Неизведанная Италия, гид по Милану. Велосипед комо


Комо и велосипеды

Предыдущая заметка была о путешествиях на озере Комо на  велосипеде, с набором полезных ссылок и маршрутов.А теперь, рассказ велосипедиста Максима Сладкова /Maxim Sladkov - «sladkovm» о его приключениях с восхитительными фотографиями в статье sladkovm в Италия и велосипеды: прощальные гастроли в Ломбардии

Многим любителям велоспорта озеро Комо знакомо по самой последней классике в году – Giro di Lombardia, которая в народе известна, как гонка опавших листьев. К изюминке этого соревнования можно отнести подъем к капелле Madonna del Ghisallo – покровительнице всех велосипедистов, и выворачивающую душу стенку – Muro di Sormano, где средний градиент обещает мучительные 15%.  К слову, ждать Тура Ломбардии осталось совсем не долго – в этом году гонка пройдет 6 октября.

К берегам озера так же регулярно наведывается и Giro d’Italia. Этот гранд тур приезжает сюда не за спринтерскими этапами, так как богатая коллекция подъемов высшей категории – Passo di Valcava, Pian dei Resinelli, Passo san Marco, могут заставить поволноваться многих серьезных горовосходителей в профессиональном пелетоне.

 

Мы приехали к озеру Комо, чтобы громко хлопнуть дверью и красиво, по-спортивному, закрыть уходящий велосипедный сезон. Состав у нас следующий (слева направо): Руд, Я, Роберто, Десмонд, Герард и Хенни.

Уровень подготовки у всех разный: Роберто и Герард могут и 450 Ватт несколько минут выдавать, остальные же попроще – скромно вкручивают 200 Ватт (цифры из расчетов стравы, так как поверметры на сегодняшний день стоят дороже, чем мой велосипед).

За четыре дня в седле мы проехали 510 километров, набрали 8470 вертикальных метров и сожгли 13200 килокалорий. И самое главное – получили массу удовольствия!

Тур вокруг озера Комо

Единственный легкий маршрут в этом регионе – это поездка по берегу озера Комо. За 115 километров мы набрали всего 800 метров подъемов, да и то, самым длинным из них оказался подъезд к нашему дому.

.

Вокруг озера тянется двухполосная дорога с ограничением скорости – 60 км/час. Водители тут привычны к велосипедистам и со спокойствием удава тянуться за колесом там, где для обгона места нет.

.

На первый взгляд может показаться, что основным источником дохода тут является туризм, но это верно только отчасти – если крупного производства тут не найти, то небольшие фабрички нам попадались на каждом шагу. Производят тут, в основном, текстиль и обувь.

Тем не менее, в каждом городке на побережье имеется променад, пристань для яхт и цепочка ресторанов со стандартным туристическим меню: пицца, паста, стейк.

Названия нескольких городов, что расположены на берегу озера, будут у каждого на слуху. Ресторан или пиццерию Беллано можно встретить во всех странах мира, а Белладжио – это одно из самых крупных казино в Лас Вегасе.

Физикам может быть знаком городок Варенна, где находится бывшая летняя резиденция нобелевского лауреата Энрико Ферми. Сейчас на территории виллы, каждый год, проводится замечательная летняя школа. Темы курсов каждый год меняются, так что следите за обновлениями. У них даже есть стипендии для тех, кому школа не по карману.

.

Достопримечательности нас не особо интересовали. Мы вытянулись в струну и мечтали лишь о том, чтобы Герард и Роберто больше не разгоняли. Когда эти орлы увлекались, то скорость поднималась до 40 км/час, открывался просвет, а о том, как сложно его будет закрыть я узнал еще ранней весной.

.

Хуже всего приходилось в тоннелях, где Роберто паниковал и гнал на все деньги. Мои ноги особенно запомнили 3-х километровую трубу между Белладжио и Лекко.

Кстати, перед поездкой в этот регион стоит озаботиться велосипедными фонарями. У нас были не у всех и приходилось хитро группироваться, чтобы всегда был свет спереди и в хвосте колонны.

.

Нечастые подъемы тут носят характер силовых – коротко и круто. На них можно продавить педаль даже не переключая передачу. На одной из таких стенок удалось разогнать пульс до 180, что я посчитал хорошим признаком того, что организм в порядке. Для сравнения, мой лактатный порог около 175.

.

Общая длинна побережья озера Комо составляет 160 км, но нагружать ноги в первый день не очень хотелось и мы переправились в Балладжио на пароме. Стоимость переправы – 6 евро. Ходят паромы на так часто, как хотелось бы – в среднем, раз в час.

.

На этой фотографии многие велолюбители видят только велосипед, который некоторый считают лучшим велосипедом в мире. Я к таким не отношусь, хотя и признаю, что жаба давит.

Результаты первого дня, которым я остался очень доволен, можно найти на страве. Единственная неприятность – спать в тот день ушел с тревожной сухостью в горле.

Выматывающий подъем высшей категории с сюрпризом – Passo di Valcava

На второй день пленных уже не брали и наметили 115 километров с набором высоты 2700 метров. Единственная напасть – проснулся я с до боли знакомыми симптомами вируса гриппа: сухость в горле, заложенный нос, повышенная температура. Зная, что при подобных симптомах будет колбасить несколько дней, а это почти весь наш отпуск, я стиснул зубы и сел на велосипед. Лечиться буду уже дома.

.

На отметке 10 км ждал небольшой холмик. На нем я хорошенько пропотел, продышался и неожиданный прилив энергии даже позволил сделать несколько фотографий товарищей.

К подножию Passo di Valcava, что на отметке 20 км, я подъехал совсем в отличном расположении духа и, по-фраерски, зарядил на пороговом пульсе в 6-8% подъем.

Фотографий с Valcava не много, так как назвать дорогу живописной не получиться, да и ехал я весь подъем в гордом одиночестве – Герард с Роберто, как и ожидалось, удрали вперед, а вот другие товарищи безнадежно отстали и это, нужно признать, тешило мое самолюбие.

.

Я бы так и заехал на Passo di Valcava на высоких оборотах, если бы не сюрприз, который ждет на последних километрах – дорога резко задирается вверх и предупреждающий знак показывает заоблачный градиент – 18%. Отсюда и до самой вершины ниже 10% уже не будет.

В английском языке есть отличное выражение – pedalling squares. Вот так и я, выкручивая квадраты, порою с каденсом 40 оборотов оборотов в минуту, метр за метром, приближался к заветной цели. Проклял все на свете, кроме своей кассеты, на которой есть спасительная звезда с 30 зубьями, которая для таких случаев и покупалась. У бедных Хенни и Десмонда были традиционные компакты с кассетой 11-28, а вот Руд, как самый хитрый, приехал с триплом.

.

Перед спуском заложили по газете за пазуху, чтобы не задувало. На вершине температура на 10 градусов ниже, чем у озера, поэтому есть смысл захватить с собой ветровку или виндстоппер.

Виды с южной стороны Passo di Valcava значительно лучше, чем те, что наблюдались при подъеме, но даже это не спасает эту дорогу.

После этого подъема остались очень смешанные чувства: 18% – это явный перебор и отсутствие хороших панорам тоже заносим в минус. Приехали, посмотрели на гараж с надписью VALCAVA и спустились обратно в долину.

.

После Passo di Valcava нас ждали еще два подъема второй категории. Оба протяженностью 10 км, но первый – Barbenno (по дороге S117), представляет из себя монотонный тягун со средним градиентом 4.1%, второй же – Culmine da Olda, начинается трехкилометровым участком с градиентом под 10%.

Первый подъем я проскакал и не заметил, а вот когда началось покруче, то меня так накрыло, что еле ногами передвигал. Пульс начал катастрофически падать и к тому времени, как я добрался к вершине, выше 150 ударов в минуту просто не поднимался – страва не даст соврать.

То ли это мой грипп победил, то ли это были последствия отказа от энергетического батончика у подножия и следственно гликогеновое истощение, но до финиша я добрался с огромным трудом. Последний километр, там где нужно ехать в горку, я просто слез с велосипеда и пошел пешком.

Дома меня откормили макаронами с соусом болоньезе, отпоили итальянским вином, загрузили парацетамолом и отправили спать – утро вечера мудренее.

За благословением к Мадонне дель Гизалло

Невзирая на отвратительное самочувствие ничто не могло остановить меня от паломничества к святая святых велосипедного спорта – церкви Мадонна дель Гизалло.

В этот день мы запланировали 100 километров и два подъема: Passo del Ghisallo – протяженность 10.6 км, градиент 5.2%, максимальный – 14%, и Colma di Sormano – подъем, который, с объездом стены Muro di Sormano, превращается в 12 километровый серпантин с градиентом 6-7%.

.

Подъем на Гизалло начинается уже с 20-го километра и сразу же упирается в 14% стенку. Не считая короткого выполаживания у самой вершины градиент ниже 9% тут не падает. В дополнительный плюс к этой дороге заношу тот факт, что с некоторых поворотов серпантина открывается отличный вид на озеро Комо.

На самом верху ждет небольшая церковь мимо которой каждый год проезжает пелетон тура Ломбардии. Покровительница всех велосипедистов – Мадонна дель Гизалло, приветствует проезжающих звоном колоколов. Перед церковью стоят статуи великих итальянских велосипедистов прошлого: Джино Бартоли, Фаусто Коппи и Альфредо Бинда. Статую получил и Папа Римский, который дал согласие на использование велосипедных трофеев в оформлении церкви. Среди огромной колекции велосипедной атрибутики можно найти и розовую майку Дениса Меньшова.

.

В кафе, что рядом с церковью не умеют готовить ни макароны, ни лазанью, ни каннелони, но велосипедисты все равно там останавливаются. Заказывают, в основном, из длинного списка панини (бутерброды), где фигурируют такие названия, как: Коппи, Бартали, Пантани, Армстронг. Панини Нибали или Фрум в списке пока нет.

Пообедав отправляемся к следующему подъему из маршрутной книги Тура Ломбардии – Sormano. В официальной версии, после деревни Sormano, нужно свернуть на Muro di Sormano – 3-х километровый подъем со средним градиентом 15% и максимальным 25%, но мы продолжаем в объезд – по дороге SP44. На Muro вернемся в следующий раз – когда подкачаем силушку в ногах.

Если честно, то это был мой самый худший день. Страва утверждает, что максимальный пульс за день – 169, но по ощущениям, все, что выше 160 – это было чудо. Ехал через не могу и всю дорогу вспоминал мемуары Ярослава Поповича. Сам же, закусив язык, отсасывал как Бобик.

Велосипедный марафон через прекрасный путь Сан Марко

Меня спас запланированный день отдыха, потому что нашей завершающей вылазкой оказался маршрут протяженностью 180 километров, которым придавали остроты более 3000 метров подъемов. На фоне первого подъема дня – Passo san Marco, с набором высоты почти 2000 метров, второй подъем, который фигурировал и двумя днями раньше – Culmine da Olda, можно просто считать карликом.

Рассудив, что день и так будет сложным, мы решили заехать на Пассо сан Марко со стороны озера, из города Morbegno. Тут градиент не очень крутой – 6.5%. С противоположной стороны, поднимаясь из Olmo al Brembo, градиент был бы 7.9% и я видел на спуске протяженные участки по 15%.

.

До Морбеньо нужно махнуть 65 километров по берегу озера. В определенный момент открывается отличный вид на ущелье, по которому проложена дорога Passo san Marco.

.

В этот день нас было только четверо, так как Десмонд и Хенни не смогли найти в себе силы воли для такого испытания и должен сказать, что они очень много потеряли, Passo san Marco – прекрасен.

Сначала петляющая дорога проходит через лес.

.

А когда лес заканчивается, то начинается подъем по великолепному серпантину с шикарными видами.

.

Мы с Рудом поехали в экономном режиме, потому что подъем длинный – 26 километров. По дороге обязательно следили за тем, чтобы регулярно что-то есть. Любимый голландский доппинг – вафли с карамелью stroopwafel.

.

Короткое выполаживание на 15-м километре заводит в горное ущелье.

.

На высоте две тысячи метров практически нет никакой растительности – одна лишь трава и камни. Конец подъема уже отлично просматривается и кажется, что все – финиш близок, но в действительности прийдется подниматься еще 400 метров.

.

Куда же без фотографий на память? Даже мотоциклисты нас фотографируют – будут рассказывать товарищам об отчаянных чудаках, что выбрались сюда на велосипедах.

.

Спуск в Olmo al Brembo крутой и сложный. Отбойники или ограждения тут явно не помешали бы. Последний раз Джиро приезжало на Passo san Marco в 2007 году. Думаю, что с современными требованиями к безопасности, к следующему визиту, все необходимое достроят.

.

Меня как-то в комментариях спрашивали не меняемся ли мы велосипедами, дескать, чтобы на себе испытать новые рамы, геометрии … Данная фотография должна послужить ответом почему не меняемся – итальянец рядом с голландцем. Мой рост ближе к итальянской части спектра.

.

Последний день я проехал нормально, хотя высокого пульса так и не увидел. Максимум за этот день был 172 – во время нашего последнего подъема наперегонки. Я проиграл Руду на последних метрах, поэтому майка короля гор досталась ему, тем более это был день его рождения.

Прибытие и проживание

Из нашего Маскантья в Бергамо летают регулярные рейсы, а там и до Комо уже рукой подать. Но возиться с упаковкой велосипедов не очень хотелось, поэтому мы решили, что веселей будет поехать на автомобиле. Сначала думали найти вместительный автобус и загрузить туда 6 человек с велосипедами, но таких мы не нашли и пришлось ехать двумя машинами, а велосипеды загрузить в прицеп. Дорога из Эйндховена в Лекко занимает 8 часов и, ловко увильнув от смен за рулем, я всю дорогу провалялся на заднем сидении с книжкой.

С проживанием мы особо не мудрили и арендовали дом в Лекко через сервис rentalia.com (еще один вариант – airnnb.com). За 150 евро в сутки мы получили огромные хоромы с 4 спальнями, двумя душевыми, кухней со всем необходимым, огромной гостиной, садом и великолепным видом на город, так как дом находился на 200 метров выше, чем уровень озера.

.

Каждое утро начиналось спуском по крутому серпантину к озеру, а день мы заканчивали подъемом с максимальным градиентом 8.6%. На страве можно даже найти последние 500 метров этого подъема с прозаическим названием to the appartment.

.

С проживанием вдалеке от центра города связаны определенный трудности. В частности неудобно добираться до ресторанов, но проблема решается или при помощи автомобиля или мотивационного слогана – бешеной собаке и сто верст не крюк.

На обед останавливались в кафе у дороги. Заказывали стандартный набор велосипедиста: панини, кола, кофе.

.

В принципе рестораны в Лекко и окрестностях оставили желать лучшего. Если нормальную пиццу еще более менее готовят, то получить отвратительную пасту на ужин – это в порядке вещей. Нам на столько это надоело, что мы даже один день сами дома готовили.

Лучше покажу Trek Domane рядом c Pinarello Dogma. Итальянцы подходили рассматривали … в основном Pinarello.

.

А к берегам Комо нужно будет обязательно вернуться. Тут осталось еще много непокоренных подъемов и красивых дорог. Многие велосипедисты на зря выбрали этот регион в качестве своего дома. Кадел Эванс, например, живет в городе Комо, и тренируется на подъеме Besbino, а печально известный голландский велосипедист Томас Деккер проживает в Лекко. Говорят, что и Армстронг тут жил в начале своей карьеры, но перебрался во Францию из-за суровых и непредсказуемых зим.

И еще раз напоминаю, 6 октября – Тур Ломбардии. Там будет тоже самое, что у меня, но с видео и профессиональным пелетоном.

Карта популярных велосипедных маршрутов в окрестностях озера Комо:

Сайт Михаила Сладкова

http://travelbooze.com/Его блог «Пиво и велосипеды» sladkovm.livejournal.com/profile

 

www.larioarea.com

Неизведанная Италия, гид по Милану » Поездки. Озеро Комо, Гизалло и велосипедисты

Поездки. Озеро Комо, Гизалло и велосипедисты

Июль 17th, 2012

Петляя по горной дороге в поисках ресторана или траттории и не имея ни малейшего понятия о том, где именно мы находимся, решили остановиться у белокаменной церквушки – уж очень живописными показались нам аккуратный белый фасад и старинная звонница. Да и вид на освещенные предзакатным огнём Альпы со смотровой площадки был великолепным. Так было совершено первое открытие вечера.

Гизалло (Ghisallo), как называется облюбованное нами местечко, в Италии известно благодаря находящемуся здесь музею велосипедов. Музей в воскресный вечер был закрыт, но окунуться в историю велосипедного спорта мы всё же смогли. Русскому православному человеку это может показаться странным, но привлёкшая нас церковь оказалась посвященной именно итальянским велосипедистам. Музей  был открыт в 2006-м году, сами же велосипедисты выбрали эту деревеньку в качестве конечной цели своих горных велотуров гораздо раньше. Уже в 1946-м Папа Пий XII провозгласил Мадонну дел Гизалло (или Гизальскую Деву Марию) покровительницей велосипедистов. Церковь, построенная в XVII веке и носящая имя Мадонны, стала местом паломничества как итальянских, так и иностранных спортсменов.

В безмолвном удивлении зашли внутрь. На стенах в благородно-траурных чёрных рамках висели фотографии наиболее знаменитых погибших велосипедистов Италии, футболки и грамоты, и – совершенно невероятно для церкви – непосредственно старинные велосипеды. Самый первый из них датировался 1915-м годом, но на мой взгляд обывателя мало чем отличался от современных конструкций. Самым интересным экспонатом можно назвать сломанный велосипед известнейшего гонщика Фабио Казартелли, разбившегося насмерть во время Тур де Франс.

На небольшой смотровой площадке бронзовый спортсмен с целеустремленным видом крутил педали, не обращая внимания на упавшего рядом собрата. Туристов, или слишком далёких от спорта, или настолько увлеченных им, что на посещение музеев времени не оставалось, видно не было. Вид на озеро Комо и на позолоченные гребни гор был всецело наш.  В каком-то умиротворённо-воздушном настроении мы погрузились в машину и почему-то решили подняться ещё чуть выше в горы. Где нас ожидал второй и главный сюрприз.

 

Об этом же путешествии:

Горное шале, потрясающий вид на Альпы и домашняя итальянская кухня

Белладжио,  озеро Комо

Любители потрясающих видов и активного отдыха приглашаются также уже не в виртуальное, а в реальное путешествие — 25-28 августа 2016 можно присоединиться к нашему четырехдневному туру вдоль озера Комо. Подробности можно найти здесь — туры по Италии.

www.italia-untouristic.com

майские на озере Комо: grossbobs

Покорять Италию на велосипеде нужно точечно. Бросать где-нибудь лагерь, а из него уже устраивать радиальные вело-поездки по самым красивым дорогам и серпантинам в мире.

Одним из идеальных базовых лагерей можно назвать озеро Комо на северо-западе страны, у самой границы со Швейцарией. Почему Комо? Потому что по этим берегам проходит одна из красивейших велогонок в сезоне - тур Ломбардии, а добраться сюда можно бюджетными авиалиниями, как с западной, так и с восточной Европы, через аэропорт в Бергамо.

Наряду с кругами по изумительным дорогам вокруг озера, витающий в воздухе призрак Гонки опавших листьев вдохновляет на два восхождения, которые сродни паломничеству: 10 километровый подъем к церкви Мадонна дель Гизалло и взятие штурмом самой невероянтной дороги в мире - 2х километровой рампы со средним градиентом 17%, которую прозвали Стена Сормано.

Тернистый путь дель Гизалло

Круто взмывающая вверх дорога из Белладжио ведет к церкви Мадонна дель Гизалло, интерьер которой не оставляет сомнений - это святая святых велоспорта. Стены тут завешаны вымпелами и майками великих чемпионов, а под потолком красуются велосипеды Франческо Мозера, Фаусто Коппи, Джино Бартали, Феличе Джимонди и многих других легендарных велосипедистов. Во время тура Ломбардии церковь заливается колокольным звоном, когда пелотон проносится мимо ее стен.

Средний градиент подъема дель Гизалло составляет 5.6%, но желающие искупить свои грехи велосипедисты не должны поддаваться на это искушение, так как добрых километров пять придется накручивать петли на 8-9% склоны. Без надлежащей подготовки - это довольно серьезное испытание, но красоты вокруг всегда дают повод остановиться - под предлогом щелкнуть очередную фотографию с видом на озеро в ущелье или на снежные пики, что взмывают над горизонтом.

Обычный подъем стеной не назовут - Сормано

Велосипедный спорт не стоит на месте - техника становится легче, передач становится больше, тренировки становятся разумней, а фармацевтическая помощь более изысканной. Маршруты классических велогонок, к которым относится и Тур Лобмардии, стараются поспевать за этими изменениями и постоянно добавляют, к уже существующим, новые подъемы, чтобы ни в коем случае финиш не превратился в разборку спринтеров.

В начале 60-х, когда подъема дель Гизалло стало не хватать для просева пелотона, к гонке добавили восхождение на Muro di Sormano - непонятно зачем заасфальтированную козью тропу длинной 2 километра со средним градиентом то-ли 15% то-ли 17%. Этот подъем задержался в маршруте гонки не надолго, так как велосипедисты того времени взбунтовались и иначе как безчеловечным испытанием это восхождение и не называли. В 2012 году подъем вернули обратно в маршрут и, похоже, в этот раз уже навсегда.

От себя добавлю, что я заезжал и на Патерберг с Коппенбергом и на Кот де ла Редут с Кот де Сан Никлас, где в определенный момент кажется, что все, больше не могу, спешусь и пойду пешком, но 20% участок неожиданно заканчивается и о жгучей боли в ногах и груди остаются только приятные воспоминания. Стена Сормано, в свою очередь, - это “все, больше не могу, сейчас пойду пешком” от начала и до конца, и это при выборе передача 34/30. Средняя скорость - 6.8 км/час.

Видео Джереда Грубера очень хорошо передает атмосферу этого подъема. Особое внимание стоит обратить на каденс в 40-50 об/мин и на “выкручивание квадратов” встав из седла.

Muro di Sormano from Jered Gruber on Vimeo.

Вокруг озера Комо и Лугано

Ломабардия - это не только подъемы на износ. Вдоль побережья озера Комо тянется отличная дорога, с которой открываются захватывающие виды на снежные вершины на горизонте. При желании можно всегда перевалить через один из перевалов и проехаться по побережью озера Лугано для разнообразия.

Проживание, питание, транспорт и хорошая компания

Вокруг озера Комо я катался в той же замечательной компании, что и на Кипре. Женя (velomosiped) и Оксана прилетели, если я не ошибаюсь, рейсом Wizzair со Львова, а мы с Лан из Эйндховена - самолетом Ryanair. Велосипед на таких рейсах принимают, как спорт-инвентарь и за проезд берут 50 евро в одну сторону.

Из аэропорта Бергамо, вместе с велосипедами, можно доехать на шаттле до железнодорожного вокзала в Милане, откуда уже уехать на поездах TrеnItalia куда душа пожелает. Поездка до городка Комо занимает чуть больше 30 минут, а запакованный велосипед считается обычным багажем.

В качестве базы мы выбрали город Комо, где остановились в замечательном хостеле Cascina Respau. С геграфической точки зрения - это не лучший выбор для велосипедистов, так как к дверям хостела ведет крутой подъем вымощенный скользкой брусчаткой, но зато атмосфера целиком восполняет неудобство расположения. При хостеле работает ресторан, где каждый вечер подают домашнюю пасту, которую готовит пожилая итальянская синьера. Одним словом, очень по-домашнему уютно - casa di mama.

Во время свершения велосипедных подвигов я предпочитаю питаться лучшим, что есть в Италии на обед - бутербродами (панини) с моцареллой, помидорами и базиликом, после которых полагается непременный un caffe, per favore!

Наши маршруты: по дорогам Тура Ломбардии и к озеру Лугано

Любой маршрут я всегда составляю по рекомендациям сервиса Heatmap, который показывает, где катаются велосипедисты. После этого я создаю в сервисе Strava GPS-трек, который можно залить или напрямую в вело-компьютер Garmin, или сначала прогнать через другой сервис - Bike Route Toaster, с целью получить еще и профиль высоты для своего навигационного устройства.

Красивый профиль высоты для блога я делаю в сервисе Veloviewer. Вот примеры маршрутов Como - Ghisallo - Sormano - Como и поездки к озеру Лугано. Стена Сормано, я думаю, должна сразу бросаться в глаза.

grossbobs.livejournal.com

Италия и велосипеды: майские на озере Комо

Покорять Италию на велосипеде нужно точечно. Бросать где-нибудь лагерь, а из него уже устраивать радиальные вело-поездки по самым красивым дорогам и серпантинам в мире.

Одним из идеальных базовых лагерей можно назвать озеро Комо на северо-западе страны, у самой границы со Швейцарией. Почему Комо? Потому что по этим берегам проходит одна из красивейших велогонок в сезоне - тур Ломбардии, а добраться сюда можно бюджетными авиалиниями, как с западной, так и с восточной Европы, через аэропорт в Бергамо.

Наряду с кругами по изумительным дорогам вокруг озера, витающий в воздухе призрак Гонки опавших листьев вдохновляет на два восхождения, которые сродни паломничеству: 10 километровый подъем к церкви Мадонна дель Гизалло и взятие штурмом самой невероянтной дороги в мире - 2х километровой рампы со средним градиентом 17%, которую прозвали Стена Сормано.

Тернистый путь дель Гизалло

Круто взмывающая вверх дорога из Белладжио ведет к церкви Мадонна дель Гизалло, интерьер которой не оставляет сомнений - это святая святых велоспорта. Стены тут завешаны вымпелами и майками великих чемпионов, а под потолком красуются велосипеды Франческо Мозера, Фаусто Коппи, Джино Бартали, Феличе Джимонди и многих других легендарных велосипедистов. Во время тура Ломбардии церковь заливается колокольным звоном, когда пелотон проносится мимо ее стен.

Средний градиент подъема дель Гизалло составляет 5.6%, но желающие искупить свои грехи велосипедисты не должны поддаваться на это искушение, так как добрых километров пять придется накручивать петли на 8-9% склоны. Без надлежащей подготовки - это довольно серьезное испытание, но красоты вокруг всегда дают повод остановиться - под предлогом щелкнуть очередную фотографию с видом на озеро в ущелье или на снежные пики, что взмывают над горизонтом.

Обычный подъем стеной не назовут - Сормано

Велосипедный спорт не стоит на месте - техника становится легче, передач становится больше, тренировки становятся разумней, а фармацевтическая помощь более изысканной. Маршруты классических велогонок, к которым относится и Тур Лобмардии, стараются поспевать за этими изменениями и постоянно добавляют, к уже существующим, новые подъемы, чтобы ни в коем случае финиш не превратился в разборку спринтеров.

В начале 60-х, когда подъема дель Гизалло стало не хватать для просева пелотона, к гонке добавили восхождение на Muro di Sormano - непонятно зачем заасфальтированную козью тропу длинной 2 километра со средним градиентом то-ли 15% то-ли 17%. Этот подъем задержался в маршруте гонки не надолго, так как велосипедисты того времени взбунтовались и иначе как безчеловечным испытанием это восхождение и не называли. В 2012 году подъем вернули обратно в маршрут и, похоже, в этот раз уже навсегда.

От себя добавлю, что я заезжал и на Патерберг с Коппенбергом и на Кот де ла Редут с Кот де Сан Никлас, где в определенный момент кажется, что все, больше не могу, спешусь и пойду пешком, но 20% участок неожиданно заканчивается и о жгучей боли в ногах и груди остаются только приятные воспоминания. Стена Сормано, в свою очередь, - это “все, больше не могу, сейчас пойду пешком” от начала и до конца, и это при выборе передача 34/30. Средняя скорость - 6.8 км/час.

Видео Джереда Грубера очень хорошо передает атмосферу этого подъема. Особое внимание стоит обратить на каденс в 40-50 об/мин и на “выкручивание квадратов” встав из седла.

Вокруг озера Комо и Лугано

Ломабардия - это не только подъемы на износ. Вдоль побережья озера Комо тянется отличная дорога, с которой открываются захватывающие виды на снежные вершины на горизонте. При желании можно всегда перевалить через один из перевалов и проехаться по побережью озера Лугано для разнообразия.

Проживание, питание, транспорт и хорошая компания

Вокруг озера Комо я катался в той же замечательной компании, что и на Кипре. Женя (velomosiped) и Оксана прилетели, если я не ошибаюсь, рейсом Wizzair со Львова, а мы с Лан из Эйндховена - самолетом Ryanair. Велосипед на таких рейсах принимают, как спорт-инвентарь и за проезд берут 50 евро в одну сторону.

Из аэропорта Бергамо, вместе с велосипедами, можно доехать на шаттле до железнодорожного вокзала в Милане, откуда уже уехать на поездах TrеnItalia куда душа пожелает. Поездка до городка Комо занимает чуть больше 30 минут, а запакованный велосипед считается обычным багажем.

В качестве базы мы выбрали город Комо, где остановились в замечательном хостеле Cascina Respau. С геграфической точки зрения - это не лучший выбор для велосипедистов, так как к дверям хостела ведет крутой подъем вымощенный скользкой брусчаткой, но зато атмосфера целиком восполняет неудобство расположения. При хостеле работает ресторан, где каждый вечер подают домашнюю пасту, которую готовит пожилая итальянская синьера. Одним словом, очень по-домашнему уютно - casa di mama.

Во время свершения велосипедных подвигов я предпочитаю питаться лучшим, что есть в Италии на обед - бутербродами (панини) с моцареллой, помидорами и базиликом, после которых полагается непременный un caffe, per favore!

Наши маршруты: по дорогам Тура Ломбардии и к озеру Лугано

Любой маршрут я всегда составляю по рекомендациям сервиса Heatmap, который показывает, где катаются велосипедисты. После этого я создаю в сервисе Strava GPS-трек, который можно залить или напрямую в вело-компьютер Garmin, или сначала прогнать через другой сервис - Bike Route Toaster, с целью получить еще и профиль высоты для своего навигационного устройства.

Красивый профиль высоты для блога я делаю в сервисе Veloviewer. Вот примеры маршрутов Como - Ghisallo - Sormano - Como и поездки к озеру Лугано. Стена Сормано, я думаю, должна сразу бросаться в глаза.

sladkovm.livejournal.com

Комо и велосипеды - LARIOarea

Предыдущая заметка была о путешествиях на озере Комо на  велосипеде, с набором полезных ссылок и маршрутов.А теперь, рассказ велосипедиста Максима Сладкова /Maxim Sladkov - «sladkovm» о его приключениях с восхитительными фотографиями в статье sladkovm в Италия и велосипеды: прощальные гастроли в Ломбардии

Многим любителям велоспорта озеро Комо знакомо по самой последней классике в году – Giro di Lombardia, которая в народе известна, как гонка опавших листьев. К изюминке этого соревнования можно отнести подъем к капелле Madonna del Ghisallo – покровительнице всех велосипедистов, и выворачивающую душу стенку – Muro di Sormano, где средний градиент обещает мучительные 15%.  К слову, ждать Тура Ломбардии осталось совсем не долго – в этом году гонка пройдет 6 октября.

К берегам озера так же регулярно наведывается и Giro d’Italia. Этот гранд тур приезжает сюда не за спринтерскими этапами, так как богатая коллекция подъемов высшей категории – Passo di Valcava, Pian dei Resinelli, Passo san Marco, могут заставить поволноваться многих серьезных горовосходителей в профессиональном пелетоне.

 

Мы приехали к озеру Комо, чтобы громко хлопнуть дверью и красиво, по-спортивному, закрыть уходящий велосипедный сезон. Состав у нас следующий (слева направо): Руд, Я, Роберто, Десмонд, Герард и Хенни.

Уровень подготовки у всех разный: Роберто и Герард могут и 450 Ватт несколько минут выдавать, остальные же попроще – скромно вкручивают 200 Ватт (цифры из расчетов стравы, так как поверметры на сегодняшний день стоят дороже, чем мой велосипед).

За четыре дня в седле мы проехали 510 километров, набрали 8470 вертикальных метров и сожгли 13200 килокалорий. И самое главное – получили массу удовольствия!

Тур вокруг озера Комо

Единственный легкий маршрут в этом регионе – это поездка по берегу озера Комо. За 115 километров мы набрали всего 800 метров подъемов, да и то, самым длинным из них оказался подъезд к нашему дому.

.

Вокруг озера тянется двухполосная дорога с ограничением скорости – 60 км/час. Водители тут привычны к велосипедистам и со спокойствием удава тянуться за колесом там, где для обгона места нет.

.

На первый взгляд может показаться, что основным источником дохода тут является туризм, но это верно только отчасти – если крупного производства тут не найти, то небольшие фабрички нам попадались на каждом шагу. Производят тут, в основном, текстиль и обувь.

Тем не менее, в каждом городке на побережье имеется променад, пристань для яхт и цепочка ресторанов со стандартным туристическим меню: пицца, паста, стейк.

Названия нескольких городов, что расположены на берегу озера, будут у каждого на слуху. Ресторан или пиццерию Беллано можно встретить во всех странах мира, а Белладжио – это одно из самых крупных казино в Лас Вегасе.

Физикам может быть знаком городок Варенна, где находится бывшая летняя резиденция нобелевского лауреата Энрико Ферми. Сейчас на территории виллы, каждый год, проводится замечательная летняя школа. Темы курсов каждый год меняются, так что следите за обновлениями. У них даже есть стипендии для тех, кому школа не по карману.

.

Достопримечательности нас не особо интересовали. Мы вытянулись в струну и мечтали лишь о том, чтобы Герард и Роберто больше не разгоняли. Когда эти орлы увлекались, то скорость поднималась до 40 км/час, открывался просвет, а о том, как сложно его будет закрыть я узнал еще ранней весной.

.

Хуже всего приходилось в тоннелях, где Роберто паниковал и гнал на все деньги. Мои ноги особенно запомнили 3-х километровую трубу между Белладжио и Лекко.

Кстати, перед поездкой в этот регион стоит озаботиться велосипедными фонарями. У нас были не у всех и приходилось хитро группироваться, чтобы всегда был свет спереди и в хвосте колонны.

.

Нечастые подъемы тут носят характер силовых – коротко и круто. На них можно продавить педаль даже не переключая передачу. На одной из таких стенок удалось разогнать пульс до 180, что я посчитал хорошим признаком того, что организм в порядке. Для сравнения, мой лактатный порог около 175.

.

Общая длинна побережья озера Комо составляет 160 км, но нагружать ноги в первый день не очень хотелось и мы переправились в Балладжио на пароме. Стоимость переправы – 6 евро. Ходят паромы на так часто, как хотелось бы – в среднем, раз в час.

.

На этой фотографии многие велолюбители видят только велосипед, который некоторый считают лучшим велосипедом в мире. Я к таким не отношусь, хотя и признаю, что жаба давит.

Результаты первого дня, которым я остался очень доволен, можно найти на страве. Единственная неприятность – спать в тот день ушел с тревожной сухостью в горле.

Выматывающий подъем высшей категории с сюрпризом – Passo di Valcava

На второй день пленных уже не брали и наметили 115 километров с набором высоты 2700 метров. Единственная напасть – проснулся я с до боли знакомыми симптомами вируса гриппа: сухость в горле, заложенный нос, повышенная температура. Зная, что при подобных симптомах будет колбасить несколько дней, а это почти весь наш отпуск, я стиснул зубы и сел на велосипед. Лечиться буду уже дома.

.

На отметке 10 км ждал небольшой холмик. На нем я хорошенько пропотел, продышался и неожиданный прилив энергии даже позволил сделать несколько фотографий товарищей.

К подножию Passo di Valcava, что на отметке 20 км, я подъехал совсем в отличном расположении духа и, по-фраерски, зарядил на пороговом пульсе в 6-8% подъем.

Фотографий с Valcava не много, так как назвать дорогу живописной не получиться, да и ехал я весь подъем в гордом одиночестве – Герард с Роберто, как и ожидалось, удрали вперед, а вот другие товарищи безнадежно отстали и это, нужно признать, тешило мое самолюбие.

.

Я бы так и заехал на Passo di Valcava на высоких оборотах, если бы не сюрприз, который ждет на последних километрах – дорога резко задирается вверх и предупреждающий знак показывает заоблачный градиент – 18%. Отсюда и до самой вершины ниже 10% уже не будет.

В английском языке есть отличное выражение – pedalling squares. Вот так и я, выкручивая квадраты, порою с каденсом 40 оборотов оборотов в минуту, метр за метром, приближался к заветной цели. Проклял все на свете, кроме своей кассеты, на которой есть спасительная звезда с 30 зубьями, которая для таких случаев и покупалась. У бедных Хенни и Десмонда были традиционные компакты с кассетой 11-28, а вот Руд, как самый хитрый, приехал с триплом.

.

Перед спуском заложили по газете за пазуху, чтобы не задувало. На вершине температура на 10 градусов ниже, чем у озера, поэтому есть смысл захватить с собой ветровку или виндстоппер.

Виды с южной стороны Passo di Valcava значительно лучше, чем те, что наблюдались при подъеме, но даже это не спасает эту дорогу.

После этого подъема остались очень смешанные чувства: 18% – это явный перебор и отсутствие хороших панорам тоже заносим в минус. Приехали, посмотрели на гараж с надписью VALCAVA и спустились обратно в долину.

.

После Passo di Valcava нас ждали еще два подъема второй категории. Оба протяженностью 10 км, но первый – Barbenno (по дороге S117), представляет из себя монотонный тягун со средним градиентом 4.1%, второй же – Culmine da Olda, начинается трехкилометровым участком с градиентом под 10%.

Первый подъем я проскакал и не заметил, а вот когда началось покруче, то меня так накрыло, что еле ногами передвигал. Пульс начал катастрофически падать и к тому времени, как я добрался к вершине, выше 150 ударов в минуту просто не поднимался – страва не даст соврать.

То ли это мой грипп победил, то ли это были последствия отказа от энергетического батончика у подножия и следственно гликогеновое истощение, но до финиша я добрался с огромным трудом. Последний километр, там где нужно ехать в горку, я просто слез с велосипеда и пошел пешком.

Дома меня откормили макаронами с соусом болоньезе, отпоили итальянским вином, загрузили парацетамолом и отправили спать – утро вечера мудренее.

За благословением к Мадонне дель Гизалло

Невзирая на отвратительное самочувствие ничто не могло остановить меня от паломничества к святая святых велосипедного спорта – церкви Мадонна дель Гизалло.

В этот день мы запланировали 100 километров и два подъема: Passo del Ghisallo – протяженность 10.6 км, градиент 5.2%, максимальный – 14%, и Colma di Sormano – подъем, который, с объездом стены Muro di Sormano, превращается в 12 километровый серпантин с градиентом 6-7%.

.

Подъем на Гизалло начинается уже с 20-го километра и сразу же упирается в 14% стенку. Не считая короткого выполаживания у самой вершины градиент ниже 9% тут не падает. В дополнительный плюс к этой дороге заношу тот факт, что с некоторых поворотов серпантина открывается отличный вид на озеро Комо.

На самом верху ждет небольшая церковь мимо которой каждый год проезжает пелетон тура Ломбардии. Покровительница всех велосипедистов – Мадонна дель Гизалло, приветствует проезжающих звоном колоколов. Перед церковью стоят статуи великих итальянских велосипедистов прошлого: Джино Бартоли, Фаусто Коппи и Альфредо Бинда. Статую получил и Папа Римский, который дал согласие на использование велосипедных трофеев в оформлении церкви. Среди огромной колекции велосипедной атрибутики можно найти и розовую майку Дениса Меньшова.

.

В кафе, что рядом с церковью не умеют готовить ни макароны, ни лазанью, ни каннелони, но велосипедисты все равно там останавливаются. Заказывают, в основном, из длинного списка панини (бутерброды), где фигурируют такие названия, как: Коппи, Бартали, Пантани, Армстронг. Панини Нибали или Фрум в списке пока нет.

Пообедав отправляемся к следующему подъему из маршрутной книги Тура Ломбардии – Sormano. В официальной версии, после деревни Sormano, нужно свернуть на Muro di Sormano – 3-х километровый подъем со средним градиентом 15% и максимальным 25%, но мы продолжаем в объезд – по дороге SP44. На Muro вернемся в следующий раз – когда подкачаем силушку в ногах.

Если честно, то это был мой самый худший день. Страва утверждает, что максимальный пульс за день – 169, но по ощущениям, все, что выше 160 – это было чудо. Ехал через не могу и всю дорогу вспоминал мемуары Ярослава Поповича. Сам же, закусив язык, отсасывал как Бобик.

Велосипедный марафон через прекрасный путь Сан Марко

Меня спас запланированный день отдыха, потому что нашей завершающей вылазкой оказался маршрут протяженностью 180 километров, которым придавали остроты более 3000 метров подъемов. На фоне первого подъема дня – Passo san Marco, с набором высоты почти 2000 метров, второй подъем, который фигурировал и двумя днями раньше – Culmine da Olda, можно просто считать карликом.

Рассудив, что день и так будет сложным, мы решили заехать на Пассо сан Марко со стороны озера, из города Morbegno. Тут градиент не очень крутой – 6.5%. С противоположной стороны, поднимаясь из Olmo al Brembo, градиент был бы 7.9% и я видел на спуске протяженные участки по 15%.

.

До Морбеньо нужно махнуть 65 километров по берегу озера. В определенный момент открывается отличный вид на ущелье, по которому проложена дорога Passo san Marco.

.

В этот день нас было только четверо, так как Десмонд и Хенни не смогли найти в себе силы воли для такого испытания и должен сказать, что они очень много потеряли, Passo san Marco – прекрасен.

Сначала петляющая дорога проходит через лес.

.

А когда лес заканчивается, то начинается подъем по великолепному серпантину с шикарными видами.

.

Мы с Рудом поехали в экономном режиме, потому что подъем длинный – 26 километров. По дороге обязательно следили за тем, чтобы регулярно что-то есть. Любимый голландский доппинг – вафли с карамелью stroopwafel.

.

Короткое выполаживание на 15-м километре заводит в горное ущелье.

.

На высоте две тысячи метров практически нет никакой растительности – одна лишь трава и камни. Конец подъема уже отлично просматривается и кажется, что все – финиш близок, но в действительности прийдется подниматься еще 400 метров.

.

Куда же без фотографий на память? Даже мотоциклисты нас фотографируют – будут рассказывать товарищам об отчаянных чудаках, что выбрались сюда на велосипедах.

.

Спуск в Olmo al Brembo крутой и сложный. Отбойники или ограждения тут явно не помешали бы. Последний раз Джиро приезжало на Passo san Marco в 2007 году. Думаю, что с современными требованиями к безопасности, к следующему визиту, все необходимое достроят.

.

Меня как-то в комментариях спрашивали не меняемся ли мы велосипедами, дескать, чтобы на себе испытать новые рамы, геометрии … Данная фотография должна послужить ответом почему не меняемся – итальянец рядом с голландцем. Мой рост ближе к итальянской части спектра.

.

Последний день я проехал нормально, хотя высокого пульса так и не увидел. Максимум за этот день был 172 – во время нашего последнего подъема наперегонки. Я проиграл Руду на последних метрах, поэтому майка короля гор досталась ему, тем более это был день его рождения.

Прибытие и проживание

Из нашего Маскантья в Бергамо летают регулярные рейсы, а там и до Комо уже рукой подать. Но возиться с упаковкой велосипедов не очень хотелось, поэтому мы решили, что веселей будет поехать на автомобиле. Сначала думали найти вместительный автобус и загрузить туда 6 человек с велосипедами, но таких мы не нашли и пришлось ехать двумя машинами, а велосипеды загрузить в прицеп. Дорога из Эйндховена в Лекко занимает 8 часов и, ловко увильнув от смен за рулем, я всю дорогу провалялся на заднем сидении с книжкой.

С проживанием мы особо не мудрили и арендовали дом в Лекко через сервис rentalia.com (еще один вариант – airnnb.com). За 150 евро в сутки мы получили огромные хоромы с 4 спальнями, двумя душевыми, кухней со всем необходимым, огромной гостиной, садом и великолепным видом на город, так как дом находился на 200 метров выше, чем уровень озера.

.

Каждое утро начиналось спуском по крутому серпантину к озеру, а день мы заканчивали подъемом с максимальным градиентом 8.6%. На страве можно даже найти последние 500 метров этого подъема с прозаическим названием to the appartment.

.

С проживанием вдалеке от центра города связаны определенный трудности. В частности неудобно добираться до ресторанов, но проблема решается или при помощи автомобиля или мотивационного слогана – бешеной собаке и сто верст не крюк.

На обед останавливались в кафе у дороги. Заказывали стандартный набор велосипедиста: панини, кола, кофе.

.

В принципе рестораны в Лекко и окрестностях оставили желать лучшего. Если нормальную пиццу еще более менее готовят, то получить отвратительную пасту на ужин – это в порядке вещей. Нам на столько это надоело, что мы даже один день сами дома готовили.

Лучше покажу Trek Domane рядом c Pinarello Dogma. Итальянцы подходили рассматривали … в основном Pinarello.

.

А к берегам Комо нужно будет обязательно вернуться. Тут осталось еще много непокоренных подъемов и красивых дорог. Многие велосипедисты на зря выбрали этот регион в качестве своего дома. Кадел Эванс, например, живет в городе Комо, и тренируется на подъеме Besbino, а печально известный голландский велосипедист Томас Деккер проживает в Лекко. Говорят, что и Армстронг тут жил в начале своей карьеры, но перебрался во Францию из-за суровых и непредсказуемых зим.

И еще раз напоминаю, 6 октября – Тур Ломбардии. Там будет тоже самое, что у меня, но с видео и профессиональным пелетоном.

Карта популярных велосипедных маршрутов в окрестностях озера Комо:

Сайт Михаила Сладкова

http://travelbooze.com/Его блог «Пиво и велосипеды» sladkovm.livejournal.com/profile

 

Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете комментировать здесь или там

larioarea.livejournal.com

Италия и велосипеды: майские на озере Комо

Покорять Италию на велосипеде нужно точечно. Бросать где-нибудь лагерь, а из него уже устраивать радиальные вело-поездки по самым красивым дорогам и серпантинам в мире.

Одним из идеальных базовых лагерей можно назвать озеро Комо на северо-западе страны, у самой границы со Швейцарией. Почему Комо? Потому что по этим берегам проходит одна из красивейших велогонок в сезоне - тур Ломбардии, а добраться сюда можно бюджетными авиалиниями, как с западной, так и с восточной Европы, через аэропорт в Бергамо.

Наряду с кругами по изумительным дорогам вокруг озера, витающий в воздухе призрак Гонки опавших листьев вдохновляет на два восхождения, которые сродни паломничеству: 10 километровый подъем к церкви Мадонна дель Гизалло и взятие штурмом самой невероянтной дороги в мире - 2х километровой рампы со средним градиентом 17%, которую прозвали Стена Сормано.

Тернистый путь дель Гизалло

Круто взмывающая вверх дорога из Белладжио ведет к церкви Мадонна дель Гизалло, интерьер которой не оставляет сомнений - это святая святых велоспорта. Стены тут завешаны вымпелами и майками великих чемпионов, а под потолком красуются велосипеды Франческо Мозера, Фаусто Коппи, Джино Бартали, Феличе Джимонди и многих других легендарных велосипедистов. Во время тура Ломбардии церковь заливается колокольным звоном, когда пелотон проносится мимо ее стен.

Средний градиент подъема дель Гизалло составляет 5.6%, но желающие искупить свои грехи велосипедисты не должны поддаваться на это искушение, так как добрых километров пять придется накручивать петли на 8-9% склоны. Без надлежащей подготовки - это довольно серьезное испытание, но красоты вокруг всегда дают повод остановиться - под предлогом щелкнуть очередную фотографию с видом на озеро в ущелье или на снежные пики, что взмывают над горизонтом.

Обычный подъем стеной не назовут - Сормано

Велосипедный спорт не стоит на месте - техника становится легче, передач становится больше, тренировки становятся разумней, а фармацевтическая помощь более изысканной. Маршруты классических велогонок, к которым относится и Тур Лобмардии, стараются поспевать за этими изменениями и постоянно добавляют, к уже существующим, новые подъемы, чтобы ни в коем случае финиш не превратился в разборку спринтеров.

В начале 60-х, когда подъема дель Гизалло стало не хватать для просева пелотона, к гонке добавили восхождение на Muro di Sormano - непонятно зачем заасфальтированную козью тропу длинной 2 километра со средним градиентом то-ли 15% то-ли 17%. Этот подъем задержался в маршруте гонки не надолго, так как велосипедисты того времени взбунтовались и иначе как безчеловечным испытанием это восхождение и не называли. В 2012 году подъем вернули обратно в маршрут и, похоже, в этот раз уже навсегда.

От себя добавлю, что я заезжал и на Патерберг с Коппенбергом и на Кот де ла Редут с Кот де Сан Никлас, где в определенный момент кажется, что все, больше не могу, спешусь и пойду пешком, но 20% участок неожиданно заканчивается и о жгучей боли в ногах и груди остаются только приятные воспоминания. Стена Сормано, в свою очередь, - это “все, больше не могу, сейчас пойду пешком” от начала и до конца, и это при выборе передача 34/30. Средняя скорость - 6.8 км/час.

Видео Джереда Грубера очень хорошо передает атмосферу этого подъема. Особое внимание стоит обратить на каденс в 40-50 об/мин и на “выкручивание квадратов” встав из седла.

Muro di Sormano from Jered Gruber on Vimeo.

Вокруг озера Комо и Лугано

Ломабардия - это не только подъемы на износ. Вдоль побережья озера Комо тянется отличная дорога, с которой открываются захватывающие виды на снежные вершины на горизонте. При желании можно всегда перевалить через один из перевалов и проехаться по побережью озера Лугано для разнообразия.

Проживание, питание, транспорт и хорошая компания

Вокруг озера Комо я катался в той же замечательной компании, что и на Кипре. Женя (velomosiped) и Оксана прилетели, если я не ошибаюсь, рейсом Wizzair со Львова, а мы с Лан из Эйндховена - самолетом Ryanair. Велосипед на таких рейсах принимают, как спорт-инвентарь и за проезд берут 50 евро в одну сторону.

Из аэропорта Бергамо, вместе с велосипедами, можно доехать на шаттле до железнодорожного вокзала в Милане, откуда уже уехать на поездах TrеnItalia куда душа пожелает. Поездка до городка Комо занимает чуть больше 30 минут, а запакованный велосипед считается обычным багажем.

В качестве базы мы выбрали город Комо, где остановились в замечательном хостеле Cascina Respau. С геграфической точки зрения - это не лучший выбор для велосипедистов, так как к дверям хостела ведет крутой подъем вымощенный скользкой брусчаткой, но зато атмосфера целиком восполняет неудобство расположения. При хостеле работает ресторан, где каждый вечер подают домашнюю пасту, которую готовит пожилая итальянская синьера. Одним словом, очень по-домашнему уютно - casa di mama.

Во время свершения велосипедных подвигов я предпочитаю питаться лучшим, что есть в Италии на обед - бутербродами (панини) с моцареллой, помидорами и базиликом, после которых полагается непременный un caffe, per favore!

Наши маршруты: по дорогам Тура Ломбардии и к озеру Лугано

Любой маршрут я всегда составляю по рекомендациям сервиса Heatmap, который показывает, где катаются велосипедисты. После этого я создаю в сервисе Strava GPS-трек, который можно залить или напрямую в вело-компьютер Garmin, или сначала прогнать через другой сервис - Bike Route Toaster, с целью получить еще и профиль высоты для своего навигационного устройства.

Красивый профиль высоты для блога я делаю в сервисе Veloviewer. Вот примеры маршрутов Como - Ghisallo - Sormano - Como и поездки к озеру Лугано. Стена Сормано, я думаю, должна сразу бросаться в глаза.

e-lektrik.livejournal.com

Как сэкономить, отдыхая на итальянском озере Комо :: ЭКОНОМНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК

Жизнь в небольших деревушках на озере Комо с их красочными фресками и винными погребами идет неспешно. Сбегите из туристических городов или приезжайте в несезон, чтобы воспользоваться лучшими предложениями. Если вы видели ролик Nespresso при участии Джека Блэка и Джорджа Клуни, который был снят в роскошной вилле на Комо, то вы уже знаете, что легендарное озеро популярно среди звезд Голливуда. И отчасти это правда. Но верно ли, что отдохнуть на нем могут лишь богачи? Об этом могут многое рассказать местные жители. Задолго до рекламы с Клуни на озеро Комо с его живописным расположением и прекрасным климатом съезжались люди со всей Италии. Здесь искали вдохновения поколения художников, писателей и философов. И сегодня на Комо живет много местных, которые не подались в горы и большие города.

Если вы решили приехать всего на пару дней, то постарайтесь не задерживаться в городах, а взберитесь вверх, чтоб увидеть каменные деревенские церкви, стада овец на пастбищах и детей, едущих в школу на мулах и велосипедах. Это незабываемое и ни с чем не сравнимое зрелище.

Вот как можно успеть многое за небольшой период на озере Комо:

1. Ходите на прогулки и в походы 

Пешие походы - самый древний и дешевый способ путешествий. Пройдитесь какой-нибудь тропкой, поднимающейся от озера в скалистые горы. Такие тропы не найти на карте, поэтому это будет настоящим приключением.

Совет: на этой страничке вы можете скачать карты для своих прогулок.

2. Возьмите велосипед напрокат 

Проехавшись вдоль озера на велосипеде можно быстро увидеть бесконечные пляжи Комо. В последние годы во многих городах оборудовали набережные для более легкого доступа к воде.

Совет: взять в аренду велосипед и получить карту велодорожек можно здесь. В Giancarlo’s Bike Rental в Сорико (на севере) аренда велосипеда обойдется в €15 в день.

3. Покупайте алкоголь в местных супермаркетах 

Долина Вальтеллина известна своими виноградниками во всем мире. Но чтоб попробовать чудесное местное вино вовсе не обязательно идти в шикарный ресторан. Гораздо дешевле вы можете купить те же напитки в местных магазинах.

Совет: большой супермаркет Iperal находится в Колико (на востоке), а в немецкой сети Lidl всегда есть качественное вино по низким ценам. Цены начинаются от €2.99 за бутылку.

4. Заказывайте в ресторанах домашнее вино

Те, кто не рискует покупать в Италии vino della casa, даже не представляют, каким хорошим может быть домашнее вино. Во многих ресторанчиках есть собственные винные погреба, полные ароматных красных вин из сорта неббиоло.

5. Питайтесь в агротуристических кафе 

Качественная фермерская еда недорога и хороша на вкус. Итальянские агротуристические рестораны известны большими порциями пищи, выращенной на фермах, которые можно посетить перед обедом. Приготовьтесь к большому количеству еды со сливками. При этом может пострадать ваш вес, но не кошелек.

Совет: мы рекомендуем посетить ресторан El Mercante в Колико.

6. Аренда каяков и каноэ

Для максимально близкого знакомства с озером возьмите напрокат каяк в одной из многочисленных водноспортивных школ.

Совет: стоимость аренды составляет около €10 (доска для сапсерфинга) и €7 (каяк) в час.

7. Спрашивайте местных, Яндекс знает ответы не на все вопросы.)

О местных фестивалях, художественных ярмарках, городских марафонах и частных винных дегустациях не всегда можно узнать в интернете. Для этого стоит посетить местный туристический сайт перед поездкой и сходить в его офис лично по приезде. Кроме того, о мероприятиях можно узнать из местных газет и уличной рекламы.

Совет: проверьте сайты visitgravedona.it и larionews.com. Также на месте можно купить номер газеты La Provincia.

8. Воспользуйтесь общественным транспортом 

Несмотря на то что автобус ходит нерегулярно, а билет на него нужно покупать в табачном магазинчике, это отличный способ передвижения между деревнями. Проезд стоит меньше €2, а неиспользованный билет действителен на протяжении года.

9. Покатайтесь на пароме 

Еще один способ передвижения - паром, который всего за 2 минуты перевезет вас из Домасо в Колико и наоборот. Или же можно проплыть 45 км на юг и прогуляться по Белладжио.

Совет: узнать расписание паромов можно здесь.

10. Приезжайте зимой 

В холодную пору года озеро Комо выглядит волшебным. Зима - нетуристический сезон для региона, поэтому в это время жилье будет дешевле, а отсутствие людей сделает ваше пребывание уникальным.

Италия , Советы ,

Оценить пост : {[['']]}

www.ecotraveler.ru


Смотрите также