Современные палатки для велотуризма — часть 2. Велосипед палатка


Выбор палатки для велотуризма | ВелоСреда

Подробности Просмотров: 7944

  В настоящее время в продаже есть множество самых разнообразных палаток. И вполне возможно, что  каждый человек сможет найти несколько удовлетворяющих его требованиям. Однако не все люди могут с уверенностью ответить какая палатка подходит именно им. А кто то вообще раньше не пользовался палатками, кто то пользовался, но в других условиях. Так что я постараюсь рассмотреть в этой статье вопрос выбора палатки подходящей для велотуризма.

  В велосипедных путешествиях наиболее важными характеристиками для палатки являются:

  • Материал;
  • Качество изготовления;
  • Длина стержней;
  • Размер в сложенном виде;
  • Вес;
  • Тип;
  • Объём внутреннего пространства;
  • Количество слоёв.

 

Материал палатки и качество изготовления

  На рынке существует множество плохо изготовленных, тяжёлых палаток, со слабо продуманной конструкцией. Эти палатки очень быстро распадутся и дадут течь. Скорее всего они сделаны из плохого материала, не водонепроницаемого, без второго, водонепропускающего слоя. Ни в коем случае не стоит покупать такие палатки, руководствуясь только её ценой. Эта палатка не прослужит долго, плюс ко всему не сможет обеспечить вам комфортные ощущения даже при лёгком дожде. А палатка должна защищать вас даже во время бури. Тем у кого мало денег можно попробовать поискать хорошую БУшную палатку или подгадывать непродолжительные велопоходы в хорошую погоду. Я считаю, что лучше купить недорогую палатку, пусть она однослойная, чем вовсе отказываться от походов.

 

Длина стержней

  Длина стержней имеет значение при перевозке их на велосипеде. Если они будут достаточно короткими, тогда их можно будет перевозить внутри велорюкзака. Слишком длинные стержни придётся или привязывать к раме, но там они будут мешать, или приспосабливать к рюкзаку снаружи. Решите где будете перевозить стержни, возьмите рулетку и измерьте раму, сумки и прикиньте какой длины лучше иметь стержни.

 

Размер палатки

  Размер палатки в сложенном виде также имеет значение при транспортировке её. Лучше всего перевозить палатку внутри велорюкзака, в этом случае она надёжно защищена от воздействия внешних факторов и ничто не сможет её повредить. Соответственно палатка в этом случае должна быть достаточно компактной, чтобы поместиться в сумке, не  заняв при этом всё пространство.

 

Вес палатки

  Вес палатки это серьёзная тема для обдумывания. Вес зависит от множества факторов: количество стержней, конструкция палатки, количество слоём, внутренний объем, размер в упакованном виде. Тут надо и предположить и о типе велопутешествия. Например если вы планируете ночевать в палатке время от времени, тогда можно взять палатку полегче и поменьше. Но если вас ожидает многодневное велопутешествие, с возможностью попасть под дождь и в холод, более целесообразно взять с собой палатку побольше и соответственно потяжелее. Навряд ли будет стоять вопрос о весе если палатка обеспечивает необходимое количество места и нужную защиту. При выборе палатки для велопоходов вес не является критичной характеристикой, хотя слишком большой вес не способствует удобству при педалировании и манёврах на велосипеде, всё же это не пеший поход, в котором каждый грамм критичен. Просто подумайте ещё раз, устроит ли палатка вас. Не обязательно, что весь вес палатки послужит вам впрок. Укреплённое дно, множество стержней, тяжёлый материал прибавляют весу, и чаще всего обоснованно. Но иногда они не приносят никакой пользы. Кто то считает дополнительное дно необходимостью, хотя он и прибавляет практически пол килограмма веса. Но его вполне можно заменить обычной дешёвой и лёгкой полиэтиленовой плёнкой. С другой стороны мы вообще никогда не защищали специально дно палатки, и максимум с чем сталкивались, так это мелкие проколы.

 

Конструкция палатки

  Не маловажным фактором также является конструкция палатки. У всех конструкций есть свои плюсы и минусы, сложно сказать с уверенность, что одна палатка хороша, а другая плоха. Точно можно сказать только то, что палатка в которой можно стоять точно нам не подходит, так как она слишком тяжёлая.

  Брезентовый навес можно использовать только в местах где мало ползающих и летающих насекомых, а также есть деревья к которым его можно прикрепить. Если места для ночлегов в ваших путешествиях соответствуют этим требованиям и вы любите спать на открытом воздухе, тогда тент вполне подойдёт, плюс ко всему он очень дешёвый и лёгкий.

  Палатка домиком или А-образная палатка - очень простая конструкция, чаще всего это или старые палатки, или палатки низкого качества. До появления палаток из водонепроницаемых материалов, такая конструкция была необходимостью. Основные минусы таких палаток в том, что их стены любят провисать, а внутреннее пространство не приспособлено для нахождения там людей: если внизу палатки пространства достаточно, то в верху его мало, из-за этого в палатке практически невозможно принять сидящее положение. У такой конструкции должны быть, хотя бы, дополнительные крепления для поддержки стенок палатки, а в месте её установки, соответственно, деревья к которым эти крепления привязать.

 

 

  Палатка иглу - в палатках этой конструкции вполне достаточно места для головы и плечей, но порой не хватает места длинным ногам. Из-за особенности конструкции, как правило, в таких палатках используется больше стержней.

 

 

  Куполообразная палатка - в палатках с такой конструкцией вместо прямых или треугольных стержней используются гнутые стержни. В ногах арка поменьше, а в голове побольше. Достаточно удачная конструкция, в отличии от А-образных и иглу палаток. В этой палатке где требуется больше места, там его и больше.

 

 

  Помимо этих конструкций существует множество и других. Производители постоянно думают о том какими преимуществами снабдить свои палатки. Например дополнительной вентиляцией, большим количеством внутреннего пространства, большей высотой или большей устойчивостью к непогоде. Некоторые из таких палаток даже невозможно разбить по категориям. У некоторых плюс конструкции в том, что при её установке не требуются колышки, но при этом палатка становится тяжелее, так как колышки заменяют дополнительным стержнем. Колышки весят не много, лучше использовать проволочные колышки, так как они занимают меньше места чем пластмассовые. Плюс ко всему их легко воткнуть практически в любую почву голыми руками. Но если земля всё-таки слишком твёрдая вместо колышков можно привязывать длинные шнуры к камням и деревьям.

 

Объём внутреннего пространства

  Постарайтесь ещё во время покупки проверить внутренний объём палатки, ну или по габаритам оценить хватит ли вам этого пространства. В крайнем случае можете прямо дома из подручных средств (стульев, верёвок и простыней) сделать палатку такого размера и ответить себе на следующие вопросы:

  1. Можете ли вы потянуться?;
  2. Можете ли вы сесть?;
  3. Возможно ли переодеться?;
  4. Удобно ли в палатке читать?;
  5. Остаётся ли место для снаряжения?

  Если в палатке нет возможности сделать что-либо из перечисленного, тогда лучше повременить с её покупкой и поискать другой вариант, хотя в непродолжительных поездках может подойти и эта. Если в палатке предполагается размещение двух и более человек, тогда важность этих вопросов ещё больше возрастает.

 

Однослойная или двухслойная палатка

  Определитесь брать однослойную или двухслойную палатку. Если  вы решите приобрести двухслойную палатку, то берите только с отдельным дополнительным навесом, существуют палатки и без него.

 

 

  Однослойные палатки сделаны из водонепроницаемых секций, а у двухслойной палатки защитой от дождя служит дополнительный навес. Однослойная палатка легче двухслойной при том же объёме, устанавливается и упаковывается легче и быстрее. Но у неё должна быть отличная вентиляция, иначе в ней будет очень жарко, душно, а порой даже опасно находиться. Если её разбивать в месте где высокая влажность, утром она будет мокрая и внутри и снаружи от росы. Следовательно после подъёма придётся сидеть и ждать пока палатка высохнет, если упаковывать мокрую, рано или поздно, она начнёт вонять, а затем и гнить.

  Двухслойная палатка в этом плане удобнее, ведь у неё намокает только внешний тент и просушить нужно лишь его, что удобнее чем выворачивать наизнанку палатку. В путешествии я просыпался когда солнце уже взошло, тент часто был влажный внутри, я его расстилал на солнце завтракал, а после собирал его уже сухим.

  Существуют конструкции которые стараются собрать всё лучшее от обоих типов палаток. Один, достаточно дорогостоящий вариант, это использование мембранной ткани - Gore-Tex. Другой вариант, использование в качестве внутренних секций москитной сетки, это снижает вес, улучшает вентиляцию, но делает палатку практически непригодной к холодным ночам.

  Идеальных палаток на все случаи жизни нет. И если вы обнаружите какие-либо минусы в приобретённой палатке не стоит расстраиваться, всё равно удовольствие от путешествия будет намного больше.

 

 

Читайте также:

Первая ночёвка в лесу

Конденсат внутри палатки

Типы велосипедов

Все статьи раздела

velosreda.ru

Как выбрать туристическую палатку для велопохода

Туристические палатки – это ночное убежище для путешественников. В них можно комфортно переночевать, а затем двинуться в путь дальше. Они весят всего несколько килограмм, но при этом в них может разместиться несколько человек. Нельзя не согласиться с тем, что это очень удобно. В упакованном виде, они почти не занимает места, поэтому с транспортировкой проблем не возникает.

Небольшой вес обусловлен тем, что при их изготовлении используются облегченные синтетические материалы, в основном полиэстер с пропиткой (для защиты от насекомых и прямых солнечных лучей) и обозначается как “PU”. Дуги изготавливаются из стеклопластика и способны выдерживать сильный ветер.

Содержание статьи

Разновидности палаток

Можно выделить следующие виды палаток

Трехсезонные

В среде туристов они достаточно широко распространены. При весе около 1-2 кг на человека трехсезонное убежище обеспечивает комфортные условия проживание. В нем вам будет обеспечена защита от самого сильного дождя, сильного порывистого ветра и даже небольшого снегопада.

Четырехсезонные

Оптимально подходят для турпоходов в условиях снегопадов и бурь. Как правило, в них предусмотрены специальные отделы для хранения вещей. При повышенной влажности или сильной летней жаре в таком убежище может не хватать воздуха, поэтому придется периодически проветривать.

Брезентовые

Самые легкие палатки, предназначающиеся для так называемого «неуловимого» кемпинга. Вес такого убежища составляет 0,5-1,5 кг на человека, поэтому с ним очень удобно в плане транспортировки. Если во время похода начнется дождь, придется натягивать над москитной сеткой брезентовое полотно.

Критерии выбора

Если вы решили купить палатку, то при выборе нужно обратить внимание на следующие критерии.

Вместимость

Это один из самых главных факторов при выборе, и разобраться с ним совсем не сложно. Человек, который планирует поход, четко знает сколько людей принимает участие в нем, поэтому сразу знает, как рассчитать количество спальных мест. Оптимальный вариант – четырехместные палатки. В них смогут с комфортом ночевать два человека, а при экстремальных условиях вместится даже шестеро. Заявляя количество мест, производитель исходит из условий комфортного проживания.

Количество слоев

Второй по важности критерий. Большая часть предлагаемых моделей – это двухслойные. Сперва устанавливается спальный отдел, изготовленный из тонкой сеточной ткани, а поверх него натягивается тент, защищающий от ветра и солнечных лучей. Благодаря такой конструкции обеспечивается хорошая вентиляция воздуха во внутреннем пространстве. Если возникнет такая необходимость, турист сможет установить палатку без спального отделения. Однослойные модели менее практичны, поэтому почти не пользуются спросом. Как правило, их покупают «на всякий случай».Водостойкость

Определившись с вместимостью и количеством слоев, перейдем к водостойкости. На упаковке будет указано 2500, 7000 мм и т.д. Эти цифры указывают на то, какой столб воды способен выдержать наружный слой (то есть, тент), не пропуская влагу. Водостойкость 800 мм подходит для кемпинга и при минимальных осадках будет промокать, использовать ее с комфортом удастся только в теплое время года. Палатки с показателем водостойкости 6000 мм или более называются четырехсезонными, и их можно эксплуатировать при любых погодных условиях. Как правило, они дополнительно оснащаются так называемой защитной юбкой, которая предотвращает проникновение воды под наружный тент.

Количество входов и наличие тамбура

Второй вход и промежуточное помещение (тамбур) имеется только в больших палатках, рассчитанных на 6-8 человек. Если вы решили отправиться в поход большой компанией, этот вариант будет оптимальным. Наличие москитной сетки. Этот атрибут является обязательным. Без москитной сетки вам придется ютиться вместе с незваными гостями – комарами, жучкам и мухами.

Если вы желаете купить палатку для похода в лес, ознакомьтесь с ассортиментом, который представлен в интернет-магазине www.thezona.ru. Там есть множество интересных моделей высокого качества и по доступной цене.

velomasterclass.ru

Современные палатки для велотуризма — часть 2 - Снаряжение

 

В первой части нашей статьи мы рассказали о конструкции современных палаток, рассмотрели их достоинства и недостатки. Сейчас же  речь пойдет о том, как выбрать палатку для своих задач и как добиться ее долгой и беспроблемной службы.

Выбор палатки для велотуризма

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Ширина 120 см вполне комфортна для двух человек

 

Велотуризм — очень широкое понятие, включающее в себя и летние выезды на ближайшее озеро, и покорение суровых гор на высоте несколько километров, и волочение велосипеда по снежно-ледовым пустыням. Естественно, что для всех этих задач нужны разные палатки, и многие велотуристы не мыслят своих походов без палаток для альпинизма или зимних экспедиций. В этой статье мы будем рассматривать некую «золотую середину» — велопоходы умеренной сложности, уже предъявляющие определенные требования к палатке, но не несущие риска для жизни и здоровья участников от погодных катаклизмов.

 

Если рассматривать такой «усредненный велотуризм» в свете выбора палатки, можно отметить следующие особенности:

  • Отсутствие ураганных ветров и снегопадов, рискующих скрыть палатку по крышу.

  • Передвижение по относительно населенным местам.

  • Палатка используется преимущественно для ночевки, а не в качестве долговременного лагеря.

  • Возможность при необходимости взять на борт дополнительный вес.

 

Таким образом, палатка для нашего велотуриста должна «строиться» на основе трекинговой или горной, но с учетом ряда специфических требований.

 

Как правило, в велотуризме используются двухместные палатки, которые обеспечивают оптимальное сочетание веса, полезного объема и наличия места для поклажи. Одноместные палатки используются ограниченно из-за того, что они весьма тяжелые и дорогие в расчете на одного человека. Наиболее логичное применение таких палаток — в одиночных походах. Трехместные же палатки — это скорее выбор для семьи с детьми, поскольку серьезного выигрыша по массе в расчете на человека они не дают, а удобство ночевки втроем снижается ощутимо. Четырехместные и более крупные палатки — совсем специфический выбор, далеко выходящий за рамки этой статьи.

 

В зависимости от комплекции и требований к комфорту, на одного обитателя палатки может приходиться от 50 до 70 см (и более) ширины спального места. Многие современные палатки несколько сужаются к ногам, позволяя немного снизить массу при сохранении достаточной просторности. Типичный туристический коврик имеет ширину 50 или 60 см, в велотуризме чаще используется 50-сантиметровый, который не выходит за габариты велорюкзака. Можно считать, что 60 см на человека — это разумный минимум, обеспечивающий достаточный комфорт при небольших массогабаритах палатки. Любители большого комфорта нередко покупают палатки «на размер больше».

 

Кстати, не стоит надеяться на то, что в слишком узкой палатке можно будет спать «валетом» — крайне редко удается найти идеально горизонтальную поверхность, чтобы один из туристов не лежал с ногами выше головы.

 

Иллюстрация разницы между обычным и маленьким тамбуром

 

В двухместной палатке лучше всего иметь два поперечных тамбура — тогда у каждого обитателя будут собственные выход и место для поклажи. Мало кто любит перелезать через соседа, когда нужно достать свои вещи из тамбура или выйти на улицу. Кроме того, в один маленький тамбур могут не влезть вещи для двух человек. Наличие двух тамбуров также заметно улучшает вентиляцию в жару, а в холод и ветер — позволяет готовить с подветренной стороны палатки, не выходя из нее. Также вполне допустимый вариант — один крупный и хорошо защищенный от дождя продольный тамбур. А вот один поперечный тамбур на двоих человек либо маленький продольный тамбур (часто встречаются у сверхлегких палаток) — гораздо менее удобны.

 

Наличие тамбура на отдельной дуге — неоднозначный вопрос. Несмотря на безусловное удобство такого тамбура для готовки и хранения вещей, большинство велотуристов предпочитает использовать палатки со стандартными тамбурами. Велосипеды в тамбуре все же обычно не хранят — где есть риск ночной кражи пристегнутых велосипедов, там лучше вообще не становиться на ночь.

 

При выборе палатки для велотуризма обратите внимание на возможность открывать дверь тамбура под дождем без попадания воды внутрь палатки и, в идеале, на вещи, лежащие в тамбуре. Это позволит безбоязненно выходить из палатки под дождем, а также готовить, установив горелку снаружи палатки у входа, на достаточном расстоянии от стенок. Увы, с маленьким тамбуром открыть дверь под дождем без заливания палатки можно далеко не всегда.

 

Желательно выбирать палатки с самонесущим каркасом, который позволяет без проблем становиться на камнях, песке и снегу, где использовать колышки затруднительно. У таких палаток даже при полной невозможности использовать колышки тамбуры можно растягивать, цепляясь к лежащим велосипедам. Однако некоторые конструкции палаток (особенно имеющие большие площади тента без поддержки дугами, например, Y-образные), будучи формально самонесущими, требуют несколько колышков с оттяжками, чтобы тент не ложился на палатку.

 

В большом тамбуре с отдельной дугой можно прятать велосипеды, но так делают редко

 

Существует два подхода к выбору цветовой гаммы палатки, точнее, ее тента: «защитный» и «яркий». Любители экстремальных походов по безлюдной местности предпочитают яркий цвет, а обычные туристы, как правило, выбирают палатки защитного цвета.

  • Защитный цвет палатки — это черный, зеленый, серый, оливковый, хаки, темно-синий или камуфляжный. В лесу такая палатка практически не заметна со стороны, что снижает вероятность нежелательных* встреч с местными жителями или с официальными лицами. Поэтому палатка защитного цвета настоятельно рекомендуется при путешествиях по населенным местам. Обычно внутренняя палатка делается из ткани светлого цвета (часто желтого), таким образом, в «защитной» палатке находиться не так уж темно и грустно.
  • Яркий цвет — белый, красный, оранжевый, ярко-голубой или желтый. Такая палатка сразу бросается в глаза на большом расстоянии, причем в это же время окружающие ее «защитные» палатки могут быть не заметны. Эта особенность очень полезна при поиске терпящей бедствие группы с вертолета, но при стоянке в обжитой местности яркая палатка сулит повышенное внимание к ее владельцам.

* В западных странах стоянка «дикарём», как минимум, не приветствуется, а то и просто запрещена. В России, СНГ и развивающихся странах привлекающий внимание лагерь часто приводит к внеплановому общению с местными жителями, далеко не всегда настроенными доброжелательно.

 

Впрочем, при походах с ночевками в кемпингах и других специально отведенных местах выбор цвета уже не критичен и больше зависит от вкусов владельца палатки.

ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В большинстве случаев в велотуризме используются палатки типа «полусфера» или их разновидности. Это наиболее распространенная конструкция, имеющая много достоинств — хорошую устойчивость, самонесущую конструкцию, возможность без проблем организовать 2 тамбура. Также можно смело рассматривать и другие самонесущие конструкции. А вот не самонесущую палатку брать стоит только в том случае, если вы отчетливо представляете, что вы теряете и что приобретаете при этом.

 

Участки желтого цвета — зашитые в мастерской сетчатые окна, чтобы не дуло

 

Важная особенность палатки, напрямую влияющая на комфорт ночёвок — ее вентиляция. При выборе палатки для своих задач необходимо брать в расчет уровень вентиляции и наличие ее регулировки, поскольку при ночёвках в +40 и -40 °С требования к вентиляции принципиально различаются. Во многих импортных палатках большая часть внутренней палатки сделана из сетки без возможности закрыть ее тканью (достаточно вспомнить, что большая часть территории США лежит в субтропиках) — в таких палатках может быть холодно ночевать уже при ночных температурах ниже +5…+10 °С.

 

С другой стороны, многие отечественные палатки и дорогие «четырёхсезонные» импортные имеют полностью закрывающуюся и регулируемую вентиляцию внутренней палатки — сетчатые окна дублируются тканью на молнии, в холодную погоду ткань закрывается, а в теплую — открывается. Это очень благотворно влияет на комфорт при холодных ночевках, когда температура не превышает +10 °С, либо в сильный ветер. Однако регулируемая вентиляция увеличивает вес, стоимость, а для обладателей хороших теплых спальников и для тех, кто не путешествует в холодное время года — просто не имеет смысла. Существуют и «зимние» палатки, почти полностью закрытые тканью изнутри. В таких палатках при летних ночевках уже есть риск перегреться.

 

Пример адекватной вентиляции внутренней палатки для походов с плюсовой температурой

 

Так или иначе, не стоит бояться незакрывающейся вентиляции внутренней палатки и априори списывать такие палатки со счетов. Сетка сетке рознь: если вентиляционные окна есть только в верхней половине палатки, то беспокоиться насчет ее пригодности для холодной погоды не стоит. Если же незакрывающиеся окна находятся на уровне головы лежащего человека, либо вообще вся внутренняя палатка сделана из сетки, то внутри палатки будут гулять сквозняки, и она не может считаться зимней. Впрочем, лишнюю сетку можно закрыть легкой тканью в швейной мастерской за достаточно небольшие деньги, проиграв 50-200 г массы.

 

Для вентиляции внешнего тента палатки, когда выходы закрыты, используются вентиляционные окошки и/или просвет между тентом и землёй. Чем лучше вентиляция тента, тем меньше возникает конденсата и тем приятнее находиться в палатке в жаркую погоду. Вентиляционные окошки в тенте прикрываются козырьками для защиты от дождя. Желательно иметь закрывающиеся окошки на случай холодной погоды, а в идеале — если всю вентиляцию можно открывать и закрывать, не выходя из палатки.

 

Высоко расположенный тент делает палатку холодной, но зато избавляет от конденсации

 

Как правило, у трекинговых палаток высота просвета между тентом и землей составляет 5—10 см, чего достаточно для ночевок в плюсовую температуру. Однако у не рассчитанных на холод палаток тент может не доходить до земли на 15—20 см (и вплоть до метра, с соответствующим увеличением непромокаемой части внутренней стенки — такие палатки уже ближе к однослойным, чем к двухслойным). Естественно, что с высоким расположением тента окошки уже не нужны — температура под тентом не отличается от забортной. У четырехсезонных же палаток тент либо проходит вплотную к земле, либо имеется «юбка», больше однако характерная для специализированных «односезонных» зимних палаток.

 

В завершение обратим внимание на неявный параметр, который, однако, может повлиять на комфорт ночевок. Это качество сетки, применяемой для внутренней палатки. Желательно, чтобы сетка была не обычной (с круглыми или квадратными ячейками размером около миллиметра), а рассчитанной для защиты от мошек (англ. «no-see-um mesh»). Такую сетку можно узнать по тому, что каждая ячейка там дополнительно пересекается несколькими волокнами — даже самое мелкое насекомое не сможет пролезть.

СКОЛЬКО ДОЛЖНА ВЕСИТЬ ПАЛАТКА

 Фото Александра Столярова

 

В характеристиках палаток обычно указываются минимальный и полный вес палатки, различающиеся примерно на 10-20%: 

  • Минимальный вес — это палатка без упаковки, колышков и растяжек — только каркас, тент и внутренняя палатка. 
  • Полный вес — это палатка в упаковке со всеми принадлежностями, иногда включающими в себя ремнабор, до 20 колышков и до 25 метров оттяжек.

 

В рекламных материалах минимальный вес часто указывается крупным шрифтом, а реальному пользователю больше интересен полный, поскольку перевозка палатки без упаковки приведёт к ее быстрому износу, а колышки в любом случае необходимы для ветроустойчивости. Впрочем, некоторые туристы возят палатки в минимальной комплектации именно ради экономии веса.

 

Следует помнить, что у палаток среднего уровня начиная с определенного порога (ориентировочно 2,5 кг для двухместных палаток и 3 кг для трехместных), каждый скинутый грамм отнимает какую-то долю от других качеств палатки:

  • Уменьшение тамбуров и/или отказ от второго тамбура снижают возможности по размещению вещей, удобство входа-выхода и качество вентиляции.
  • Более тонкая ткань может быть менее износостойкой и подверженной повреждениям.
  • При уменьшении количества дуг и использовании соединителей вместо полных дуг страдает ветроустойчивость.
  • Отказ от коромысла лишает больших удобных тамбуров и уменьшает пространство в верхней части палатки.
  • Отказ от регулируемой вентиляции (закрываемых тканью и сеткой окон во внутренней палатке) приводит к проблемам в холодную погоду или в жару.
  • Общее уменьшение габаритов снижает удобство и обитаемость палатки.
  • Переход на не самонесущую конструкцию усложняет установку палатки на камне, снегу, иногда на песке.

 

С другой стороны, большая и комфортабельная палатка может иметь избыточные для ваших задач габариты жилой зоны (либо быть избыточно прочной для предполагаемых условий), но при этом будет весить так много, что не позволит взять с собой более нужные вещи. Впрочем, велотуристы обычно не испытывают особых проблем с массой и объемом возимого груза.

 

В ультралегкой (0,84 кг) палатке MSR Carbon Reflex 2 используется одна карбоновая дуга и ткань  плотностью 7D и 15D

 

 

Особенности конструкции палатки могут очень сильно влиять на вес в ту или иную сторону. Наиболее распространённые и популярные среди туристов двухместные палатки в зависимости от полного веса делятся приблизительно на такие группы:

  • Менее 1 кг — ультралёгкие модели, в которых всё принесено в жертву малому весу. Помимо легкости, они практически не имеют преимуществ перед более тяжелыми, а чаще заметно отстают от них по своим качествам. Использование отдельно покупаемого футпринта (второго пола) с такими палатками практически обязательно, иначе ткань износится очень быстро.

  • 1—2 кг — сверхлегкие модели с ограниченным комфортом и функциональностью (например, узкие, низкие и с одним тамбуром), либо сделанные из очень тонкой ткани. Такие палатки больше интересны для пеших туристов-легкоходов, у которых каждые 100 грамм веса на счету. Желательно использование футпринта, чтобы палатка прожила дольше.

  • 2—2,7 кг — полноценные легкие модели с 2 тамбурами (или одним, но большим) и достаточным внутренним объемом. Такие палатки можно считать «золотой серединой» из двухместных моделей — они достаточно легкие и компактные, но в то же время вполне комфортабельные и долговечные.

  • 2,7—4 кг — крупные просторные или прочные горные палатки. Возможно наличие большого тамбура, подходящего для хранения велосипедов. Подобные палатки используются либо любителями особого комфорта, либо туристами, путешествующими в тяжелых горных условиях. Отметим, что с 3 кг уже начинаются полноценные трёхместные палатки, иногда используемые в качестве «двушек» ценителями комфорта.

  • Более 4 кг — очень прочные палатки для экстремальных погодных условий, весьма тяжелые даже для трёхместных.

 

Массу палатки можно уменьшить на несколько сотен граммов сравнительно безболезненно, если перейти на использование дорогой ткани тента с двухсторонним силиконовым покрытием и не менее дорогих сверхлёгких (но при этом прочных) дуг от известного производителя (например, DAC Featherlite NSL). Однако стоимость палатки при этом вырастет на сотни евро.

ПОЛЕЗНЫЕ АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ПАЛАТОК

 

Промышленность предлагает широкий выбор аксессуаров для палаток, позволяющих, с одной стороны, снизить стоимость и паспортный вес самих палаток (убрав некоторые аксессуары в разряд за дополнительную плату), а с другой — позволить пользователю самому подобрать оптимальный набор для своих задач.

 

К таким аксессуарам относятся:

  • Колышки различных видов. Подходят для любых палаток. Поставляемые в комплекте колышки (особенно гнутые из прутка) обычно имеют только одно достоинство — либо малый вес, либо низкую цену. При этом качество удержания и прочность могут быть недостаточными, особенно для больших палаток. Отдельно приобретаемые колышки выпускаются в различных видах:

    • Более качественные и прочные, чем стандартные — например, с V- или Y-образным сечением, иногда со шнурком, упрощающим извлечение колышка из земли.
    • Сверхлёгкие — имеют массу от 1 грамма, однако прочность колышка и качество удержания здесь наихудшие.
    • Для каменистого грунта — внешне похожи на гвозди, заколачиваются молотком.
    • Для установки палатки на снегу или песке — широкие и длинные колышки-лопасти, либо похожие на якорь.
  • Ремонтный набор — предназначен для устранения небольших повреждений палатки в полевых условиях. Включает в себя надвижную втулку для ремонта сломанной стойки, ткань и сетку для заплаток (иногда с клейким слоем), клей.

  • Второй пол (англ. footprint) — обычно предлагается к импортным палаткам с тонким дном. Служит для защиты дна от износа и повреждений, особенно при ночевке на камнях, также увеличивает влагостойкость дна. Кстати, с помощью футпринта можно установить тент в качестве навеса без внутренней палатки.

    Военная хитрость западных производителей — можно сделать тонкое дно, выиграв в массе, а чтобы палатка дольше прожила — предложить покупателю футпринт за 20-120 долларов. Впрочем, для ночевок строго в кемпингах на травке тонкое дно вполне оправдано.
  • Дно тамбура (обычно объединено с футпринтом) — предназначено для защиты вещей в тамбуре от промокания снизу и загрязнения, превращает тамбур фактически в еще одну комнату. Не имеет смысла для 3-сезонных палаток, у которых тент не проходит вплотную по земле — в дождь вода будет заноситься ветром под тент и собираться в лужи на полу. 

  • Дополнительный большой тамбур для размещения большого количества вещей и готовки под дождем. Обычно включает отдельную дугу, тент и несколько колышков, предназначен для стыковки только с определенными моделями палаток. Иногда для добавления большого тамбура производителем предлагается заменить тент палатки целиком — так выходит легче, но зато дороже.

  • Подвесная полка — подвешивается внутри палатки, позволяет размещать мелкие легкие предметы под потолком. Особенно полезно такое размещение для хрупких предметов (например, очков), так как пропадает риск их раздавить.

  • Держатель для планшета — новомодный аксессуар, позволяющий подвесить планшет под потолком палатки для удобства просмотра фильмов, не вылезая из спальника.

  • Дополнительные оттяжки с натяжителями — улучшают ветроустойчивость палатки. Трекинговые палатки нередко имеют в комплекте лишь необходимый минимум оттяжек (или же вообще ничего), и приобретение дополнительных оттяжек позволит быть готовым к тяжелым погодным условиям. От обычных веревочек оттяжки отличаются наличием специального блока, упрощающего их натяжение. Качественные оттяжки не растягиваются, в том числе под действием воды, и иногда имеют отражающую нить, делающую шнурок видимым в темноте при свете фонаря.

  • Подвесной фонарик для освещения палатки. Некоторые производители предлагают такой фирменный аксессуар специально для внутреннего освещения, хотя он с успехом может быть заменен любым другим маленьким фонариком.

  • Запасные упаковочные мешки. Иногда штатный упаковочный мешок слишком тесный и не позволяет с удобством уложить в него палатку, особенно мокрую — в таком случае можно купить более просторный и удобный. Или наоборот — если возить дуги отдельно от палатки, можно взять более компактный и легкий мешок из тонкой ткани. Также при интенсивной эксплуатации ткань мешков истирается и через несколько лет требует замены. Некоторые мешки оснащены стяжками, но сильно сжимать палатку нельзя, это вредит молниям и покрытию тента.

  • Запасные дуги и секции дуг. Предназначены для ликвидации поломки или сильного изгиба дуги палатки, поскольку соединение ремонтной втулкой стоит рассматривать лишь как временную меру. Отдельные модели палаток могут устанавливаться на двойных дугах для максимальной прочности.

  • Сменная внутренняя палатка. Изредка предлагается в качестве аксессуара, когда штатная внутренняя палатка изготовлена из ткани (что хорошо для холодной погоды), но при этом можно докупить полностью сетчатую на случай походов по жарким странам.

СКОЛЬКО ПАЛАТОК НУЖНО ТУРИСТУ?

Выбор подходящей палатки — непростая задача, и даже идеально подходящая для ваших задач модель может уже не так хорошо проявлять себя в других условиях. Универсальные же палатки всегда проигрывают по своим свойствам специализированным, поскольку нельзя одновременно сделать палатку легкой, прочной, надежной, просторной, теплой и хорошо проветриваемой. Поэтому неудивительно, что со временем у опытных туристов разрастается парк палаток, подходящих для решения их задач. Кроме того, выбрать специализированную палатку проще, чем одинаково подходящую на все случаи жизни.

 

Наиболее простой способ разбить свои потребности на несколько палаток — по числу мест. Например, несмотря на то, что трехместные палатки не очень популярны среди велотуристов, при желании выехать на природу всей семьей с ребенком уже скорей всего понадобится трехместная модель. С другой стороны, для ночевки в одиночку крупная двухместная палатка уже избыточна, хватит и полуторной, а то и одноместной. Помимо приведенного примера, туристы нередко докупают специализированные палатки дополнительно к основной (универсальной) трекинговой: сверхлёгкие, экстремальные, для зимних походов.

 

Конечно, владение несколькими палатками — это дорогое удовольствие, да и места в кладовке они занимают немало. С другой стороны, многие опытные велосипедисты по тем же указанным выше причинам владеют несколькими велосипедами, а иметь под рукой идеально подходящую для конкретного похода палатку — не менее важно.

Эксплуатация палатки

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ С ПАЛАТКОЙ

 

Палатка — один из важнейших элементов снаряжения, и в интересах самого туриста обеспечить ей долгую службу. Для того, чтобы палатка не начала преждевременно протекать и не обзавелась не предусмотренными конструкцией отверстиями, следует выполнять несколько простых правил.

 

В первую очередь, нужно беречь палатку от любых источников огня. Палаточный тент очень легко прожечь даже шальным угольком от костра, а сноп искр может превратить палатку в решето. Поэтому палатку следует ставить не ближе 10 метров от костра или подготовленного кострища. Если уже после установки палатки рядом с вами начали сооружать костер, не поленитесь переместить палатку в другое место, если избежать разведения огня рядом с вами невозможно.

Известен случай, когда не в меру любопытные туристы положили газовый баллон в огонь и попрятались за деревьями. В момент взрыва летящий баллон пробил одну из стоящих рядом палаток навылет.

Когда в лааву начали разводить костер, палатку пришлось перемещать

 

При пользовании горелкой следует держать ее на достаточном расстоянии от тента и помнить о том, что горелка может выплевывать языки пламени до полуметра высотой. Использование огня внутри палатки может привести к отравлению (вплоть до смертельного исхода) угарным газом, особенно опасным из-за отсутствия запаха. Некоторые туристы любят готовить на горелке внутри палатки — что ж, оставим это на их совести и понадеемся, что они не сожгут палатку и не затопят ее кипятком посреди длительного похода. Использовать внутри палатки газовые лампы также небезопасно.

 

Второй враг палатки, помимо огня, — это застоявшаяся вода. Ни в коем случае не стоит хранить палатку в мокром или хотя бы влажном виде — уже через сутки (а то и меньше) в мокром свертке начнутся процессы гниения ткани и гидролиза водозащитного слоя. Не считая того, что при следующей установке палатки в ней будет стоять запах гнили, тент и пол при таком обращении очень быстро начнут промокать насквозь. Поэтому важное правило для любого туриста — после возвращения из похода следует полностью высушить палатку. В идеале, палатку стоит высушить еще перед погрузкой в обратный поезд или самолет.

 

При сборке палатки нельзя спешить — проверяйте соединения всех секций каркаса, особенно если они загрязнены и подклинивают. Если дуга состыковалась не полностью, она скорей всего лопнет в момент установки палатки. При установке-сборке палатки под проливным дождем спешки не избежать, однако лучше намочить палатку немного сильнее, чем заниматься ее ремонтом.

 

Никогда не наступайте на ткань или на лежащие на земле дуги. Торцы секций дуг весьма тонкие и могут быть повреждены, например, если вязанка дуг упадет на твердую поверхность, или если при установке палатки трясти дугами для ускорения сборки сочленений.

 

Мокрая палатка примерно на 500 г тяжелее сухой

 

К сожалению, далеко не всегда ночевка происходит на травке в кемпинге — обычно ночевать приходится на корнях, шишках и камнях. Поэтому при постановке на ночлег необходимо тщательно проверять место, куда вы ставите палатку — особенно в условиях СНГ и стран третьего мира, где место ночевки может быть усыпано битыми стеклами.

Известен случай, когда при ночевке в Лаосе дно палатки прогрызли термиты. Как было у Стругацких: «А кусаться он начнет, так ты его по сусалам!..»

Перед установкой палатки обязательно нужно убирать из-под дна шишки, острые камни, крупные ветки и особенно стекла. В гористой или вулканической местности, где ночевка может происходить на камнях или на застывшей лаве, нужно подкладывать что-то под дно — например, велочехлы, футпринт или просто подходящий кусок ткани. Также в гористых условиях стоит особенно тщательно выбирать место ночлега, остерегаясь сильных ветров и прочих специфических опасностей, таких как камнепады и внезапные паводки.

 

Если же произошла неприятность, и палатка оказалась порвана, то для возможности зашить ее в будущем (на фото ниже), нельзя заклеивать ткань армированным сантехническим скотчем! Он прочный и хорошо клеится, но впоследствии при ремонте палатки придется полностью заменить участок ткани, на который наклеивался скотч. Желательно использовать клей и заплатки из палаточного ремнабора, а при их отсутствии — обычный прозрачный скотч.

КАК УВЕЛИЧИТЬ СРОК СЛУЖБЫ ПАЛАТКИ

 

Длительное нахождение палатки под солнцем может негативно повлиять на ее долговечность. Ультрафиолетовое излучение постепенно разрушает нейлоновую ткань тента палатки, особенно при стоянках на больших высотах и в южных странах. Ткань с силиконовым покрытием и полиэстер лучше противостоят ультрафиолету, однако длительные «солнечные ванны» для них все равно нежелательны.

 

Помимо вопроса долговечности тента, в палатке под палящим солнцем невозможно спать, да и в целом тяжело находиться. При возможности, палатку стоит ставить в тени, а если это невозможно — стараться избегать ситуаций, когда палатка стоит на солнце днями-неделями напролёт, особенно в горах. В крайнем случае, можно создать тень самому с помощью туристического тента.

 

Для того, чтобы пол палатки не протирался с верхней стороны (и чтобы обезопаситься от прокола дна шальным сучком), желательно не пользоваться палаткой без коврика, лежащего на полу. Некоторые туристы кладут коврики-пенки под палатку, защищая ее дно снизу, однако при этом дно сильнее истирается сверху, особенно в сочетании с крошками, песком и уроненными острыми предметами. Лучше всего защищать дно ковриком сверху и велочехлом (или футпринтом) — снизу. Впрочем, в лесной зоне обычно можно ставить палатку прямо на землю, ничего под нее не подкладывая, за исключением сверхлегких моделей.

 

При разборке палатки при возможности надо вытряхнуть из нее накопившийся песок. Сделать это можно тремя способами: просто подмести внутри, вывернуть внутреннюю палатку наизнанку после разборки, либо (в случае с достаточно прочными самонесущими палатками) перевернуть собранную палатку без тента вверх дном и вытрясти мусор через двери. Будьте осторожны, чтобы не зацепить палаткой ветки деревьев, также такой способ не рекомендуется для ультралегких моделей.

 

Абсолютно любая палатка, независимо от ее стоимости и прочности, требует внимательного отношения к застежкам-молниям. При открывании-закрывании застежек помогайте себе, придерживая молнию второй рукой (особенно если палатка натянута, и молния находится под нагрузкой). Не делайте рывков и не прикладывайте больших усилий. Растягивайте тамбуры палатки с таким расчетом, чтобы молния не оказывалась под сильной нагрузкой. Когда открываете дверь палатки, то не позволяйте двери валяться на земле — грязная молния прослужит вам недолго. При необходимости, очистить молнию от песка и грязи можно с помощью старой зубной щетки.

 

При выполнении этих рекомендаций палатка сможет прослужить вам долго и без проблем.

КОГДА ПОГОДА НЕ ЛАДИТСЯ

 

Если маршрут вашего велопохода пролегает хотя бы по умеренным горам, например, по горному Крыму, то даже в теплое время года существует риск внезапного ухудшения погоды. Это может сопровождаться резким понижением температуры, затяжными дождями и сильными ветрами. Поэтому при путешествии по любым горам стоит всегда быть готовым к тому, что палатку придется укреплять и утеплять. Помимо этого, сильные ветра могут возникать на берегах крупных водоемов и на больших открытых пространствах.

 

Нередко бывает, что погода портится именно ночью, и всегда лучше позаботиться об укреплении палатки перед уходом ко сну, чем вскакивать посреди ночи и укреплять палатку в темноте, под ливнем и пронизывающим ветром.

 

Самое простое и эффективное средство для борьбы с сильным ветром, позволяющее уберечь палатку от поломки, — это оттяжки. Они представляют собой прочные шнурки со специальными натяжителями, которые одним концом закрепляются за специальные петли на тенте палатки, а другим — цепляются за вбитый в землю колышек. Современные палатки не предназначены для «работы» без оттяжек. С оттяжками же типичная трекинговая модель выдерживает ветер до 20 м/с, а горная — до 30 м/с и иногда даже больше.

 

В зависимости от конструкции палатки, она может либо вообще не требовать оттяжек для установки, либо использовать их в качестве вспомогательного крепления (чтобы тент не ложился на палатку), либо устанавливаться только с оттяжками (у ряда конструкций не самонесущих палаток). В любом случае, предназначенные для сколько-нибудь серьезных погодных условий палатки всегда имеют резервные петли для оттяжек для увеличения устойчивости и прочности палатки при сильном ветре. Лучше всего работают оттяжки максимальной длины.

 

Однако помните, что большое количество оттяжек у палатки увеличивает риск того, что проходящий мимо человек зацепится о шнурок и даже порвет ваш тент. В хорошую погоду не следует делать лишние оттяжки без необходимости и выносить их далеко от палатки, а в плохую (или если ваша палатка не ставится без оттяжек) — не поленитесь сделать оттяжки заметными, например, с помощью ярких дождевых чехлов.

 

Попытка втроём удержать улетевшую палатку

 

В ветреную погоду всегда помните, что без крепления колышками ваша палатка превращается в отличный парус. Все пустые мешочки убирайте в карман или в рюкзак. При установке палатки стоит сначала закрепить внутреннюю палатку колышками по углам, а уже потом — начинать устанавливать дуги. Не помешает также привязать тент одной оттяжкой к чему-нибудь тяжелому, чтобы его не унесло при установке, особенно если вы действуете в одиночку.

 

Колышек обязательно должен полностью утапливаться в землю и при возможности вбиваться под углом около 45° к поверхности земли. Если колышек вбит в землю не полностью, то он не только плохо держит, а вдобавок есть реальный шанс согнуть его, случайно наступив. Велосипедистам удобно использовать для забивания или вдавливания колышка контактный ботинок с шипом, а при его отсутствии — камень.

 

Если земля слишком плотная и каменистая, то колышек можно забивать (наступать на него в таком случае нежелательно) под более острым углом в поверхностный слой, где земля еще мягкая. При этом колышек можно придавить сверху камнем для большей устойчивости. Для колышков без удобного захвата для руки (например, моделей V- и Y-образного сечения) стоит сделать веревочные петельки для простоты извлечения и лучшей заметности, когда колышек утоплен в землю.

 

 

Часто резервные оттяжки и колышки для них не идут в комплекте, и их предполагается покупать дополнительно. Если планируются стоянки в горах, на больших открытых пространствах и на берегу больших водоемов, то иметь несколько оттяжек (минимум 4) на случай сильного ветра крайне желательно. Также можно рассмотреть покупку специальных колышков для сыпучих или каменистых поверхностей, поскольку стандартные колышки держат только в достаточно плотной (но не каменистой) почве. При попытке забить обычный колышек в каменистую почву он может согнуться или получить вмятины и разрывы.

 

Кстати, даже стандартный колышек (или лучше кусок палки длиной сантиметров 30) начинает держать в песке гораздо лучше, если привязаться к нему посередине и закопать плашмя на глубине сантиметров 30 (такой «якорь» называется «мертвяк»).

 

Стоит отметить, что если перед вами не стоит задачи ходить в походы при минусовых температурах, а также в серьезных горах, не нужно специально искать палатку с юбкой. Существует мнение, что даже в экстремальных погодных условиях юбка не нужна, если тент палатки доходит до самой земли. В любом случае, наличие юбки утяжеляет и удорожает палатку, а использование юбки увеличивает конденсацию влаги, особенно в теплую и влажную погоду. Для борьбы с случайными похолоданиями велотурист вполне может использовать подручные средства, например, скомканные дождевые чехлы и запасные сидушки, которыми закрывается просвет между тентом и землей.

 

Чтобы защититься от ветра силой 25 м/с, палатку пришлось ставить за стеной вернады.В противном случае, она была бы сломана при установке.

 

Помните, что во время дождя на земле образуются лужи и начинают течь ручейки — даже если пол абсолютно герметичен, нет ничего приятного в ночевке по щиколотку в воде, когда под полом палатки журчит вода. Если же пол не герметичен, то ночевка будет безнадежно испорчена. Поэтому стоит следить за тем, чтобы палатка не стояла в низинах и на пути потоков воды (например, в высохших руслах или в опасной близости от линии уреза воды).

БОРЬБА С КОНДЕНСАТОМ

Даже самая водостойкая палатка не сможет дать 100% гарантии того, что ее внутренности всегда останутся сухими. Причина этого — конденсат, который туристами часто неверно истолковывается, как протекающий тент или пол. На самом деле, конденсация влаги внутри палатки — это естественный и неизбежный физический процесс. Когда теплый влажный воздух, выдыхаемый человеком, контактирует с холодной тканью палатки, он конденсируется в виде капель воды.

 

 

Обычно конденсацию можно контролировать с помощью усиленной вентиляции палатки, но в условиях высокой влажности (например, в дождь) появление капель воды внутри тента неизбежно. Двухслойные палатки сконструированы таким образом, что выдыхаемый влажный воздух проходит сквозь внутреннюю палатку, и влага конденсируется на внутренней поверхности тента, обеспечивая сухость внутри самой палатки. Это особенно выражено у палаток с большими сетчатыми окнами. Таким образом, капли или слой воды изнутри тента наутро — это нормальное явление в безветренную прохладную погоду, особенно если ночью был дождь.

 

Однако непродуманный дизайн (например, большие горизонтальные или вогнутые поверхности на тенте) может привести к тому, что капли воды будут не стекать с тента на землю, а капать внутрь палатки. Если тент плохо натянут, он может касаться внутренней палатки, вызывая ее намокание (отметим, что в качественных палатках внутренняя часть имеет водоотталкивающую пропитку). Также во влажную погоду конденсат может появляться на полу палатки, особенно в углах и под ковриком. Зимой конденсат образуется не только на тенте, но и на внутренней палатке, и выглядит как снег или корочка льда, осыпающаяся на вас при малейшем касании стенок.

 

Способы уменьшения конденсации:

  • Устанавливать палатку на сухой поверхности.
  • Не брать мокрые вещи внутрь палатки. В идеале — хранить их «на улице».
  • Просушивать палатку между ночевками.
  • Устанавливать палатку так, чтобы она слегка продувалась ветром.
  • Если погода и снаряжение позволяют, максимально открывать вентиляцию в палатке. Чем «холоднее» палатка, тем меньше она подвержена проблеме конденсата.
  • Образовавшийся конденсат при возможности вытирать тряпочкой.

 

В зимних походах конденсация влаги доставляет особые неудобства — снег с внутренней части палатки осыпается на туристов, спальные мешки промокают от конденсата. Техника зимних походов и борьба с конденсатом при морозе — тема для отдельной статьи.

Заключение. Что же выбрать?

 

В этой статье были рассмотрены особенности современных туристических палаток применительно к их использованию в велопоходах. Мы постарались показать многообразие конструкций и классов палаток, а также сориентировать в вопросе выбора оптимального варианта.

 

Тем не менее, выбор палатки — всегда сложный процесс, поскольку даже с неограниченным бюджетом многие полезные качества (вес, габариты, устойчивость, прочность и так далее) взаимно исключают друг друга, и никакая палатка не может иметь все достоинства одновременно. С ограниченным бюджетом выбор палатки становится еще более сложным (или простым — смотря с какой стороны смотреть).

 

Можно наконец озвучить сугубо личное мнение автора о том, какая конструкция палатки может рассматриваться в качестве отправной точки при выборе модели для несложных велопоходов:

  • Количество мест — 2.
  • Конструкция — трехсезонная (трекинговая) полусфера или одна дуга с раздваивающимися концами. Наличие коромысла приветствуется.
  • Каркас — алюминиевый сплав.
  • Ширина внутренней палатки — в районе 120 см.
  • Высота — в районе 100 см.
  • Тамбуры — два, ширина от 60 см.
  • Ткань тента и пола — нейлон или полиэстер, плотность 40—70D, водонепроницаемость от 1500 мм (для палаток не от крупнейших мировых брендов лучше от 3000 мм). Наличие силиконового покрытия на тенте приветствуется.
  • Внутренняя вентиляция — допускаются незакрывающиеся окна из сетки разумной площади. Полностью сетчатая палатка не допускается. Регулируемая вентиляция приветствуется.
  • Внешняя вентиляция — зазор между тентом и землей разумной высоты (где-то до 10 см) и вентиляционные окошки. Без юбки.
  • Цвет — желательно, «защитный» (например, зеленый).
  • Петли для оттяжек — необходимы, оттяжки в комплекте приветствуются.
  • Масса такой палатки — приблизительно от 2 до 2,7 кг, в зависимости от толщины ткани и общих габаритов.

 

Все эти рекомендации ни в коем случае нельзя считать догмой, от них можно и нужно отступать при целесообразности. Достаточно сказать, что обе палатки автора не соответствуют этим рекомендациям по ряду показателей. Однако «сферическую велотуристическую палатку в вакууме» они характеризуют хорошо.

 

Мы надеемся, что эта статья поможет кому-то сделать правильный выбор, а уже состоявшиеся владельцы узнают, как можно продлить срок службы палатки и избежать поломок.

 

© 2016–2017 Владимир Горбунов (VORON)

Фото из архива автора и фирм производителей

 

velopiter.spb.ru

Велосипедные палатки | Клуб велопутешественников -Статьи

Велопоход становится всё более популярным времяпровождением. С друзьями или с семьёй, с экспедициями или на пикник, в любом случае надо быть защищённым от «прелестей» погоды, таких как дождь или снег, а если вы едете с ночёвкой, то без «правильной» палатки вам точно не обойтись. Стоит тщательно подойти к вопросу выбора, ведь палатка – это ваш дом в походе. От её надежности и удобства конструкции зависит не только комфорт, но и безопасность.

Какие критерии нужно учитывать при выборе палатки?

  • Форма
  • Вместимость
  • Вес
  • Материал

 

Форма палатки

Можно выделить 3 основных вида палаток по форме: полубочка, полусфера и гробик. Существует так же форма «дом» (двускатная), но сейчас редко встретишь туристов с такой палаткой, считается технологически устаревшей моделью.

Полубочка

Самый популярный вид туристических палаток. Главное преимущество палатки полусферы – лёгкость в установке. Они имеют небольшой вес и высокую устойчивость к ветру. Очень часто палатку – полусферу делают с дополнительным тамбуром, в нём удобно хранить вещи.

Полусфера

У этой палатки такие же преимущества, как и у полусферы, но устанавливать её немного трудней и дольше. У палаток этой формы дуги идут параллельно друг другу. При сворачивании лагеря под дождем все вещи можно собрать в палатке, потом сложить внутреннюю палатку и в конце быстро сложить тент, как можно меньше намочив вещи, что в велопоходе очень важно.

Палатка формы «полусфера» (кликните на изображение для увеличения)

Гробик

Это довольно удачный и уютный тип палаток. Разница в расположении дуг. Две дуги ставятся параллельно друг другу, затем скрещиваются в двух точках и закрепляются. Она способна выдерживать сильные порывы ветра с различным направлением.

Вместимость и размер

Для начала решите – сколько человек должны поместиться в вашей палатке. Палатки делятся на одноместные, 2-местные, 3-местные и 4-местные. При выборе палаток, с точки зрения их вместимости, лучше ориентироваться на ширину пола, а не на цифры, которые указывает производитель. Если есть возможность, перед покупкой проверьте внутренность палатки: можете ли вы потянуться, сесть, переодеться, найти удобное положение для чтения, поместить кое-какое снаряжение внутри вашей палатки. Пространство в двуместной палатке рассчитано без учёта места для дополнительных вещей, и подразумевается тесный контакт с соседом. Если вы собираетесь делить палатку на двоих, то, возможно, есть смысл приобрести трехместную. Помните, что по российским стандартам в трехместной палатке спокойно уместятся четверо, и во время сна никто никому не будет мешать. Так же важны габариты упакованной палатки. Тут надо подумать, где на велосипеде вы планируете её поместить. Если палатка, спальный мешок и матрац кладутся на задний багажник, то они должны удобно умещаться и тесно крепиться. Если же палатка кладётся в велорюкзак, она должна быть достаточно маленькая, чтобы поместиться в нем, но дуги могут не влезть в него..

Вес

Вес палатки – это серьёзная тема для обдумывания. В походах спортивного плана, особенно в горах, или когда велосипед приходится время от времени таскать на себе, каждый грамм на счету. В характеристиках палатки указывается минимальный вес и вес в упакованном виде. Обычная одноместная палатка в упакованном виде весит от 0.9 до 1.8 кг. Двухместная или трёхместная палатка, в среднем весит около 3 кг. Если вы собираете путешествовать много дней, возможно, в дождь или холод, есть смысл взять более крупную палатку. Она не покажется слишком тяжёлой, если обеспечивает необходимое количество места и должный комфорт.

Двухместная палатка формы» полубочка» (кликните на изображение для увеличения)

Материалы и части

В зависимости от назначения в конструкции палаток используются различные материалы и технологии. Именно из этих важнейших составляющих складывается стоимость палатки и ее функциональные свойства.

В производстве палатки должны использоваться лёгкие материалы и одновременно прочные. Чаще всего палатку шьют из нейлона. Благодаря этому она может «дышать» и является достаточно лёгкой. Но помните, что под действием ультрафиолетовых лучей нейлон быстро приходит в негодность, поэтому когда палатка вам больше не нужна, не оставляйте её на солнце. Возможно, для летних походов будет разумнее подыскать палатку из другого материала, например, полиэстера.

Покупая палатку, обратите внимание на её водоустойчивость. Высота водяного столба непосредственно показывает «степень непромокаемости» палатки. И, понятно, что чем больше, тем лучше. Но в среднем этот показатель должен быть на уровне 2500 мм для внешнего тента и 3000 мм для пола.

Палатка формы «гробик» (кликните на изображение для увеличения)

Теплоизоляционная подстилка должна быть максимально водостойкой и износостойкой, дно палатки - непромокаемым и более прочным, чем остальная палатка (силиконовое или полиуретановое покрытие). Тент покрывается нейлоновой или полиэстеровой тканью. Покрытый полиэстером тент во влажном состоянии лучше сопротивляется растяжению, чем тент покрытый нейлоном.

Швы один из самых важных критериев по выбору палатки. Если швы тента недостаточно герметизированы, то не имеет значения, из какого материала сделана палатка, она всё равно будет протекать. Самый лучший вариант – когда на швы «приваривается» специальная водонепроницаемая лента.

Каркас палатки может быть пластиковым или металлическим. Металлические каркасы предпочтительней, они намного опережают пластиковые по прочности, незначительно уступая по весу и, в отличие от пластика не ломаются при значительных изменениях температуры. Стоит отметить, что по прочности среди пластиковых каркасов лучше те, что изготовлены из углепластика или кевлара.

Для того чтобы выбрать палатку, которая послужит вам отличным спутником во всех походах, вам, возможно, придётся пройти не один магазин. Помните, что нет идеальной палатки на все случаи жизни и, не торопитесь её покупать, если не уверены в том, что делаете правильный выбор, лучше поищите еще. Ведь выбрав подходящую палатку, удовольствия от поездки получаешь больше.

Опубликовано: 24.09.2013 7139 просмотров

Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!Нужен велосипед? Отличный выход - купить велосипед у нас в веломагазине! Сломался велосипед? Это не проблема - у нас в магазине есть ремонт велосипедов.Быть в форме зимой? купить тренажер.

velootpusk.ru


Смотрите также