Велотур «Волшебные камины фей». Турция, Каппадокия. Велосипед каппадокия


На велосипедах по Турции. часть 7, Каппадокия

Дата: 08.05.09-21.05.09Участники:Нитка маршрута: Avanos-Ur??p- ??hisar- Ortahisar

День 11

Разбудило меня раннее утреннее солнце, колокольчики, и чей то невнятный разговор на улице. Как оказалось, мы стоим на поле, являющееся пастбищем для овец, и вот, ранние пастухи со стадами, проходя мимо нас, считали обязательным подойти к нашей палатке и поинтересоваться - что же это такое тут стоит непонятное. А Владимир, вылезший рано утром чинить свой велосипед, заодно с ними и общался. Пока я готовила завтрак, подошел уже не пастух, а тракторист, проезжавший мимо по грунтовой дороге, проходящей через поле. Сидит. смотрит на готовку. Потом говорит - "деньги давай". Я говорю - "а нету у меня денег. не дам.". Сидит дальше. Потом показывает на мешок с нашими продуктами,а именно на колбасу и печенье. Пришлось дать. И он, похлопывая себя по животу, довольный, удалился. Мы остались в удивлении. Через какое-то время подошел еще такой же человек. Причем выглядят они все одинаково. Невысокие, смуглые, в клечатых рубашках. Может, это все один и тот же? Вообщем, мы побыстрее собрались и уехали с этого места, чтоб еще кто то в гости не пришел.И вот мы в Каппадокии. А где же каменные столбы, и грибы? Почему то я представляла себе что все здесь будет в диковинных каменных образованиях.А перед нами - лысая холмистая местность, без деревьев, правда покрытая по весне зеленой травкой. Высота - за 1000 м.

"На древнеперсидском языке Каппадокия переводится как "Страна прекрасных лошадей", и во времена Древнего Рима кобылицы из Кппадокии ценились столь высоко, что с их продаж даже взимался особый налог. Самой известной особенностью здешней природы является примечательное расположение скал под названием "пери баджалары" (сказочные дымоходы). В горных отрогах высечены тайные храмы-часовны, украшенные фресками, что доказывает проникновение сюда христианства в IV в. н.э. Каппадокийский ландшафт создавался 30 млн. лет назад, когда территория была покрыта вулканическим пеплом. Пепел превращался в поддающийся эррозии туф, местами переходящей в твердую вулканическую породу. Туф выветривался, порождая горообразования наподобии сказочных дымоходов. Каппадокия занимает площадь 300 км 2. Эти места пользуются популярностью у туристов, а в окрестностях Невшехира, Ургюпа и Гореме можно увидеть чарующие горные образования, которыми славится этот регион."

Самые интересные места находятся в треугольнике, образованном городами Ne?eh?r-Avanos-Ur??p. Там находятся такие достопримечательности - как Гореме, Зельве - 2 музея под открытым небом. Гореме является объектом Юнеско.

Туда и мы и направились, следуя дорожным указателям. И вот только тогда мы увидели сначала издалека то, из-за чего мы сюда приехали. Я не верила своим глазам. Неужели я все таки сюда попала. А дома, сидя за компьютером перед интернетом, это казалось так нереально достижимо, так далеко...

вот в этой статье очень красиво описана прогулка одного путешественника по окрестностям. http://migranov.ru/cappad_story.php Такая история действиетльно очень привлекает к поездке в удивительную Каппадокию.

Мы неспеша катались, заезжая в крутые длинные подъемы и скатываясь с горок, ходили по туристическим тропам, с многочисленными туристами из разных стран мира. Но в обед стало очень жарко. Даже нам, привыкшим к великой крымской жаре уже ничего не хотелось, кроме как упасть где нибудь в тени и переждать дневное солнце. Самых жаркий день в поездке. В районе музея Zelve надолго застряли, лазая во всякие пещеры, благо они были оборудованы ступенями. Туристическое такое местечко, куда приезжают на автобусах, со множеством лавок, магазинчиков, сувенирных.Встретили группу велосипедистов в составе одного Японца, едущего из Китая в Рим. В ТУрции он уже 3-ий месяц колесит. Странный какой-то. Все время улыбается и фотографируется на пленочную мыльницу.

Заехали в крупный город Ургюп. На почте купили телефонную карточку за 5 лир (25 грн) - 15 минут разговора с Украиной. Минут 20 мы не могли разобраться - как работает эта система, чувствовали себя полными дураками. Но метод тыка победил, и мы дозвонились на родину. Передали приветы, сообщили что у нас все хорошо. В банке я обменяла доллары. Здесь тоже оказалось не все так просто - очередь надо занимать по номеркам, которые потом высвечиваются на табло. Что то не привыкли мы к такой цивилизации. Владимир ходил "по сувениры", пока мы лежали где то под тополями у речки. Заодно он договорился на автобус за завтрашний вечер. Так что выезжать нам завтра отсюда же - из Угрюпа.Ну а вечером мы раздуплились, и поехали кататься дальше. Вечером намного приятнее. Ох, какие же там крутые горки. Ни одной плоской дороги!Скоро начало темнеть, пора было искать место для ночевки. Я все порывалась найти пещерку, коих очень много в скалах. но как раз в этом районе ничего подходящего не находилось. Решили съехать в сад и там найти место. Вспомнили что нет воды, а родников что то не предвиделось. Пришлось спуститься в ближайший населенный пункт к мечети и там наполнить емкости в источнике, обратно минут 15 подниматься по крутейшему уклону. Городок этот Ортохисар оказался достопримечательным, с огромной скалой -домом в центре его. Т.е. и воды набрали, и на памятник архитектуры посмотрели. Заехали в сад у дороги поглубже, нашли замечательное место со скалами, и что самое удивительное - рядом оказались хозяйственный домик с раковиной и водой!! а мы то пыхтели, поднимая ее в гору. Утром даже удалось помыть голову в раковине, "помыться" перед уездом. Все блага цивилизации. Слава богу, утром к нам никто не приставал, хотя какие то пассажиры на конях проезжали где-то мимо.

День 12

Первым делом заехали в G?reme, куда должны были еще вчера попать. Это центральная деревня-достопримечательность, куда сходятся все дороги, те. туда можно подъехать практически с любой стороны. Гореме находится в долине, те. чтобы туда попасть надо спуститься по дороге. И этот спуск оказался очень крут. Я таких дорог наверное никогда не видела. На этом спуске (для нас спуске) мы встретили вторую за наше путешествие группу велосипедистов из двух человек, поднимавшуюся навстречу. Самое удивительное, что они Вкручивали в эту гору! Я очень удивилась этому. Парень с девушкой из Голландии - страны велосипедистов и ровных дорог путешествуют из родной Европы в Китай по маршруту Марко Поло. Мы с ними проболтали довольно долго, делясь впечатлениями, а мы с интересом рассматривали их машины. Планетарные втулки, динамо втулки спереди, хитрые замки, кожанные седла, сумки-гермомешки, это для нас в новинку. Еще у них был набор полезных картинок, с помощью которого можно хоть как то общаться, например, в Китае. В пути они были уже 2 месяца. Молодцы, что еще скажешь.Гереме (Goreme) - так называется маленькая деревенька (см. карту), находящаяся в самом центре Каппадокии, и большинство туристов останавливаются в ней, чтобы совершать отсюда дальнейшие вылазки и поездки по окрестностям. То есть, оказавшись здесь, вы уже попадаете в самое сердце Каппадокии. Местного населения здесь, наверное, не более двух тысяч человек, и всю деревню можно обойти пешком минут за двадцать. Хотя, слово "деревня" не совсем точно подходит к тому, что вы увидите. Знаменитые скалы-ракеты со всех сторон окружают ее, делая пейзаж каким-то нереально фантастичным и сказочным. Многие из деревенских домиков высечены в этих скалах, что делает их похожими на огромные скворечники или термитники...

Сегодня посетили город на горе - U?h?sar. Он красив и необычен издали, расположившись на горбатой горе, испещеренной пещерам. :), И с высоты его открывается вид чуть ли не на всю каппадокию. В парке устроили дневную фиесту, вкушая еду из магазинов, йогурты, молоко и по очереди ходили на осмотр достопримечательностей.А еще поехали в Невшехир, до которого было км 15, посмотреть в свете дня на Столицу Каппадокии. Был там старый город на горе, но туда мы подниматься поленились. очень высоко. Узрели ту развязку, где нас высадил ночной автобус, и очень красивый фонтан напротив. Поехали обратно в Ургюп, откуда у нас был автобус в 8 вечера.Вот в принципе и все. Много там чего интересного есть в этой Каппадокии. Однозначно есть на что посмотреть. Всем рекомендую туда заехать. Это уникальное место, какого не встретишь нигде больше в мире.

Поехали, фотографии.

проснувшись где-то в поле

первые виды. Спускаемся в сторону Гореме-Аванос

самое популярное ремесло- керамика

кафе с тарелками

достопримечательности Zelve

по этим штукам хорошо кататься

рынок

изделия местных ремесленников

3 головы

чтобы вырыть пещеру на высоте, монахи сначала рубили маленькие ступеньки, потом свешивали веревку с пещеры и пользовались только ей. Постепенно ступени выветривались и сейчас по ним невозможно залезть

Ооборудованная для туристов пещерка.

разные каменья

японец-путешественник

многочисленные сувениры

по дороге к open air museum Zelve. дорога оказалась тупиковой.

г. ?rg?p

вечером покидаем город

и поднимаемся куда-то по дороге, мимо гигантский скал

смотровая площадка на дороге. Видна огромная гора Эрджиес (вулкан 4000 м)

спустились в Ortoh?sar чтобы набрать воды

это следующий день. Встретили голландцев-путешественников

крутейший спуск в Гореме

Гореме и музей под открытым небом

удивительные громадные конусы в Goreme

гуляем по улицам городка

город ??hisar

вид сверху

Вид сверху

Старый Невшехир

памятник кувшинам и горшкам

необычный фонтан

наверно этого нельзя делать женщинам. Но перед автобусом помыли ноги.

livecrimea.com

Путешествие по Турции на велосипедах, ч.1

Итак, наше путешествие по Турции началось. 29 марта из ранней киевской весны неожиданно попадаем в настоящее лето в Анталии: теплыми лучами согревает нас яркое солнце, над головами тихо колышутся пальмы. Все утро, с 9 до часу дня распаковываем и собираем велосипеды на скамеечке прямо возле выхода из здания аэропорта. Рядом с нами собрались на утренний кофе шумные сотрудники аэропорта. Что-то обсуждают, показывают на нас, даже пытаются дать советы по сборке велов. Мы глупо улыбаемся и продолжаем крутить свои гайки. Закончив сборку отправляемся в на автовокзал (otogar), до него от аэропорта около 15 км., но мы ехали долго, так как по дороге еще нужно было поменять деньги, купить бензин для горелки и что-то перекусить. Покупаем билеты на ночной автобус до Невшехира, можно ехать и до самого Гореме, но нам было интересней изучить Каппадокию самостоятельно с самого начала.

Велопоход по Турции, Каппадокия

В 6 утра выходим из автобуса в Невшехире, на градуснике +8 и еще совсем темно. В здании автовокзала пустынно и тихо, но мне все же удается найти одного бодрствующего кассира, у которого покупаю билеты к следующей точке нашего маршрута – в г. Афьйон. Хоть ехать мы собираемся аж через 3 дня, решаю подстраховаться и взять билеты заранее от сюда же, из Невшехира, так как еще не знаю где мы будем ночевать все эти дни. Пока мы одеваемся начинает светать и в сумерках мы выезжаем в сторону Невшехира (автовокзал находится на окраине в нескольких км. от самого города).

«Merhaba, Türkiye! - Здравствуй, Турция!»

В городе на наше появление бурно реагируют школьники, которые как раз идут на уроки. Сам Невшехир чем-то мне напомнил своей атмосферой наш Львов: узкие улочки, невысокие дома, маленькие уютные магазинчики, и крепость на горе в центре города. Но главных достопримечательностей Каппадокии здесь еще нет, они начнутся только от города Учхисар, до которого еще около 10 км.

Каппадокия (лат. Cappadocia, тур. Kapadokya) – это название целой области в Турции, административным центром которой является город Невшехир (Nevşehir), в который мы прибыли. Но наибольший интерес здесь представляет местность, расположенная в окрестностях городов Аванос (Avanos) и Ургюп (Urgup), а также поселков Гореме (Göreme), Учхисар (Uçhisar), Ортахисар (Ortahisar) и других.В результате вулканических извержений, которые происходили здесь приблизительно 70 млн. лет назад, и дальнейшего воздействия ветра, солнца и воды на этой территории возникли удивительно красивые, неповторимые природные ландшафты: причудливые разноцветные горы, многочисленные ущелья и долины, а также скалы самых невероятных форм, настолько необычных, что кажется будто находишься на другой планете или в какой-нибудь волшебной стране.

Велопоход по Турции, Каппадокия

Скалы Каппадокии могут быть похожи на песчаные дюны или на каменные столбы, на пирамиды, конусы или большие грибы, но наибольший восторг у туристов, как правило, вызывают столбы откровенно фаллических форм, а место их наибольшей концентрации названо «Долиной любви».

Турция, Каппадокия, Долина любви

Но мне больше импонирует другое название этих природных образований – «fairy chimneys» – «камины фей».

Еще большей сюрреалистичности придают пейзажам Каппадокии многочисленные пещеры, выдолбленные людьми в этих и без того необычных скалах много веков назад. Целые пещерные города, состоящие из отдельных домов, церквей и многоярусных крепостей, расположены по всей территории Каппадокии.

Велопоход по Турции, Каппадокия, пещерные города Каппадокии

Они начинали создаваться местными жителями еще в I-м тысячелетии до нашей эры, позже ранние христиане строили здесь пещерные церкви и монастыри, украшенные фресками с изображением сцен из жизни Христа и других святых. Самые ценные из них объединены сегодня в Музей под открытым небом в Гореме (Goreme Open Air Museum), который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Считается, что одной из причин строительства таких пещерных поселений было отсутствие в данной местности достаточного количества древесины. Действительно, большинство виденных нами в центральной Турции деревьев – это фруктовые сады или насаждения вдоль дорог, но столь привычных для нас, украинцев, лесных массивов там просто нет. А вот горная порода здешних скал – туф, легко поддается обработке, поэтому в нем удобно выдалбливать пещеры, а войдя в контакт со свежим воздухом, через некоторое время эта порода каменеет и становится твердой.

Велопоход по Турции, Каппадокия

Христиан же привлекала в данной местности возможность устроить аскетичные монашеские кельи в пещерах. Жизнь в кельях без каких-либо удобств, вдали от городских центров и наедине с природой способствовала духовному просветлению. Некоторые из жилищ находятся в скалах на большой высоте, и подниматься к ним можно было только по веревочным лестницам.

Традиция жить в пещерах сохраняется некоторыми местными жителями и до наших дней - в поселке Гореме почти каждый дом пристроен к какой-нибудь скале, внутренние помещения которой используются как жилые комнаты или кладовые. Специальные Cave Pension расположены целиком в пещерах - экзотика для приезжающих туристов, которые захотят почувствовать себя Флинстоунами. Более-менее ровные участки земли между выветренными скалами заняты огородами местных жителей. Свой огород есть практически у каждого в деревне. Не смотря на засушливость климата, местная земля - туф, держит влагу и сохраняет прохладу.

Велопоход по Турции, Каппадокия

Но и это еще не все прелести Каппадокии! Кроме своей геологической и исторической уникальности, из-за особенностей здешнего ветра Каппадокия еще является и самым популярным в Турции местом старта воздушных шаров. Около 6 утра вблизи поселка Гореме в небо поднимаются десятки ярких разноцветных воздушных шаров – невероятно впечатляющее зрелище!

Воздушные шары в Каппадокии

Воздушные шары в Каппадокии

Воздушные шары в Каппадокии

Воздушные шары в Каппадокии

Воздушные шары в Каппадокии

Воздушные шары в Каппадокии

В общем, узнав о существовании такого необыкновенного места, мы, ни минуты не сомневаясь, решили, что обязательно должны там побывать. И не важно, что основной маршрут нашей поездки по Турции проходил совсем не в этих местах, а в 400 км. на запад. Но ради таких сказочных пейзажей, безусловно, стоило сделать крюк, правда не на велосипедах, а ночными автобусами – так было гораздо рациональней.

Еще мы долго раздумывали над тем, ночевать ли нам в палатке, или вселиться в одном из поселков в недорогую гостиницу или хостел. В принципе, место для ночевки с палаткой в Каппадокии найти можно: в вашем распоряжении как многочисленные пещеры в скалах, так и небольшие полянки в отдаленных ущельях. Но в то же время, есть некоторые трудности для поиска подходящих мест для ночевки с велосипедом, к тому же в таком случае пришлось бы все время ездить с баулом на багажнике, а у нас в начале поездки они весили больше 25 кг. у каждого.

Велопоход по Турции, Каппадокия

У ночевки в гостинице недостаток один – нужно платить деньги. Обойдя в Гореме 5-6 гостиниц, где нам предложили номера с разным набором удобств и уровнем цен, мы остановились на самом дешевом варианте - «Tabiat pansion», по 15 лир с человека. Номер в хостеле уютен и прост: кровать, столик, вешалка и две небольших полочки – вполне достаточно, чтоб разместиться на пару дней. Самое приятное, что в номере был душ, ведь освежиться после целого дня катания на велосипеде – это настоящая роскошь в походе!Обстановка во дворике тоже располагающая: несколько обеденных столиков, вазы с цветами, крыша обвитая виноградниками. Хозяин Ибрагим был с нами очень приветлив, с самого начала сказал, что можем чувствовать себя как дома, показал где можно взять питьевую воду и готовить еду, в дальнейшем подробно отвечал на все наши расспросы на тему «что еще здесь стоит посмотреть» т. д. В общем, если соберетесь в Каппадокию, то очень рекомендую.

Но решение заселиться в хостел пришло к нам только вечером, так что в первый день пришлось покататься с гружеными велосипедами. Первым городом на нашем пути из Невшехира был Учхисар, где мы впервые увидели то, что так влекло нас в эти места. Здесь находится большая крепость с пещерами, похожая на гигантский муравейник.

Велопоход по Турции, Каппадокия, крепость Учисар

Внизу с одной стороны крепости можно видеть небольшую долину с каменными столбами, превращенными в пещерные дома, с другой же стороны открывается панорамный вид почти всей Каппадокии.

Дальше мы направляемся в Гореме, но не по прямой, а сделав петлю через Долину Голубей «Pigeon Valley» и город Ортахисар, где тоже есть на что посмотреть. Справа от дороги вдалеке виднеется громадная снежная вершина - вулкан Эрджияс, 3917м.

По дороге из Ортахисар в Гореме сворачиваем с основной дороги на грунтовку и застреваем на ней надолго! Мы и до того ехали в довольно неспешном темпе, оглядываясь по сторонам и фотографируя окрестные виды, но вдоль этой дороги начались просто настоящие чудеса. Виды просто незабываемые, но вот беда в том, что с дороги видно было только пейзажи справа, слева же все было закрыто 2-х метровой стеной, а время от времени она выполаживалась и туда ответвлялись небольшие пешие тропинки. Вот мы и останавливались через каждые 300 метров бегать смотреть на новые красоты с этих тропинок.

Велопоход по Турции, Каппадокия

Велопоход по Турции, Каппадокия

На этой же дороге встретили француза велосипедиста, но он брал велосипед на прокат в Гореме и катался по окрестностям налегке. Так же решили сделать и мы.Заселившись в хостел, мы пошли пешком на близлежащую горку смотреть на закат, и это тоже было безумно красиво! И остальные 3 дня нашего пребывания в Каппадокии меня ни на минуту не покидало чувство восторга от всего увиденного вокруг. Каждая долина Каппадокии не похожа на другую: скалы приобретают новые очертания и краски, сменяясь от белых и желтых до красных и светло-коричневых. Меняется масштаб, высота скал, ширина долин и ущелий, и никогда не знаешь какой захватывающий пейзаж ждет тебя за следующим поворотом.

Велопоход по Турции, Каппадокия

Вот названия самых популярных и живописных долин Каппадокии: Пашабаг (Pasabag), Зелве (Zelve), Земи (Zemi Valley), Розовая Долина (Rose Valley), Долина Голубей (Pigeon Valley) и Долина Любви (Love Valley).

Большую часть из этого мы объездили на велосипедах, благо без лишнего груза, забираясь иногда повыше по пешеходным тропам, или наоборот спускаясь на самое дно ущелий, чтобы полностью ощутить масштаб окружающих скал. Также немного побродили пешком в окрестностях Гореме и заглянули внутрь пещерных построек. По дороге увидели в траве черепашку, они в Турции совсем не редкость.

На 3-й день нам совсем не хотелось уезжать из Каппадокии, но впереди были новые приключения, так что вечером мы попрощались с Ибрагимом и направились к автобусной станции в центре Гореме, заблаговременно узнав, что можем ехать на автобусе прямо отсюда, а не из Невшехира.

Велопоход по Турции, Каппадокия

Велопоход по Турции, Каппадокия

Велопоход по Турции, Каппадокия

Воздушные шары в Каппадокии

To be continued…

bookvachka.org.ua

Турция. В каменную долину на велосипеде из Гереме. каменная Каппадокия.

Утром проснулся не очень рано, т.к. лягли под утро, естественно воздушные шары зафотканы не были, т.к. они взлетели сразу после того, как я пошел спать, но пообщались с хорошими людьми, а это тоже надо.

Позавтракав, я взял в прокате велосипед и поехал по окрестностям

Кстати о велосипедах. Позволю себе дать несколько рекомендаций:

  1. Когда берете велосипед в прокат — торгуйтесь (изначально велосипед стоил 20 лир в час, в итоге я забрал его на 4 часа за 10 лир)
  2. В степях очень страшные и опасные колючки для покрышек, поэтому периодически лучше просматривать покрышки на предмет встрявших колючек и лучше ездить на велосипеде по асфальту
  3. Заклеить первую дырку в колесе будет стоить 5 лир, каждую следующую — три (об этом нам сказали перед самым отправлением), поэтому см. п.2 и если так случилось, то проще покупать набор для заклеивания шин
  4. Не лишним будет проверить колеса, не спустившие ли они

Советы, конечно, для задротов, но я так сделал и вернул велосипед без дырок в колесах

Перед поездкой стоит заиметь хоть маленькую карту

И хоть приблизительно понимать, куда ты едешь

Я уже говорил, что это единственное место, где растет виноград

На пути встретилась интересная лавка в которой продавали самодельные кувшины

А я добрался до цели

Как такое получается я рассказывал

Писюньчики)

Монументальность этих творений природы поражает

 

Невольно задумываешься о жизни

Похоже на какашки динозавров

Довольный и уставший я вернулся в город. Сдал велосипед, т.к. из гостиницы я уже выселился, пришлось искать где бы помыть ноги от пыли. Вспомнил, что возле мечети ноги моют. Подхожу, под мечетью сидит три старика, спрашиваю разрешение ноги помыть, показали на вход для мальчиков. Там отдельная ногомойня для мальчиков и отдельная для девочек.

После решил зайти в гостиницу, т.к. погода немного испортилась. Сын хозяина гостиницы угостил обедом, немного поговорили и пошел готовиться к автобусу. Кстати, так выглядят там почти все гостиницы

Вечером я сидел в автобусе, который отправлялся в изумительное Памуккале

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by

igorok.kiev.ua

ВелоТурция. Часть 1. КаппадокияMeganom.info

17 сентября. Сначала я собирался в Турцию на своем байке на 3 месяца. Временем располагаю, поэтому ехать собирался вдоль моря, через Молдову, Румынию и Болгарию. Цель: побывать в Каппадокии (Центральная Турция), в некоторых каньонах и на Ликийской тропе. Когда стал глубже вникать в тему, узнал, что юридически пребывание в Турции ограничено одним месяцем. Также узнал, что виза для переезда через Болгарию стоит 60 евро.Сколько стоит виза через Румынию уже не интересовался. Я понял, на одни только визы через эти страны уйдет больше денег, нежели стоит авиабилет в Стамбул туда и обратно. Купил авиабилеты в Стамбул на 17 сентября, а обратно на 15 октября. За 2 недели до вылета узнаю, что между Украиной и Турцией подписан протокол о продлении срока пребывания выезжающих в Турцию до 2 месяцев. Решил, что приеду в Турцию, а там видно будет: если мне хватит 1 месяца, то вернусь по уже купленному билету. А если понравится, то буду до 2 месяцев. Итак, 17 сентября я прилетел в аэропорт Сабиха-Гокчен (азиатская часть Стамбула). Первый сюрприз: украинские гривны здесь не меняют. Обменял 300 долларов, это около 600 турецких лир (ТЛ). В Гереме(Goreme), центр Каппадокии (Kapadukiye – «страна прекрасных лошадей»), ехал рейсовым автобусом. Этот отчет, условно, я разделил на 3 части.

1 часть. КАППАДОКИЯ18 сентября. Ночь езды и я в Гереме. Наконец, я здесь, куда так стремился. Вижу необычные скальные фигуры, ради которых сюда каждый день приезжают тысячи людей со всего света. Уникальный рельеф Каппадокии сформировали вулканы и время. В первых веках нашей эры сюда бежали христиане, преследуемые римскими императорами-язычниками. В мягком вулканическом грунте скал они вырубали жилища. Со временем тут появились целые пещерные города.

Велопутешествие по Турции началось. Сердце трепетало. С чего начинает велосипедист, когда садится за руль? С проверки камер. Переднюю камеру надо подкачать. Насос… ищу его, перерыл все. А ведь брал. Испытываю первое потрясение. Вихрь мыслей, в том числе: велосипед оставляю здесь и турне совершу автобусами. Но: мы мега крутые перцы и нам море по колено! Успокаиваюсь. Надо искать, где купить насос. Рядом пункт проката велосипедов (кстати, 10 долларов в день, это как у нас, гида не предоставляют). Готовы помочь во многом, но насосы не продаются. Мне советуют ехать в Аванос (Avanos) — 10 км, там, вроде, есть веломагазин. Еду в Аванос (северная граница Каппадокии). Аванос – центр гончарного ремесла. Городок небольшой: аккуратный, чистый на реке Кызыл-Ирмак. Древние греки ее называли Галис. Название впервые всплывает в связи с походом Александра Македонского на Восток, когда его войско форсировало эту реку. Есть и другой факт, связанный с этой рекой, а именно: в ней утонул император Священной Римской империи германской нации Фридрих 1 Барбаросса. … Тут уместна одна историческая реминисценция. Она, как ни парадоксально, напрямую связана со всеми нами, точнее, с нашими недавними предками. Поясню.…13 век. 3 крестовый поход.Барбаросса мечтал отвоевать у мусульман на Востоке Гроб Господень. Для этого он вел немецкое войско на Иерусалим. Король Франции Франциск шел со своим войском. Смелый до безрассудства Ричард Львиное Сердце, король Англии, возглавил, соответственно, крестоносцев Англии. …Это случилось в жаркий день. Одетый в рыцарские доспехи, вес которых составлял, как считают, примерно, 50 кг, изнемогая от жары, Барбаросса решил освежиться, не слезая с коня. Вся армия наблюдала картину, как лошадь со своим седоком вошла в воду. Бурное течение подхватило незадачливого мечтателя. Вскоре бездыханное тело прибило к берегу где-то ниже по течению. На этом 3 крестовый поход для немецких рыцарей и закончился. …Шли годы, и в 20 веке появился другой мечтатель-завоеватель, Адольф Гитлер. Он тоже бредил восточными землями, План нападения на СССР он назвал именем Фридриха 1 Барбароссы.

В Аваносе я нашел маленький велосипедный магазин. Купил насос. Радости моей не было предела: тур будет-таки, велосипедным! В Гереме возвращался другой дорогой: через пещерные города Зелве(Zelve), Пасабаши (Пашабаг — Pasabag), Чавушин(Cavusin). В Гереме проехал по центральной улице до Открытого музея (Gereme open air museum), пообщался c родиной в интернет-кафе, купил USВ-порт (18 лир). Отметился и на рынке, где купил овощей. К вечеру на ночлег поехал обратно в Чавушин (2 км от Гереме). Будучи днем на экскурсии, присмотрел симпатичное место для ночлега среди скал в винограднике. 36 км за день.

19 сентября. Проснулся от голосов сверху. Выползаю из палатки. Вижу: совсем близко, надо мной, летят воздушные шары-баллоны. Люди, находящиеся в огромных корзинах (в каждой по 12-16 человек), приветствуют меня, фотографируют. Я машу рукой, фотографирую их. Удовольствие полетать на воздушном шаре стоит 150 долларов в час. Канэшн, удовольствие из разряда «must see». Весь день посвятил Чавушину. Ходил, а где возможно, ездил по долинам-ущельям (vadi — так называют турки). В них много огородов с овощами, сады, особенно много виноградников. Много информационных указателей. Каждый вади имеет свое название. В Rose-долине возле Айвали-chirсh (церковь в скале) встретил двух приветливых полицейских. Дал им свой фотоаппарат и попросил сделать несколько фотографий. Сфотографироваться со мной отказались. Почему-то спросили, не итальянец ли я. Поднялся на Ак-Тепе (Aktepe), откуда увидел, где был вчера: уже немного ориентируюсь на местности! Увидел не только Пашабаг и Зелве, но и Гереме – как на ладони. Из Гереме доносятся призывы муллы во славу Аллаха. Двое экзальтированных корейцев удивляются, что я в таком месте и на байке, но почему-то еще более – что я из Украины. Вообще, очень многие показывают большим пальцем: «супер!». В Голубином ущелье (Guvercinlik vadisi) поражает огромное количество миниатюрных пещерных голубятен и тысячи голубей. Из Розовой долины поднялся к Виноградной церкви (Uzum kilisesi). Назад — жесткий сингл-трейл вниз по Красному ущелью. Весь день наслаждался видами ущелий и катанием в них. В скалах сотни вырубленных пещер: церквей и для жилья и хозяйства. На велоcипеде 20 км. Ночевать вернулся на прежнее, уединенное среди скал, место.

20 сентября. Ночью разбудили мужские голоса. Кого-то занесло сюда в столь позднее время. Ночь полнолуния. Ночные визитеры прошли мимо палатки и, видимо, взобравшись на скалу, присели. Было непонятно и тревожно. Через час они, так же тихо и спокойно, удалились. Скоро услышал выстрелы. Все стало понятно: это охотники на ночной охоте в своих охотничьих угодьях. Утром опять огромное количество разнообразных шаров.

Красиво. Практически нет мух, кровососущей и ползающей твари. После падения на асфальт стал глючить фотоаппарат. Жаль, если в моем путешествии не будет фотоаппарата. Везде ищу купить новый. Вижу только смартфоны. Единственное место, где видел их в продаже – это уже в Стамбуле возле Софии накануне отлета домой. В программе дня: посещение Открытого музея Гереме. В музее взял аудиосопровождение на русском языке (10 ТЛ). От увиденного в экстазе не был. Мне показалось более ярким то, что видел накануне. Здесь все более прилизано, больше народу. А потом, имея билет в Открытый музей (15 лир), посетитель должен, если желает войти вовнутрь какого-то объекта, при входе в некоторые (не во все) из них, платить снова, теперь уже 5 ТЛ. Это раздражало. Может, еще и потому, что накануне я видел другие пещерные города, и мне было с чем сравнивать. Во время экскурсии один кореец подошел и сказал, что видел меня утром сегодня с велосипедом возле палатки из корзины воздушного шара. На музей хватило часа. Я намеревался несколько дней поколесить по дальней округе Гереме: поездить по Каппадокии, посетить вулканы Хасан (Hasan Dagi) и Эрджияс (Erciyes). Сделав большой круг через город Невшехир (Nevsehir), к вечеру был возле Ургюпа (Urgup). На пути много карьеров: 10 миллионов лет назад несколько вулканов изливали лаву. Сейчас из вулканической породы добывают разнообразный материал в карьерах, каковых тут множество. Строительные фирмы (их тут тоже много) делают панели и блоки для возведения домов. Добываемое сырье имеет большую цветовую гамму. Вот почему дома разноцветные.

Казалось, что к завтрашнему вечеру буду возле вулкана Хасандаг.

21 сентября. Похоже, что и сегодня не доберусь до вулкана Глаза разбегаются, хочется многое успеть посмотреть. В Деринкую (Derinkuyu) есть подземнфй пещерный город. Очень напоминает пещерные города в Крыму. Но смотрится более внушительно и лучше сохранился. В нескольких километрах отсюда развилка. Указатель показывает, что налево в 2 км озеро. От увиденного сжимается сердце: большое озеро в гигантской кальдере вулкана. Отвесные базальтовые утесы кратера. Вулканические породы черного цвета. В одном месте хорошо сохранились скалы из осадочных пород, в них несколько рукотворных пещер. Вокруг озера дорога. Вдоль дороги валяются вулканические бомбы. Вода в озере теплая. На поверхности воды во многих местах вижу пузырьки-бурунчики. К вечеру на юге появилась гряда гор: я подъезжал к горам Тавра (Toros Daglari). Свернул налево в деревню Гюзелюрт (Guzelyurt). Здесь родился и жил Григорий Богослов. Посмотрел подземный пещерный город. Вход платный (10 ТЛ). Улицы Гюзелюрта сохраняют средневековый греческий архитектурный стиль. За день проехал 70 км. Ночевал на берегу водохранилища.

22 сентября. Цель – посещение вади (ущелье) Ихлара (Ihlara vadisi) и вулкана Хасан. После ночлега у озера возле Гюзелюрта еду к церкви Аналипсис (Analipsis) на холме. Техничный спуск по грунтовке идет среди частных сельскохозяйственных угодий. Фермерская семья, работавшая на своем участке, угощает яблоками и персиками. Подъезжаю к деревушке Улусу (Ulusu) и наблюдаю колоритную этнику: деда на ослике. Подобные сюжеты встречаются очень часто: на ослах передвигаются и стар и млад, на осликах возят хворост, дрова, мешки с собранным урожаем. Деревня Улусу – это южные верховья долины Ихлары. Протяженность вади 15 км, высота обрывов до 150 метров. Рельеф сформировал, в большой степени, вулкан Хасан. Отсюда до вулкана чуть более 10 км. Древние греки называли ущелье Перистрема. Ихлара привлекает туристов не только своими марсианскими пейзажами. Первые христиане вырубили в мягком вулканическом грунте в скалах около 100 наскальных церквей, 13 из них сейчас открыты для посещения. Крутой спуск в одноименный городок Ихлару. Местный тракторист едет впереди, показывает мне дорогу. На окраине поселка две девочки-подростки приветствуют «Хай!», о чем-то спрашивают, по моей просьбе фотографируют меня. Они поспешно удаляются, услышав крики появившейся женщины. Уходя, настойчиво просят «мани!». По дну ущелья течет река Мелендиз (Melendiz). В центре городка Ихлары подходит парень, спрашивает: «Mister, are you Franch?». Представляется, что он из Нидерландов. Входной билет стоит 8 ТЛ. Этим билетом можно пользоваться только на протяжении 4 км вниз по ущелью, до Белисырмы (Belisirma). Если хочешь пройти все ущелье, то надо будет оплачивать еще дважды в специально оборудованных кассах. Они размещены через каждые 5-6 км. Конечно, хотелось пройти всю долину Ихлары. Но у меня не осталось бы времени, чтобы вернуться к велосипеду. Дойдя до кассы у Белисырмы, я повернул назад. По пути остановился в кафе выпить чай (2,5 ТЛ). Прогулка по Ихларе закончилась в полдень. Курс на вулкан Хасандаг! Дорога к нему проходит через деревню Хелвадере (Helvadere). Вечер. Для ночлега нашел небольшое симпатичное ущелье на окраине деревни возле древнего строения. Ночлег с видом на вулкан – не часто такое бывает! Проехал 35 км.23 сентября. Утром проснулся от перезвона колокольчиков. Женщина- чабан, увидев меня, резко повернула в сторону. За нею шуганулось стадо. Возвращаюсь из Хелвадере за запасом воды, т.к. в горном приюте возле вулкана, как мне сказали, источника нет и вода привозная. И есть ли сейчас кто-то в приюте – тоже вопрос. Заодно хотелось в местном интернет-кафе сбросить на внешний диск фотографии, чтобы освободить место в фотоаппарате. Интернет-кафе закрыто и откроется не скоро. Продавец магазина любезно предложил сделать это на его компьютере. Деньги не взял. В магазин зашел владелец местного ресторанчика и предложил чай. Скачали 1500 фотографий. А места в моем фотоаппарате на 1600. Так что вовремя. В магазине купил вермишель, кофе, хлеб. Мой вопрос об овощах (а их в магазине не было) услышал старик-покупатель. Просит меня подождать. Через 5 минут приносит помидоры, картошку, лук. Деньги не взял. После этого еду из Хелвадере к вулкану. Останавливается мотоциклист, говорит, что на ближайшей развилке мне надо будет свернуть не к ресторану, а к горному приюту. Спасибо! А надо сказать, не зная, как поднимаются на Хасан (3268 м), собирался ехать к ресторану. Оказывается, более удобная тропа начинается от горного приюта. До него затяжной подъем по асфальту. Доехал часа в три пополудни. Горный приют называется «Карбияз» — «Белоснежка» (Karbeyaz Hotel Camping). В 200 метрах несколько палаток, ни души. Народ, видимо, штурмует вулкан. Лишь микроавтобус. Рядом водитель, который ждет возвращения туристов, чтобы предложить им трансфер. В приюте тоже никого. Я понимал, что сегодня уже не успеваю на вулкан. Обхожу здание и вижу пчелиные ульи, возле них, в защитной сетке, мужчина. Он увидел меня и закричал: «Гальма! Гальма!». Мол, не подходи, опасно – пчелы, назад! Я попятился, но остановился в стороне, выжидая. Через несколько минут он освободился и подошел. Это был смотритель приюта. Свою основную работу, видимо, он совмещал с разведением пчел. «Чай или кофе?» — спросил он. Через несколько минут на подносе он принес кофе, сахар, кипяток. Я достал свой запас восточных сладостей. Вскоре к нам присоединился водитель автобуса. Смотритель оказался очень приветливым, но общению мешал языковой барьер. Он нарисовал на бумаге 2 варианта, как подниматься на вулкан. Подчеркнул, что первый вариант короче, но опаснее. И добавил, что выходить следует рано, чтобы успеть спуститься засветло. Надо было готовить ужин, а здесь нет никакой растительности. У меня было достаточно времени, чтобы собрать дрова. Для этого надо было спуститься вниз километра на четыре до ущелья, где был лес. Набрав дров, к сумеркам вернулся к приюту.

24 сентября. По звону будильника, за час до рассвета, проснулся, приготовил кофе и, при свете фонарика, стал подниматься на вулкан. Взял с собой перекус и воду. Встречается много ксерофитов – это низкорослые колючие растения. Выглядят по-разному. Особенно интересны растения подушкообразной формы: на них тысячи мельчайших иголок. Становится жарко. Тропа теряется. Скоро понимаю, что поднимаюсь именно по «первому» варианту, о нежелательности подъема по которому предупреждал смотритель приюта. Стремный вариант. Второй вариант – более пологий и менее опасный. По нему я буду возвращаться. Но нет худа без добра: я поднялся на вершину быстрее, чем планировал. Очень сильные ощущения от того, что нахожусь в самой кальдере вулкана (3253 м). 10 миллионов лет прошло, а склоны – как складки простыни: хорошо видны гигантские, горизонтально и последовательно ниспадающие вниз гряды вулканических пород, поросших кустарником, а в ущельях – и лесом. Обратно спустился в обед, быстро собрался и скатился в Хелвадере. Желание побывать на другом вулкане, Эрджиясе, не ослабло. Отсюда до него километров 180. Для начала, мне следовало попасть в город Кайсери (Цезарея – древнее название и, понятно, в честь кого). В Кайсери надо ехать через Гереме. Не хотелось, однако, возвращаться той же дорогой, по которой приехал. через Гюзелюрт. Решаю ехать в Гереме с западной стороны: через Аксарай (Aksaray) и Невшехир (Nevsehir). Таким образом, я объеду по периметру всю Каппадокию. Это, примерно, чуть более 300 км. В деревне Саглык купил арбуз. Ножа (бычах) у продавца не было и он пошел искать. Искал долго. Скоро искать бычах помогали уже несколько человек. Арбуз оказался невкусный. На ночлег остановился у ручья, неподалеку от села, в 23 км от Карбияза.

25 сентября. Утром пришел колоритный дедушка и очень дружелюбно поинтересовался, откуда я. Пригласил зайти в дом (метров 400), позавтракать. Я поблагодарил, сославшись на то, что не могу оставить велосипед. В ответ, воздев к небу руки, он что-то произнес: я разобрал только одно слово. Это было имя Аллаха. Видимо, он сказал «Аллах сохранит». Я заметил: привычка быть искренне гостеприимными у турков в крови. Потом пришел молодой парень и сделал то же самое: улыбка сияла на его лице. Он показал на живот, потом сделал движение пальцем в рот. Это означало, что он спрашивает: не голоден ли я. Активно жестикулируя и все время показывая на тропу, которая вела в деревню, приглашал таким образом поесть. «Саа оолун!» (спасибо), ответил я. Уходя, обнял меня. За день 41 км.

26 сентября. В одном селе проезжаю мимо школы, там как раз перемена. Дети и учителя на школьном дворе. Хотелось узнать больше о турецкой школе. Заехал. Пытаюсь объяснить, чего хочу. У них пир горой: перемена с разнообразными турецкими сладостями, все едят. Говорю, что работаю в школе, что мне интересно побывать в турецкой школе, спрашиваю, можно ли фотографировать. Пригласили директора, тот стал куда-то звонить… Мне дали понять, что детей фотографировать не надо, что входить в школу тоже не надо. Позволили сделать фото статуи Ататюрка, угостили чем-то медовым. Вообще, статуи и фотографии «Отца турков» (а именно так переводится это имя) можно видеть везде: на улицах, возле любого учреждения, в машинах, в магазине, над магазином, просто на окнах жилых домов… Чувствуется, что это не предписывается властью, его действительно искренне здесь обожают. На выезде из Аксарая едет старик на велосипеде. Спрашиваю, сколько километров до Аджигеля. Слышу: — «Sexi киломитри». Переспрашиваю: — «sixtee?» Он, улыбаясь, повторяет с нажимом: — Sexi. Шутит. Несколько раз попадал в ситуации, когда разные люди мне указывают противоположные направления. Решил переспросить. Водитель авто дает совет, показывая на дорогу: — «Рампа!» Т.е. впереди крутой подъем. И показывает на другую дорогу: «Ноу рампа!» Я решил ехать по той, где рампа. Отсюда до Невшехира 70 км. А там до Гереме еще 15. Через несколько километров дорога пошла вдоль реки. На берегу домик. Подъезжаю, спрашиваю у хозяина название реки. Вместо ответа достает нож и угощает дыней — каун. Спрашивает – «Туркей гюзель?» (Турция красивая?). Спрашивает, откуда я. Услышав название моей страны, восклицает: «Украйна гюзель!». Через несколько километров вижу указатель на Караван-сарай, до него 4 километра. Интересно. Это один из тех каравансараев, о которых читал в интернете, когда готовился к поездке в Турцию. Сворачиваю. В укромной долине вижу живописное село. Караван-сарай произвел сильное впечатление. 2 ТЛ платить было некому, хотя объявление гласило, что посещение платное. К вечеру был в окрестностях Гереме, а ночевал в Долине любви – Bagildere (Love valley). Проехал 80 км.

27 сентября. Живописно смотрятся в небе ранним утром воздушные шары. Их так много и они так низко пролетают, что невозможно сходить в туалет. Программа дня: переезд в Кайсери (Kayseri, в 70 км к востоку от Гереме) к вулкану Эрджияс (Erciyes). Узнаю, что из Гереме в Кайсери рейсов отобюса (автобус) нет, а, вот, из Аваноса уехать можно. Второй раз еду в Аванос (10 км). Подъезжает автобус. Слышу оживленный разговор, понимаю, что водитель не хочет брать велосипед, но работники автостанции уладили. Билет в Кайсери стоит 25 ТЛ. Езды всего около часа. Я попал в огромный город. Много транспорта. Как выехать в сторону вулкана? Мне повезло: на первом же перекрестке вижу велосипедиста, он едет в том же направлении. Спрашиваю про Эрджияс. Он приглашает ехать рядом. Было видно, что он хорошо знает город. На поворотах и перекрестках время не теряли. Ехали час на хорошей скорости. Каково же было мое удивление, когда мы подъехали к веломагазину – именно здесь он работает! Молодые ребята, его коллеги, обступили нас, угостили чаем, немножко пообщались. Жалею, что не взял телефона. Или хотя бы адрес магазина надо было бы записать. Он написал только имя и фамилию. Его зовут Фатих Жетин (Fatih Getin). Ребята объяснили, что ехать мне надо на Хачилар (Hacilar), пригород, и далее, не сворачивая, продолжать ехать по основной дороге. Хачилар — последнее село перед вулканом. Запасся водой в частной усадьбе. Сердобольная хозяйка-старушка, услышав «саа оолун» (спасибо), выговорила мне, мол, за воду не благодарят. Кайсери (Цезарея – так назывался город во времена Юлия Цезаря) растянулся на многие километры. Хачиларом оказалась не деревня с сельской округой, где можно было бы найти место для установки палатки и костра, а огромное предместье Кайсери, миллионного мегаполиса с высотными домами и автобаном. Все время подъем. Вечер, а приткнуться негде. Дорога скоростная, идет траверсом, слева обрывы и мощное ограждение, справа крутые склоны. Так ехал (или шел) до 11 вечера, пока не нашел приемлемое место для ночлега под дорогой в огромной трубе для стока дождевой воды. 42 км.

28 сентября. Продолжение подъема по роскошному автобану к вулкану Эрджияс (3673 м). Холод. По пути свернул налево пополнить запасы воды. Фермы. Двое парней в километре от дороги показали хороший источник. Еще несколько километров и появляются роскошные дорогостоящие многоэтажные отели. Один из центров лыжного катания зимой. Несколько канатных дорог. Сейчас работает одна. Хожу, расспрашиваю, как поднимаются на вулкан. Велосипед оставил на станции канатной дороги. Оплачиваю билет ан канатную дорогу и поднимаюсь вверх (стоит 3 лиры) на 1 км. Походил, посмотрел местность. На ночлег устроился на берегу озера.

29 сентября. Мне посоветовали оставить в жандармерии («жандарма» — с ударением на последний слог) все, что не пригодится в моей авантюре. Среди жандармов оказался один, который немножко говорит по-русски. Это облегчило общение. Я оставил велосипед и вещи в полицейском участке, с собой взял только необходимое: теплые вещи, палатку, спальник, минимум еды. Я уже располагал некоторой информацией и рассчитывал, что двух дней на подъем и спуск мне хватит. В полиции меня зарегистрировали, я расписался, мне дали карту вулкана, сказали, что контрольный срок завтра в 17 часов. Попросили позвонить завтра в 9 утра по номеру 156: мол, все ли ок. Ночевку предполагал устроить в жерле вулкана. Часов в 10 поднялся к кассе у нижней станции канатной дороги (деньги не взяли). Ехал с парнем — работником канатки: он сегодня дежурит на верхней станции. Здесь мы попрощались, он пожелал мне успеха и я пошел. Подъем крутой, сначала по дороге. Часа через полтора свернул на тропу, уходящую влево. Здесь среди скал оставляю рюкзак, дальше иду налегке по гигантской кальдере один километр. Тропа теряется в сыпухе, выхожу на гребешок на скалистую тропу. Все время очень крутой подъем. Ширина гребня метра полтора. Справа 200-метровые обрывы в кратер, слева – крутые склоны градусов 60. В середине кратера вижу две движущиеся точки. Они двигаются вниз: значит, те люди успели подняться на вулкан раньше меня и уже спускаются. Значит, и там есть тропа на вершину? Навстречу мне спускается парень, турок. Дал мне свой посох. Спасибо, с посохом действительно идти надежнее. Да и легче. Да, трековые палки необходимы. Температура воздуха так опустилась, что подмерзают руки. В кальдере и на склонах явственно просматриваются лавовые потоки, от века застывшие и смятые в складки. Вершину закрыло тучкой. Неуютно. На высоте 3600 м тропа ступеньками градусов под 80 съезжает вниз по сыпухе. И умопомрачительные обрывы. До вершины остается метров 100 абсолютной высоты, я смотрю на часы: успеть бы назад к рюкзаку до темноты. В этом месте, не дойдя до вершины несколько сот метров, решаю вернуться. Не хочу испытывать судьбу. На пути несколько сооружений из камней: их, вероятно, строили для вынужденного ночлега те, кто, поднимаясь, не уложился в световое время, кому не хватило времени спуститься. Не хочу оказаться в такой же ситуации. К рюкзаку, на дно кальдеры, спустился в сумерках. Дров для костра не было: ни деревца, ни кусточка. Ночлег в кальдере на высоте 2500 метров при минусовой температуре. Холод. Вода во фляге замерзла. В кратере вулкана ночевать не жарко.

30 сентября. К канатке спустился рано. Она еще не работала. До нижней станции, естессно, пеши. Жандармы: «Мы вам звонили в 9 утра». А я телефон отключил, когда понял, что успеваю и что все ок. В Кайсери спустился быстро.

По городу ехал столько же времени, как спускался. Купил билет в Аванос (15 ТЛ), до него 40 минут езды. Хотелось снять физическую и психологическую нагрузку последних дней. Я купил сухое каппадокийское вино Sec (20 ТЛ). На ночлег устроился в Ургюпе в пансионе «Dede» у Аши (25 ТЛ): Hostel Dede pansiyon. Tel: 0384 341 89 69. Тепло, жарко. Отмылся, постирался.

В интернет-кафе за 5 лир на внешний диск мне сбросили 1500 фото. Это была уже вторая порция фото. Как было досадно, когда, приехав домой и, разбираясь с фотографиями, я их не увидел. Запороли. И не сказали, не извинились. А денежку-то взяли. 54 км.

1 октября. Еду на Мустафапаша (Mustafapasa). В районе Дамса (Damsa Dam) куэсты.

Дорога идет на подъем по ущелью Харманбаши (Harmanbashi) на гору Каратепе(Karatepe). На перевале огромное подземное картофелехранилище. 44 км. Ночлег на берегу реки у Гюзелеза (Gyuzelez).

meganom.info

Велосипеды любят в Каппадокии

При поддержке авиакомпании Turkish Airlines в Учхисаре в сентябре состоялся международный вело-фестиваль Cappadocia Bike. Событие ознаменовалось как спортивными стартами, так и вело-турами по живописным дорогам Каппадокии.

Наиболее зрелищным событием фестиваля стала гонка на выбывание в стиле маунтинбайка но по трассе, проложенной прямо по центральным улицам Учхисара. Заезды выдались бескомпромиссными - как среди мужчин, так и женщин.

Между тем, поклонникам вело-туризма в Каппадкоии предлагается немало маршрутов.

Каппадокия – завораживающий край. Регион вобрал в себя культуру и традиции трех цивилизаций - Персидской, Римской, Османской. При этом Каппадокия стала одним из первых мест в мире массового поселения первых христиан.

Один из вело-маршрутов начинается из города Угруп. Оставляя позади горы Боз Даы и долину Дервент, туристы направляются к самой длинной реке Турции – Кызылирмак («Красная река»). Затем начинаете подъем к историческому городу Озконак, где расположен подземный город.

Далее путь лежит вниз в городок Аванос, славящийся производством керамики. В пути туристы увидят монастырский комплекс Зельве, смогут посетить высеченные в скалах церкви Чаваушина, побывать в долине любви и прибыть в удивительный Гореме, где находится множество высеченных в скалах жилищ, в том числе гостиниц и хостелов.

Недалеко располагается и великолепный отель в пещерах, относящийся к премиум-классу  - Kayakapi Premium Caves 5*.

На следующий день вело-тур может повести вас в город Учхисар, где как раз организуется вело-фестиваль Cappadocia Bike. В городе привлекает 60-метровой высоты крепость, высеченная в скале.

Далее, пересекая долину Гомеда, можно направить велосипед в греческую деревню Мустафапаша, где остановиться на обед в тени высеченных в скалах церквей. Отсюда  живописная дорога ведет в римский город Собесос. Дальше вело-туристов ждет деревня Соанлы – удивительное место, окруженное со всех сторон отвесными стенами каньона. И здесь ночь пройдет в «пещерном» отеле.

А впереди еще захватывающий подземный город Деринкую. От него можно отправиться к озеру в кратере Нар Голу и увидеть по пути пастухов.  И далее, и далее … Маршрутов и интересных мест для вело-туристов в Каппадоки множество.

К преимуществам вело-туризма в Каппадокии относится

* хорошее состояние дорог

* довольно спокойное дорожное движение, не «напрягающее» особо велосипедистов

* удивительные, порой просто «марсианские» пейзажи вокргу

* огромное количество исторических достопримечательностей

* готовность региона принимать вело-туристов

Если вы хотите просто осмотреться в Кападокии и побывать в ее подземных городах, Turkish Airlines ввела в 2016 году в расписание ежедневный рейс Анталия - Невшехир (1 час полета), откуда до отелей в Гореме, Учхисаре, Ургупе можно добраться на машине за час. Таким образом, и отдыхая в Анталии, можно удобным образом навестить на день-другой Каппадокию.

*) World Travel Biz благодарит авиакомпанию Turkish Airlines за содействие в организации перелета в Невшехир и безупречный сервис на борту воздушного лайнера

www.worldtravelbiz.ru

Велосипедные туры в Каппадокию от компании "Meganom"

Детали участия

Отзывы об этом туре:

Каппадокия —  это удивительный мир,  еще пока  сохранившийся, который связан с историей христианской Визинтии  и мусульманской Турции.

Каппадокия – это уникальное геологическое образование, знаменитое своим необычайно интересным, лунным, ландшафтом, огромным количеством пещерных храмов, келий…

Каппадокия — это наиболее посещаемое место у любителей активного отдыха во всей Турции.

Предлагаем вам окунуться в мир фантастических приключений вместе с нами! Ежедневно мы будем проезжать на велосипеде достаточное расстояние, чтобы получить удовольствие и от нагрузок, и от окружающих нас достопримечательностей.

День 1. Прилет в Кайсери.  Аэропорт. Самостоятельный переезд в Гереме.  Встреча группы. Выбор велосипедов и трансфер в Гюзелюрт. Гюзелюрт (по-турецки – «красивая местность») – город, который сохраняет традиционный греческий колорит. Размещаемся в пансионе. Авто 150 км.

Гюзельюрт, отель Гюзельюрт Каппадокия, Турция

День 2. Поездка в каньон Ихлара.10 тысяч лет назад лавовые потоки вулканов сформировали рельеф каньона. Протяженность самого каньона 15 км. Мы приедем в село Белисирму и посетим оборудованную часть каньона (оплачивается дополнительно примерно  5$). Тропа проходит по живописному берегу реки Мелендиз. Мы увидим вырубленные (начиная с 4 века) в скалах христианские храмы, во многих из них хорошо сохранились фрески (Yılanlı-Змеиная церковь, AĞAÇALTI –церковь Даниила, монастырь Sümbüllü). Во второй половине дня проедем по необорудованной части каньона и окажемся в деревне Селиме. С видовой площадки возле деревни Япракхисар нам откроется живописная панорама. Возвращаемся в Гюзелюрт. Вело 40 км. Асфальт, грунтовка.

греческие дома в Гюзельюрте

День 3. Радиальная поездка на велосипедах: Гюзелюрт – кратерное озеро Нар  — Саврихисар — Гюзелюрт.

Первую часть пути мы проедем вдоль турецких деревушек и просторных полей. После непродолжительного подъема окажемся на видовой площадке  — кромке остывшего вулкана. Внизу — просторная гладь озера Нар. Сернистые воды этого удивительного водоема бурлят и, как хамелеон, в течение дня, меняют цвет с зеленого на желтый или синий. Будет возможность искупаться! Продолжим подъем траверсом. Места фантастические! Спустимся в село Narkoy («Гранатовая деревня’). Здесь туристы редкое явление. Поэтому  местные жители будут встречать нас с интересом. Теперь предстоит подъем на перевал к очередному озеру, в верховьях которого есть родник с прохладной водой. На плато встречаются большие отары овец с пастухами-подростками. Переедем к селу Саврихисар и спустимся в Гюзелюрт. Вело 45-50 км. Асфальт и грунтовка.

Каппадокия, озеро Нар Окрестности озера Нар Дорога над озером Нар

День 4. Переезд из Гюзелюрта в Чавушин.Сегодня утром мы собираем вещи, разбираем велосипеды и переезжаем в Гереме на микроавтобусе. По пути заглянем в таинственный подземный город Деринкую (оплачивается самостоятельно 10$), самый «многоэтажный» пещерный город. Это город-ровестник библейских событий: ему более 4 тысяч лет. Основали его загадочные хетты. Они считаются основателями особого архитектурного стиля, в основе которого было пещерное жительство. В первых веках нашей эры на смену хеттам в пещеры пришли первые христиане. Тут, на окраине великой Римской империи, они искали приюта и безопасности от преследований язычников – императоров. Это действительно underground town. Здесь раскопано 12 этажей, они уходят под землю на 85 метров. 10-километровый подземный тоннель соединяет его с другим пещерным городом — Каймаклы. В середине дня мы приедем в село Чавушин, что в паре километров от Герме. Гереме – природного и культурный Национальный парк, внесенный в список ЮНЕСКО. Мы разместимся в одном из отелей. Теперь мы соберем велосипеды и поедем по одному из фантастических ущелий долины Мескендир. Время ужина. 12-15 км. Грунтовка.

День 5.  Розовое ущелье —  Гёреме  — Чавушин.Сегодня мы переезжаем в Розовое ущелье (Roze valley) и по затейливой тропе поднимемся на Sunset point (точка захода солнца). Наши усилия будут вознаграждены: перед нами действительно неземная панорама. Фантастический ландшафт с каменными столбами (тур. «перибаджалары» — волшебные камины фей) и глубоко эродированными туфовыми рок-декорациями не оставит равнодушными никого. Многокилометровый скоростной спуск по дну Красного ущелья (Red Valley) . Это один из заманчивых каньонов гигантской долины Мескендир (Meskendir).Затем приедем в деревню Чавушин и полазим по скалам, изъеденным, как кусок сыра. В этом «сыре» сотни вырубленных пустот: когда-то это были жилища, хозяйственные пещеры, а также культовые сооружения. Еще полвека назад в них жили люди, но из-за опасности обрушения им пришлось переселиться. Панорама, которую видим со скалистой вершины, ошеломляет. У подножия этого пещерного города есть колоритный рынок, где сувениры можно купить дешевле, чем в столице Каппадокии – Гереме. Шоппинг.После ужина желающие могут посетить этническую усадьбу-пансион, который вырублен прямо в перибаджаларе. Вечером возможно посещение  этнического кафе «CappadociaNatureland».  Вечер у камина, дегустация хорошего каппадокийского сухого вина, живая турецкая музыка, игра на сазе (струнный инструмент) и песни в исполнении Озлера – гостеприимного хозяина пещерной гасиенды – все это никого не оставит равнодушными. Вело 30-35 км.

День 6.  Панорама ущелья Love Valley (Долина любви) – пещерные крепости Учхисар и Ортахисар.

Выезжаем после завтрака. И в этот день мы в полной мере насладимся спусками в каньоны и зрелищными видами Каппадокии (в переводе «страна диких лошадей») Начнем с панорамы марсианских пейзажей котловины Авджилар с городами Гереме и Аваносом. Фотосессия с видовой площадки всемирно известной Долины любви (Вaglidere). Учхисар (переводится, как «три крепости») – следующий выразительный пункт велодня — 60-метровая скала Учхисар, своего рода ориентир: ее видно из многих точек Каппадокии. Мы проезжаем через центр этого города-крепости и держим путь на юг, в деревню Кавак. Это не близкая околица Гереме, это уже типичная турецкая глубинка, не тронутая массовым туризмом. Обед-сухпаек. Грунтовка петляет между виноградниками и садами, где работают семьи фермеров, изобилует короткими спусками и подъемами. Много панорамных и видовых фрагментов дороги. Яркие ощущения испытает велотурист на участке затяжного плавного спуска в селение Ортахисар. Желающие смогут посетить и саму крепость (примерно 2$). Она занимает господствующее положение. С вершины скалы мы полюбуемся каньонами, которые веером расходятся отсюда во все стороны. Ортахисар – центр ковроткачества. Мы побываем на ковровой фабрике по изготовлению ковров из шелка. Увидим весь процесс создания, начиная с вытягивания нити из кокона тутового шелкопряда, до готового продукта.  К ужину возвращаемся в Гереме. Вело 50 км, грунтовка и асфальт.

 

День 7. Полет на воздушном шаре.

В первой половине дня желающие могут отправиться в небольшое, но очень зрелищное путешествие на воздушном шаре (оплачивается самостоятельно, примерно 160$ с чел.). Это может стать одним из самых волнительных и ярких впечатлений вашего путешествия. Полет на воздушном шаре над Каппадокией начинается рано утром и длится несколько часов. В этот же день можем совершить короткую  поездку  в «Долину монахов» Пашабаг.  Те же, кто хочет посвятить больше времени на шопингу, могут остаться в Гереме. Вело 10 км.  Сборы, выезд в аэропорт в Кайсери.

 

полет на воздушном шаре в Каппадокии Kapadokya Balloons Hot air ballooning Cappadocia, Balloon tours Cappadocia Завершение тура по Каппадокии

Смотрите также: детали участия в этом туре

meganom.info


Смотрите также