признавать существование этой проблемы, поскольку, поднимаясь на очередную возвышенность при сердцебиении 180+ ударов в минуту, чувствовал себя превосходно. «Как у меня могут быть какие-то проблемы с сердцем?», думал я. Трудно смириться с сердечными проблемами, когда вы с лёгкостью покоряете холмы и переносите высокую нагрузку.

Стоит так же отметить, что мне очень помогла проверка вариабельности сердечного ритма по утрам. Если этот параметр находится в пределах 5-6 (то есть является симпатическим или парасимпатическим), я всё равно отправляюсь в поездку, но стараюсь не напрягаться. 5 или меньше, значит всё нормально! При 7-10, если я в принципе готов (не болят ноги и так далее), можно немного прокатиться.

В любом случае, спасибо за отличную статью!

— Джонатан

Дорогой Леннард,

Спасибо, что поделились с нами своим опытом и высказали своё мнение. К вашему сведению, Шон Йэтс в своей книге «Всё дело в велосипеде» описывает свой подобный опыт. Бывший профессионал, ездивший на велосипеде всю свою жизнь, он столкнулся с сердечным проблемами в позднем возрасте. Смотрите главу 15.

— Уолтер

Дорогой Леннард,

Я прочитал вашу недавнюю статью для издания VeloNews, посвящённую стареющему сердцу спортсменов. Хотя мне далеко до вашего уровня, я ездил как на горных, так и на шоссейных велосипедах в течение 25 лет. Я тоже столкнулся с сердечными пробелами, которые так и не были объяснены. К примеру, после непродолжительной сильной нагрузки (1,6-км подъём) мой сердечный ритм снижался в обычном режиме со 165 до 100 ударов в течение одной минуты. Затем он внезапно подскакивал до 200 ударов!

Я многие годы хранил данные об этом в своём мониторе сердцебиение и несколько раз проходил обследование в специализированной клинике. Ни один из кардиологов, к которым я обращался, не мог это объяснить. Один сказал, что причиной может быть резкое снижение давления. Лично я всегда считал, что скачки вызваны электрическими импульсами, похожими на те, что вы описали. В возрасте 59 лет я перестал кататься из-за болей в шее, наступавших после нескольких минут езды на любом велосипеде.

Годы занятий велоспортом повлияли не только на моё сердце. Сейчас я страдаю от вырождения шейного отдела позвоночника. Мой нейрохирург просто сказал, что я износил шею. Неестественное положение, постоянная вибрация и многочисленные падения наложили на неё свой отпечаток. Я пытался найти исследования на эту тему, но так ничего и не обнаружил. Может быть, вы сумеете что-то добавить? Вы слышали о профессиональных велогонщиках, столкнувшихся с подобной проблемой?

— Р.Х.

Дорогой Р.Х.,

Да, я о таком слышал.

— Леннард

Дорогой Леннард,

Вы обращали внимание на свою диету? Причина, по которой я предлагаю это сделать, заключается в том, что несколько лет назад, когда я пил много напитков Gatorade и особенно не тренировался, у меня начались скачки сердечного ритма. Я пришёл к выводу, что электролиты мешали импульсным сигналам, контролирующим сердцебиение. Как только я вывели их из своего организма, всё пришло в норму.

Такой же эффект на меня может оказывать калий. Продукты с высоким содержанием калия, например, шпинат, могут вызвать у меня сердечную аритмию. Кроме этого, моя мать недавно страдала от проблем с сердцем и уже была готова пойти на установку кардиостимулятора, когда я посоветовал ей подождать недельку и отказаться от шпината, дынь и арбузов (продукты с высоким содержанием калия). Сейчас у неё всё отлично. Вдобавок, она перестала принимать пищевые добавки, поскольку начала есть гораздо больше зелени и овощей, перейдя на здоровую диету.

Таким образом, калий и электролиты могут оказать значительно влияние на ваш организм.

Это всё, что мне известно. Доктора не сумели это выявить. Я всё сделал сам, а ведь у меня нет медицинского образования! Меня пугает, что доктора сегодня так мало знают о влиянии питания и витаминов на сердечный ритм.

— Дэвид

Дорогой Дэвид,

Да, я постоянно пытаюсь выяснить, какой эффект на сердце оказывают потребляемые мной продукты. По моему опыту, этим занимается большинство людей, столкнувшихся с сердечными проблемами, вызванными тренировками и упражнениями.

— Леннард

Дорогой Леннард,

Только что прочёл вашу статью. Думаю, в ваших словах есть смысл.

Сейчас я лежу в госпитале клиники Майо и восстанавливаюсь после операции по абляции сердца, которую пришлось провести из-за моей предсердной тахикардии (или суправентрикулярной тахикардии)

До абляции и после приёма бета-блокаторов мой сердечный ритм держался на уровне 180-190 ударов в минуту.

Такое состояние заставило волноваться многих медсестёр, но я не чувствовал никакой боли в груди, а кровяное давление и ЭКГ были в норме. Вдобавок, в моей семье ни у кого не было проблем с сердцем.

В старшей школе я занимался борьбой, затем бегом, пока не обнаружилась проблема с коленями. Последние восемь лет я посвятил велоспорту. У меня даже получалось обходить молодых парней на спринтах! Хотя мой сердечный ритм и мог доходить до 220 ударов в минуту.

После абляции моё сердце бьётся со скоростью 80-85 ударов в минуту во время отдыха.

Завтра, после выписки, я намереваюсь показать вашу статью своему кардиологу, доктору Кусумото.

Думаю, мне нужно начать кататься с людьми моего возраста (мне 66 лет) и перестать сильно напрягаться. В конце концов, у меня 20-месячный ребёнок.

— Джим

Дорогой Леннард,

Вы упомянули 700 часов тренировок в год. Это среднее значение или ваш пиковый показатель? Я знаком с бывшим профессиональным велосипедистом, который столкнулся с похожими проблемами. Полагаю, он тоже тратил много времени на тренировки. Вы слышали о каких-либо приблизительных оценках того, какой объём тренировок может увеличить риск возникновения аритмии?

— Роб

Дорогой Роб,

700 часов тренировок были для меня не такой уж редкостью. Припоминаю 10-летний период, в течение которого я катался на беговых лыжах около 100 дней в году. В среднем такая тренировка длилась около двух часов. Вдобавок, в оставшиеся 265 дней я немало времени посвящал велосипеду. Так что 700 часов набирается довольно легко.

Нет, я не слышал ни об одном кардиологе, который бы говорил о примерном объёме тренировок, повышающем риск сердечной аритмии. И я не думаю, что такое произойдёт.

Дело в том, что это один из тех вопросов, на которые нельзя дать универсальный ответ. По крайней мере, не тот, где у кардиолога достаточно данных, чтобы сказать: «Вот граница, не пересекай её».

— Леннард

Дорогой Леннард,

Я – давний поклонник вашей колонки и уважаю ваше мнение по вопросам велосипедов и тренировок. Однако, прочитав ваш ответ на вопрос «сердце и профессиональный велоспорт», я обнаружил в нём несколько неточностей, которые, с вашего позволения, хотел бы прояснить.

Я занимаюсь велоспортом на полупрофессиональной основе и являюсь сертифицированным кардиологом в Пенсильванском университете. Для меня это своеобразное хобби, и я регулярно консультируюсь с пациентами по этому самому вопросу.

Кстати, при написании статьи «Экстремальный велоспорт», Крис Кейс великолепно исследовал свою тему и сумел подготовить отличный материал. Мистер Кейс достоин похвалы за такую прекрасную работу. Я рекомендовал его публикацию многим своим пациентам.

Коротким ответом на вопрос вашего читателя будет то, что фиброз миокарда не является нормальной реакцией на упражнения. Упомянутая вами миопатия Фиддипида ненормальна, но у незначительного числа страдающих этим заболеванием людей рубцы могут привести к повышению риска желудочковых аритмий и смерти. Вероятно, это гетерогенное состояние, а, значит, его причина и внешние признаки не универсальны. В некоторых случаях, это может быть мягкая версия редкого заболевания под названием «ОРВИ», но, чаще всего, оно вызывается распространённой ишемической болезнью сердца. Впрочем, у гораздо большего числа людей есть шрам, способный вызвать внезапную смерть.

Предсердные аритмии, особенно мерцание предсердий, совершенно отдельный случай. Это не та аритмия, которая предрасполагает к внезапной смерти. У спортсменов риск этого заболевания выше по нескольким причинам, главной из которых является увеличение левого предсердия. Несколько упрощая, расширение сердечных камер – обычная реакция на интенсивные упражнения, но увеличенное левое предсердие более склонно к фибрилляции, вызывающей хаотичное сердцебиение.

Чем вы старше, тем выше шанс заработать мерцание предсердий. Объедините возраст с тренировками на выносливость и получится, что спортсмены, принимающее участие в соревнованиях категории «Мастерс», рискуют гораздо больше, чем другие атлеты сходного возраста, занимающиеся спортом, не ориентированным на выносливость (но меньше, чем их сверстники, страдающие ожирением, гипертонической болезнью и сахарным диабетом). Фибрилляция может полностью подорвать аэробную активность и предрасполагает к высокому риску инсульта. Впрочем, существует множество способов лечения.

Ну и наконец, самой большой опасностью для спортсменов категории «Мастерс» остаётся старая добрая ишемическая болезнь сердца. Выносливые спортсмены не защищены от ишемической болезни или образования бляшек в артериях сердца. Генетика в этом случае побеждает здоровые привычки.

Ваш читатель задаёт очень сложный вопрос, полноценно ответить на который в рамках раздела вопросов и ответов веб-сайта попросту невозможно. Я рекомендую спортсменам поговорить со своими докторами на тему риска сердечных заболеваний в общем, а так же в сочетании со специфическими тренировками, которые они выполняют. Кроме этого, я советую читателям послушать мнение сертифицированного кардиолога, на случай если у них останутся какие-либо вопросы или сомнения.

Фиброз миокарда и кардиомиопатия, конечно, перекрывают друг друга на диаграмме Венна. Кардиомиопатия, в частности, указывает на дисфункцию и/или структурные аномалии сердечной мышцы. Фиброз миокарда – более специфический термин (используемый с микроскопией, либо сложными методами визуализации, вроде МРТ), который указывает на замену клеток сердечной мышцы коллагеном или рубцовой тканью. У вас можете быть кардиомиопатия без фиброза. Или вы можете столкнуться с фиброзом небольших масштабов, не сопровождающимся кардиомиопатией.

Мне кажется, что большая часть путаницы, связанной с упражнениями и их воздействием на кардиомиопатию, фиброз миокарда и внезапную смерть, вызвана тем фактом, что популяция и процесс неоднородны. У нас есть экстремальный спортсмен, как тот, что описан в исследовании, и обычный человек, занимающихся на выходных. Таких людей и гонщиков, выступающих в 4 категории класса «Мастерс»,  гораздо больше, чем экстремалов.

Я предостерегаю вас от обобщения результатов ретроспективных исследований, проводимых только с одной категорией общей популяции. Я думаю, что подобные публикации в тематической прессе вполне способны отпугнуть людей от тренировок. Напоминаю, что обычные упражнения значительно снижают риск сердечнососудистых заболеваний (уменьшают вероятность инсульта, диабета и так далее).

Для некоторых людей (но не всех) продолжительные напряжённые тренировки, похоже, увеличивают риск аритмии и внезапной смерти. Вероятно, этот эффект не столь велик и является дозированным. Опять же, не стоит забывать про неоднородность. По всей видимости, у велосипедистов шанс внезапной смерти ниже, чем у бегунов и триатлонистов. Существуют теории, объясняющие это, но пока они остаются только теориями. Да и потом, статистика показывает, что бывшие профессиональные велогонщики живут дольше обычных людей. Так что, этот эффект действует не на всех. Так же добавлю, что фиброз существует и без внезапной смерти.

Это очень занимательная и плохо изученная область. Не думаю, что в ближайшем будущем нас ждут какие-то прорывы. Я продолжу кататься на велосипеде, следить за своим весом и участвовать в велокроссах, потому что мне это нравится. Надеюсь, мои пациенты тоже смогут найти для себя интересное занятие, позволяющее поддерживать себя в хорошей физической форме.

— КарлПримечание редактора: Леннард Зинн не является медицинским работником, поэтому данную статью не стоит рассматривать как врачебные рекомендации.

Рекомендуем еще почитать по теме статьи:

www.veloturist.org.ua

Езда на велосипеде - укрепляет сердце и способствует похудению

В ходе эксперимента вычислили скорость передвижения на различных видах транспорта в условиях современного города. Оказалось, что автобус, троллейбус и трамвай движутся со средней скоростью 12 километров в час. Такая же скорость у велосипеда. Средняя скорость легкового автомобиля в городе - 20 километров в час. Скорость метро - 25 километров в час. Но ведь горожанин не доезжает на метро от дверей своего дома до самой работы! Ему приходится терять время в ожидании поезда, на эскалаторе, на переходах. Подсчитано, что если расстояние от дома до места работы не превышает 11 километров, то средняя скорость передвижения москвича равна 12,3 километра в час.

Проблему не решает и личный автомобиль. Практика показывает, что автомобили в городе хороши, пока их мало. Если же город насыщен машинами и один автомобиль приходится на 10 жителей, то пропускной способности улиц не хватает для нормального движения. В этом случае начинает действовать правило: «Если у вас слишком много времени, езжайте на машине. Если вы спешите, идите пешком».

Велосипед поможет избежать потерь времени и принесет большую пользу для здоровья.

Бостонский кардиолог доктор Пол Уайт писал: «От пассивности мышц и слабости сердца страдает прежде всего головной мозг из-за недостаточного снабжения кислородом. Как врач я все чаще рекомендую своим пациентам велосипедные прогулки, которые одинаково важны и для физического и для душевного здоровья. Чем больше мой пациент ездит на велосипеде, тем меньше потребляет он успокоительных средств и таблеток от бессонницы. Автомобиль калечит тела и души американцев, регулярное пользование велосипедом может оказаться спасением. Секрет пользы, которую приносит велосипед нашему здоровью, заключается в педалировании, благодаря чему резко увеличивается кровоток от нижних конечностей к сердцу и легким. Велосипед является не только прекрасным средством, укрепляющим мышцы, сердце и сосуды, тренирующим легкие, но и способствует борьбе с избыточным весом. Мужчина весом в 70 килограммов, проезжающий ежедневно в течение часа 20 километров, расходует более 600 килокалорий. Подобного эффекта можно добиться, прогуливаясь пешком в течение не менее 2,5 часа. Я знаю людей, которые с помощью велосипеда похудели за год на 6-8 килограммов.

Преимущество велосипеда перед другими оздоровительными средствами заключается в том, что тренировка, служащая дальним целям обретения крепкого здоровья, одновременно решает и сиюминутные практические задачи (поездка на работу и домой, в магазин, в гости). Эта вот возможность «заниматься делом» и попутно оздоравливаться, видимо, и привлекает прежде всего нашего прагматичного современника. Недаром популярность велосипеда растет с каждым годом.

Однако человек среднего или пожилого возраста, едущий по городской улице на велосипеде, - все же большая редкость. «Если бы мы, переломив свою инертность, смогли организовать массовое движение на велосипедах в любое время года и в любую погоду,- пишет в книге «Превентивная кардиология» профессор Московского медицинского института Г.И. Косицкий, - то это создало бы реальный заслон на пути прогрессирующего распространения поражений сердечно-сосудистой системы. Сегодня для этого еще нет необходимых условий. Нужно планировать велосипедные дорожки, свободные от движения автотранспорта, улицы, частично закрытые для движения автомобилей. Нужно создать места для стоянки велосипедов у заводов, учреждений, учебных заведений, магазинов и на площадях».

Загазованные, забитые автомашинами и автобусами улицы больших городов у нас пока еще не приспособлены для массового использования велосипеда в транспортных целях. Но зато свои выходные дни и особенно летний отпуск горожанин может прекрасно использовать для сочетания дальних странствий и укрепления здоровья.

Один из наиболее примечательных рекордсменов велотуризма - пенсионер из Пскова Г. Травин, который в свое время преодолел на велосипеде путь от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке. В 64-летнем возрасте проехал от Владивостока до Минска А.Г. Гершфельд. Геолог из Магаданской области Валентин Зенков за 101 день проделал путь до Ленинграда, одолев 11,5 тысячи километров. 37-летний машинист парового крана из Никополя Илья Гладун проехал из своего родного города до Владивостока за 98 дней.

Сейчас, когда велосипед все увереннее входит в быт людей, особенно важно умение четко дозировать физическую нагрузку велосипедиста, знать степень предпринимаемых им усилий, чтобы велосипед в полной мере служил оздоровительным целям, способствовал физическому совершенствованию человека.

Здесь опять на помощь может прийти аэробика Купера. Вот формула, позволяющая подсчитать очки, набранные во время велосипедных поездок:

Р = 3 (S3 / t2)

где Р - сумма очков, S - дистанция в километрах и t - время прохождения этой дистанции в минутах. Она сходна с той формулой, которой можно пользоваться для подсчета очков при беге. Изменен лишь коэффициент.

Каждый желающий легко подсчитает по этой формуле сумму аэробических очков, которую он набирает за одну тренировку на любой дистанции. Дело за немногим - сесть на велосипед, взглянуть на часы и начать отмерять километры.

www.pravilnoe-pokhudenie.ru

Кому следует отказаться от велосипеда

Иметь двухколесного друга сегодня становится все более модно. Хорошая тенденция, что тут скажешь. Но всем ли можно кататься с ветерком? Поднимаем важную тему в преддверии велосипедного сезона.

Велопрогулки в целом оказывают благотворное влияние на организм здорового человека: поддерживают тонус мышц, активизируют обменные процессы, увеличивают поступление кислорода к тканям, способствуют укреплению организма и его устойчивости к заболеваниям. Но все это верно лишь при ряде условий: правильно подобранный и отрегулированный велосипед, рациональная поза, сбалансированные нагрузки и отсутствие проблем со здоровьем. Чтобы понять, какой вред может нанести самое здоровое из средств передвижения, рассмотрим, что происходит с организмом человека во время езды на велосипеде? Основная нагрузка ложится на:

Патологические изменения в организме — и приятная велопрогулка может стать причиной ухудшения здоровья. Ограничить катание на велосипеде, а то и вовсе отказаться от него медики рекомендуют при следующих заболеваниях.

Сердечно-сосудистые заболевания (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, пороки сердца, миокардиты, артериальная гипертензия). Повышенная нагрузка на сердце во время катания на велосипеде может привести к появлению болей в загрудинной области, ишемии миокарда, повышению уровня артериального давления, появлению аритмий. Но на ранних стадиях сердечно-сосудистых заболеваний занятия на велотренажере под контролем кардиолога и физиотерапевта позволяют постепенно тренировать сердечную мышцу, повысить ее выносливость и устойчивость к физическим нагрузкам. 

Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхоэктатическая болезнь, туберкулез). Учащение дыхания во время езды может спровоцировать приступ удушья, болей в грудной клетке. Однако возможны небольшие велопрогулки по ровной местности или на велотренажере с разрешения лечащего врача.

Желчнокаменная и мочекаменная болезни. Езда по неровной местности и сотрясение всего организма при этом могут привести к смещению камней в почках, мочевом или желчном пузыре. А значит, к развитию колики с сильнейшими болями и возможности закупорки желчного протока или мочеточника. Последние состояния требуют экстренного хирургического вмешательства. Занятия же на велотренажере без излишней интенсивности вполне возможны, но после консультации врача.

Заболевания суставов ног. Постоянно повторяющиеся сгибательно-разгибательные движения в суставах нижних конечностей во время кручения педалей могут приводит к болям, быстрому изнашиванию поврежденных хрящей суставов, ущемлению суставных «мышей». На ранних стадиях заболевания допустимо катание на велосипеде в легком темпе и с небольшой продолжительностью после предварительной консультации у доктора.

Патология позвоночника. Неправильная посадка, тряска во время езды могут спровоцировать боли в области позвоночника, ущемление нервов, появление грыж межпозвонковых дисков и даже повреждение самих позвонков. Но небольшие тренировки на велотренажере могут быть использованы в общем комплексе физических занятий по рекомендации физиотерапевта под контролем лечащего врача.

Проблемы в урогенитальной области. Длительная езда на велосипеде, у которого руль расположен слишком низко, может привести к нарушению кровоснабжения в области малого таза. Это происходит потому, что кровь с трудом проходит через сосуды при значительно согнутых в тазобедренных суставах ногах. Кроме того, застой крови в малом тазу может привести к нарушениям чувствительности в области гениталий и расстройствам в сексуальной сфере. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Правильно подобранная конструкция велосипеда с высоко расположенным рулем позволяет избежать данной проблемы.

Езда на велосипеде во время беременности может привести к повышению тонуса матки и угрозе прерывания беременности. От велопрогулок нужно отказаться на весь период беременности.

Прежде чем приобрести велосипед и приобщится к велосообществу, проконсультируйтесь с врачом. 

Лилия Савко 

mag.103.by

Сердце и профессиональный велоспорт - обзоры, отзывы и тесты на veloturist.org.ua

Дорогой Леннард,

Я прочитал статью о ваших проблемах с сердцем и их связи с велоспортом, но это не может быть правдой. Ведь сердце – это мышца, как можно нанести ей урон напряжёнными тренировками? Упражнения не вредят мускулам, они делаю их сильнее.

  Здесь можно быстро найти то, что Вам нужно!  

— Фрэнк

Дорогой Фрэнк,

В течение двух лет, после того как я бросил велосипедный спорт из-за сердечной аритмии, я задавал себе тот же самый вопрос. На самом деле, во время первых трёх месяцев после своего первого попадания в больницу, я отказывался в это поверить, и был убеждён, что интенсивные тренировки и езда на велосипеде в моём возрасте (тогда мне было 55 лет) полезны для сердца. Однако по прошествии трёх месяцев, приступы тахикардии не только участились, но и стали начинаться всё раньше и раньше во время поездок. Я перестал отрицать очевидное, и решил прекратить свои занятия велоспортом после довольно неплохой циклокроссовой гонки, по окончании которой мой сердечный ритм подскочил до 220 ударов в минуту.

Чем больше я узнаю об этой теме, тем больше смысла появляется в том, что спортсмены старше 50 лет, находящиеся в хорошей физической форме, могут столкнуться с сердечными проблемами, несмотря на отсутствие классических факторов риска для сердечнососудистых заболеваний и бляшек в кровеносных сосудах. Спустя день после вызова скорой помощи, врачи сделали ангиограмму (так же известную как «катетеризация») и мой кардиолог, после её оценки, заявил, что у меня здоровые артерии 14-летнего ребёнка. Тем не менее, это не избавило меня от проблем с сердцем.

Во-первых, не стоит недооценивать работу, которую постоянно выполняет сердце. На протяжении жизни, сердце подвергается большей физической нагрузке, чем любая другая мышца организма. Хотя мощность сердца не превышает 1-5 ватт, а квадрицепс способен выдавать более 100 ватт, он делает это непродолжительными рывками, тогда как совокупный объём энергии сердца за 80 лет работы на уровне 1 ватта достигает 2,5 гигаджоулей*. Вы никогда не сможете наездить столько на велосипеде!

Не стоит забывать и про эффект старения. Другие люди могут сказать, что я нахожусь в отличной физической форме, но их комментарии будут основаны на моём возрасте. Кожу 57-летнего старика невозможно перепутать с кожей молодых людей в возрасте 20 лет или около того. У неё попросту отсутствует та гибкость и гладкость, которую я всё ещё вижу на своих свадебных фотографиях 32-летней давности. Логично предположить, что остальные ткани моего тела, включая сердечную мышцу, претерпели такую же трансформацию за многие десятилетия жизни.

Если бы я решил сегодня отправиться в путешествие на местную гору Лонгс Пик, на следующий день у меня бы ужасно болели ноги, а спустя два дня моё состояние бы только ухудшилось. Боль была бы гораздо сильнее, чем 40 лет назад и проходила бы гораздо дольше. Нам известно, что её причиной являются микроразрывы мышечных волокон и вполне логично, что мышцы со сниженной эластичностью будут получать больше повреждений, чем молодые гибкие мускулы.

Но что насчёт старения сердца? Даже при отсутствии эластичности, которой оно обладало в возрасте 20 лет, сердце продолжает перекачивать от 5 до 30 литров крови в минуту**. Только представьте себе тридцать литров крови. Мой кухонный кран не сможет наполнить даже 20-литровое ведро за минуту! А ведь кровь гораздо гуще воды. Чтобы получить объём воды, сравнимый с количеством крови, которую сердце среднего человека перекачивает за всю его жизнь, кухонный кран пришлось бы держать открытым в течение 45 лет!* За это время сердце успеет перекачать почти 1,5 миллиона баррелей крови. Этого достаточно, чтобы заполнить 200 железнодорожных цистерн.*

Если заставить небольшую 300-граммовую мышцу, которая уже не может похвастаться той же эластичностью, что 30 лет назад, перекачивать от 19 до 23 литров крови в минуту на протяжении 700 часов тренировок каждый год (я делал это через десятилетия гонок на велосипеде, катания на лыжах и выполнения упражнений на выносливость), само собой разумеется, что на сердце появятся такие же микроразрывы, как в бёдрах, переживших восхождение на Лонгс Пик.

После первого серьёзного инцидента с сердцем, повлекшего за собой вызов скорой помощи, меня немедленно отвезли в кардиологическое отделение ближайшей больницы. Причиной стал повышенный уровень тропонина в крови. Это фермент, выделяющийся во время смерти сердечных тканей. Согласно моей теории, такое количество тропонина стало результатом микроразрывов в сердце. Но обследовавший меня врач скорой помощи, Шеннон Совндал, который на тот момент являлся доктором команды Garmin-Sharp, выслушав мою теорию, сообщил, что не видел такого уровня тропонина в крови гонщиков Garmin-Sharp (которые как минимум на 20 лет моложе меня) даже после напряжённых тренировок.

Если бы я все же решился взобраться на Лонгс Пик, возможно, микротрещины в мышечных клетках постепенно зажили бы и не перешли во что-то хроническое. Но сердце никогда не останавливается, пока вы живы. Разве так удивительно, что уже не молодой орган увеличивается и покрывается рубцами в ответ на требования, которые мы к нему предъявляем? Попробуйте сжимать теннисный мячик 160 раз в минуту или даже 60 раз в минут и посмотрите, как после этого себя будут чувствовать ваши мышцы рук.

Увеличенное жёсткое сердце, покрытое рубцовой тканью, склонно к проявлению «кардиомиопатии Фидиппида». Так звали греческого бегуна, который принёс в Афины весть о победе над армией Персии при Марафоне и тут же упал замертво. Результаты аутопсии легендарного бегуна Мика Тру показали, что он страдал от идиопатической кардиомиопатии, а его смерть, вероятнее всего, была вызвана сердечной аритмией. Нетрудно представить, что рубцы на сердечной мышце способны изменить её электропроводность, а работа сердца зависит от доставки к нему электрических импульсов.

В некотором смысле, электрический ток ведёт себя как же, как течение воды. А если уровень воды в русле поднимается слишком высоко, течение пойдёт по пути наименьшего сопротивления и образует новый канал. В следующий раз вода может не подняться до того же уровня, что приведёт к созданию ещё одного канала. Я понятия не имею, почему электрические потоки в моём сердце решили пойти по пути, который, в итоге, вызвал у меня аритмию, но мне понятны слова моего кардиолога, который сказал: «каждый приступ аритмии становится своеобразной тренировкой, упрощающей возникновение следующего».

Причина смерти Мики Тру не была чем-то уникальным. Последовавшие за ней события – совершенно другое дело. Из-за его известности и широко освещаемых поисков после исчезновения, власти провели аутопсию и опубликовали её результаты. В противоположность этому, нехватка информации которой сопровождались смерти в крупных местных соревнованиях, произошедшие через две недели после публикации статьи Криса Кейса «Экстремальный велоспорт», была гораздо более типичной и продемонстрировала наше непонимание сердечных проблем, с которыми сталкиваются профессиональные спортсмены.

Скорее всего, мы так и не узнаем причину смерти 40-летнего триатлета, который умер во время марафона Boulder Ironman или 55-летнего участника горной гонки Leadville Trail 100, чьё «сердце отказало за 30 километров до финиша». СМИ, обычно, не различают сердечный приступ и другие причины отказа сердца, а точную причину редко можно выявить на месте. Думаю, логично предположить, что у человека, 19 раз принимавшего участие в таком напряжённом соревновании, как Leadville 100, отсутствовали многие факторы сердечного приступа. Дальнейшие исследования показали, что свою роль в его гибели могли сыграть электрические проблемы, вызванные многолетними тренировками.

Согласно Фридриху Ницше, «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Но по достижении определённого возраста, справедливо и обратное.

 

* Авраам, Регина. 2000. Сосудистая система. Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Chelsea House Publishers.

** Сердце и система кровообращения. 2000. Плезантвиль, Нью-Йорк: Издательский Дом Ридерз Дайджест.

 

Примечание редактора: Леннард Зинн не является медицинским работником, поэтому данную статью не стоит рассматривать как врачебные рекомендации.

Рекомендуем еще почитать по теме статьи:

www.veloturist.org.ua

Персональный сайт - Велосипед и здоровье

Лето! Свободу велосипедистам, свободу!  Наконец-то можно покорять новые неизведанные ранее дороги, оставляя позади проблемы и невзгоды, подставляя лицо встречному ветру. В чем же заключается польза велосипеда и чем полезна езда на велосипеде для Вашего здоровья?

1. Польза велосипеда для сердца и нервной системы.

В момент, когда вы крутите педали своего велосипеда или велотренажера, сердце начинает сокращаться более интенсивно, таким образом, мы «тренируем» сердечную мышцу, повышая ее выносливость. Главное, не переборщить с тренировками – начинайте с малого и следите за пульсом. Максимально допустимый пульс для человека во время тренировки 220 минус  его возраст. Езда на велосипеде это очень хороший способ отвлечься от повседневных забот, это благоприятно  сказывается на вашей нервной системе и  снимает нервное напряжение и стрессовое состояние.

 

2. Польза велосипеда для системы дыхания.

При катании на велосипеде, дыхание становится более активным, происходит своего рода «вентиляция» легких, кровь обогащается кислородом. Это в свою очередь влияет на работоспособность и память, потому как головной мозг насыщается кислородом и начинает лучше работать. К тому же, такое активное дыхание, снижает риск «легочных» заболеваний. Особенно полезно занятие этим видом спорта для курильщиков. Дело в том, что при активном дыхании происходит их освобождение от токсинов, веществ содержащихся в табаке.

3. Польза велосипеда для мышц ног.

Поверьте это один из самых лучших способов подтянуть и привести в норму мышцы ягодиц и бедер. Для тех, кому надоели лишние килограммы – велосипед именно то, что нужно. Сделайте ваши поездки регулярными, и вы заметите разницу. Ноги и бедра будут подтянутыми, не накачанными, а именно подтянутыми! Еще один громадный плюс в пользу «велосипеда» – это борьба с варикозной болезнью. Езда на велосипеде чрезвычайно полезна людям, страдающим этим коварным заболеванием. В момент, когда вы совершаете вращательные движения ногами, нажимая на педали, кровь значительно быстрее циркулирует по кровеносным сосудам, а это избавляет вас от тех самых «узлов застоя» (только не забудьте проконсультироваться с врачом). Кроме того, езда на велосипеде, благодаря, все тому же улучшению кровотока, в том числе и в области малого таза – отличная профилактика от аденомы простаты у мужчин.

4. Польза велосипеда для зрения. 

Да, да, не удивляйтесь. И в этом аспекте тоже есть свои плюсы, дело в том, что нам постоянно приходится «смотреть» по сторонам, фокусируя свой взгляд на возможных препятствиях, а это неплохая тренировка для глазных мышц, что в свою очередь в значительной степени снижает риск возникновения близорукости.

Конечно, чтобы все это работало, следует соблюдать некоторые правила:

·         Не садиться на велосипед сразу после еды, нужно подождать пару часов.

·    Следить за появлением боли в коленных суставах, распределите нагрузку, либо сочетайте езду и отдых.

·         Чтобы предотвратить обезвоживание обеспечьте свой организм во время катания достаточным количеством жидкости, иными словами, возьмите с собой бутылку с водой (не сладкую и без газа).

·         Следите за «посадкой», отрегулируйте руль и сиденье, для комфортной езды. Проверьте исправность велосипеда (тормоза, накачаны ли колеса).

·    Перед поездкой сделайте небольшую разминку, например,  несколько приседаний.

·         Во время велопрогулок укрепляются все мышцы тела, в первую очередь мышцы ног, бёдер, брюшного пресса.

·         Прекрасно тренируются органы дыхания. Поездки на свежем воздухе усиленно обогащают кровь кислородом, который питает все органы тела, в том числе и мозг.

·         Усиленная вентиляция лёгких несколько снижает вред от курения. Токсические вещества вытесняются из дыхательной системы свежим воздухом, уменьшается риск серьёзных заболеваний.

·         Очень велика польза велосипеда людям, предрасположенным к варикозному расширению вен. Вращение педалей улучшает кровообращение, исключает застойные явления в венах.

·         Очень важно и то, что велопрогулки улучшают кровоснабжение малого таза. Это позволяет мужчинам избежать такой сложной и опасной болезни, как простата.

·         Велосипед – прекрасное средство для тех, кто горит желанием расстаться с лишними килограммами. Особенно быстро жир уходит с ягодиц, бёдер, живота.

·         Самая, пожалуй, главная польза велосипеда – катаясь, человек получает мощный заряд бодрости, успокаивает нервы, избавляется от стрессов.

    Ну как, появилось желание сесть в седло? Если появилось, быстрее извлекайте из кладовки верного друга и готовьтесь к маленькому, но очень полезному путешествию. Проверьте исправность машины, отрегулируйте седло и руль. Перед поездкой разогрейте суставы. В пути не перенапрягайтесь, нагрузки хороши в меру. Возьмите с собой небольшой запас негазированной питьевой воды, жажду терпеть нельзя. Всё готово? В путь, за удовольствием и здоровьем!

krutipedali.ucoz.ru


Смотрите также