Езда на велосипеде по тротуарам. Тротуар велосипед


Газон, тротуар и велосипед

Внимание! С 8 апреля 2014 года были внесены существенные изменения в ПДД для велосипедистов, которые разрешили движение в том числе и по тротуарам и пешеходным дорожкам. В приведенной ниже статье рассматриваются особенности движения велосипедистов с учетом старых правил середины 2013 года. Статья сохранена на сайте в ознакомительных целях.

Причины написания этого материала следующие. Давно интересовался велосипедом как видом городского транспорта и правовой стороной этого дела. Сначала просто интересовался без каких-либо конкретных перспектив и намерений. Но жизненная ситуация меняется, пробки становятся все гуще и интерес к велосипеду усиливается.

Многое из данного материала уже рассмотрено в других статьях, обсуждено на форумах, в том числе и на данном сайте [1] ("Газон или не газон: вот в чем вопрос. Часть 1. Что такое газон?"). Но, на мой взгляд, тема это важная, поэтому можно вслед за уважаемыми предыдущими авторами и повториться.

В ПДД ясно сказано, что велосипед – это транспортное средство. Значит, ездить на нем надо по проезжей части дорог, причем с дополнительными ограничениями, т.е. по правой полосе. Ну или по велосипедным дорожкам. По тротуару – ни в коем случае! Ведь это же ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО.

Но велосипедных дорожек я в своем районе с роду не видел, и, думаю, не скоро увижу. А лезть на дорогу, в эту мясорубку на асфальте, но уже не сидя в авто – что-то не хочется. Так что велосипед купить можно, но ездить на нем, если по закону и с соблюдением всех правил, получается, практически негде. (Воскресные заезды вокруг ближайшего скверика не в счет. А официально открытые велодорожки – далеко. Живу в Москве, в периферийном районе, МКАД в двух километрах.)

Итак, велосипед – это ТС. А ТС'ам по тротуару нельзя. А что такое, строго говоря, тротуар?

В ПДД в Общих Положениях, в п.1.2 сказано: "Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном". Вот как, тротуар – это часть ДОРОГИ. Логика очевидно тут такая, что это как отдельная полоса для самых тихоходных и уязвимых участников уличного движения.

Итак, есть тротуары, примыкающие к проезжей части – то есть полосы асфальта, идущие параллельно проезжей части, и, очевидно, как-то отделенные от нее. (Если никак не отделены, то это будет просто проезжая часть большей ширины.)Но есть еще тротуары, отделенные от проезжей части газоном.

А что такое "газон"?

Вопрос совсем не праздный, потому что есть другие темы, связанные с газонами, такие, как запрет парковки на газонах. И они касаются уже не только малочисленных велосипедистов, но и всей армии автомобилистов. И наказания драконовские вообще. Форумы полны историй, как на газонах ловят и штрафуют [2] ("Стоянка на газоне, или протокол "ни о чем"). А определения понятия "газон" в ПДД нет. Никакого. В статье [1] про газоны хорошо подмечено, что это наводит на подозрения, не специально ли такое важное место оставили нераскрытым. В комментариях к данной статье, ч. 1, упоминался ГОСТ 28329-89, п.38, и там дано определение газона. Но высказывается мнение, что ГОСТ – это как справочная информация и силы не имеет.

В статье [1] дается как пример официальное определение газона, только для московской области, из Закона Московской области от 29 ноября 2005 года N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области", и автор рекомендует искать в соответствующем направлении для своих регионов.

Согласно этой рекомендации я провел свой небольшой поиск. Как отправную точку для запросов в поисковике я взял слово "озеленение". Нашлось следующее.

Оказывается, есть Генплан города Москвы и соответствующий Закон города Москвы от 27 апреля 2005г. №14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)" и еще с полдесятка постановлений и актов московского правительства, согласно которым к Генплану должно быть составлено приложение, а именно Генеральная схема озеленения города Москвы на период до 2020 года.

И есть учреждение ГУП "НИиПИ Генплана Москвы, которое должно составить эту Генеральную схему озеленения. Эта схема была составлена и утверждена Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2007 №996-ПП. Текст этой схемы приведен как Приложение 1 к этому Постановлению 996-ПП от 13.11.2007. В нем указываются "критерии оценки и присвоения категорий объектам озеленения...", то есть разъяснения, что есть что в озеленении, сформулированные четко и юридически корректно.

Идем дальше. Сами эти критерии приведены как Приложение 7 к тому же постановлению 996-ПП от 13.11.2007. В Приложении 7 сказано следующее: есть "объекты озеленения ограниченного пользования - озелененные территории ограниченного пользования (озелененные территории лечебных, детских, учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов), (в соответствии с ГОСТом 28329-89 "Озеленение городов. Термины и определения")."

Объекты озеленения жилых кварталов – туда входят и газоны, очевидно. В Приложении 7 п. 4 такие объекты классифицируются как "объекты озеленения 3-й категории". Есть еще п. 1.7 про объекты озеленения 1-й категории, к которым относятся "Объекты озеленения в границах красных линий магистралей общегородского значения 1-го и 2-го класса в соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 21 марта 2006 г. N 199-ПП "О корректировке границ объекта природного комплекса N 646 Центрального административного округа"". В красных границах магистралей – это наверно и про газоны между проезжими частями и тротуарами.

Правда, 199-ПП уже утратило силу, но это в принципе дела не меняет. Все эти определения объектов озеленения и на дорогах, и в жилых районах официально используют определения, заданные в уже известном ГОСТ 28329-89 "Озеленение городов. Термины и определения". И ссылка на этот ГОСТ прямо содержится в Приложении 7 к Постановлению 996-ПП от 13.11.2007. То есть этот ГОСТ – никакая не справочная информация, а самый что ни на есть действующий документ.

Открываем ГОСТ, и в п.38 действительно видим:

Газон – травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции.

И, стало быть, для Москвы это официальное определение понятия "газон". На него ссылается ЗАКОН Москвы и Генплан (пусть даже через приложения к постановлениям, приложения к приложениям, и т. д.).

Уважаемые коллеги и заинтересованные граждане, пожалуйста, если вы все-таки заметили в цепочке моих рассуждений и поисков какой-либо разрыв, нестыковку – пожалуйста, дайте знать. Это очень важно, но если найденное определение газона действительно юридически правомерно – это многое дает.

Проанализируем это определение. Во-первых, газон – это трава. А это значит, что если нет травы, то это не газон.

Во-вторых, газон – это травяной покров. Покров – это когда растет густо, то есть расстояние между растениями меньше, чем их высота, например. Так что одинокая травинка среди гравия – это не газон.

В-третьих, газон – это результат посева. Если растут сорняки сами по себе – это не газон. Тут позиция, конечно, послабее, чем предыдущие две, немногие так разбираются в ботанике, чтобы отличить посеянную траву от выросшей по своей инициативе. Ключевым моментом здесь может быть документ, свидетельствующий о проведении посадочных работ именно на этом клочке земли. А в нашей замечательной муниципальной системе такой документ непросто найти. А нет документа, справки, наряда или хоть чего-нибудь – это не газон.

Ну и в-четвертых, семена должны быть специально подобраны. Кто их подбирал? Когда? В чем их специальность? Пожалуйста, покажите, докажите документально. А пока такого документа нет – это не газон.

Конечно, позиции со второй по четвертую слабоваты. Администрация, если ЕЙ надо, и справку сделает, и наряд на посевные работы найдет, да хоть задним числом выпишут, для них же это не проблема. Но это не так важно, поскольку данные позиции, данные части определения действуют вместе с первой. Действительно, пусть хоть три раза сеяли, но ничего не взошло (не поливали), или взошло и исчезло (засыпали гравием, закатали асфальтом) – нет травы, нет и газона. Пусть хоть академики специально семена подбирали – нет травы, нет и газона. Точка.

Не проходят и заявления "а тут всегда был газон (или когда-то был или будет)". Да пусть хоть тысячу лет был, а сегодня нет травы – все, нет газона.

Еще один интереснейший момент – зима. (А в ГОСТ'е про времена года ничего не говорится.) Снегом засыпало – нет травы. Нет травы – нет газона.

Пожалуйста, опровергните. Где тут в этих логических цепочках пропуск, изъян, нестыковка?

А ведь получается, что в Москве зимой просто нет газонов вообще. Каково? (Любому обывателю конечно же понятно, что зимой газонов нет, исходя из соображений здравого смысла. А вот то, что они исчезают в ЮРИДИЧЕСКОМ плане – вот это важно.)

Ничего не сказано в ГОСТ'овском определении и об обязательной форме газона, его границах и т. д.

Вот делали газон на некотором участке, например, прямоугольной формы. Но в одном углу недосеяли, или еще почему-нибудь трава не выросла. Значит, там, где голая земля – там не газон. И этот угол участка можно занимать, парковаться.

Вот хороший пример – история [2], целая эпопея. И удачно закончилась. А ситуация очень наглядная. Сбоку от проезжей части нашелся кусок голой земли, без травы. Да это же настоящая обочина. И при необходимости, в случае аварии, водитель не только может, но и должен поставить туда машину, убрать ее с проезжей части. Вот на какую ширину от асфальта нет травы, на такую и заезжай и ставь. Получается так. А что дальше кругом трава и, может быть, действительно искусственно посеяна, т. е. это настоящий газон – не проблема. На траву не заехал и всё, никаких претензий к водителю.

Так что, по-моему, этот ГОСТ – хорошее, сильное средство для противодействия произволу.

Здесь хочу сделать другое предложение, если так можно выразиться, призвать обратно к здравому смыслу. Есть, как говорится, дух закона и есть буква закона. В данном случае буква закона - найденные формальные определения и ссылки, могут дать дополнительное средство борьбы за свои интересы. Но все же есть и дух закона - здравая, в общем, идея, что не надо губить зелень. Поэтому предлагаю так: если придираются и норовят содрать мзду или свой план по галкам-палкам выполнить, тогда следует отбиваться всеми возможными мерами, давить на все эти заумные ссылки, требовать от обвинителей все эти бюрократические справки. Но самим все-таки не быть жлобами и не лезть колесами на газоны и вообще на траву, неважно специально она посеяна или сама выросла. И еще, весной ну видно же, где действительно сеяли, торф новый навозили, но всходит не сразу – пожалуйста, не надо туда ставить, подождите месяц до лета. Дайте взойти.

Не взошло – ну тогда можно занимать, до следующего года.

Теперь хочу вернуться к тротуарам. С тротуарами, примыкающими к проезжей части, все четко и зимой и летом. А вот тротуары, ОТДЕЛЕННЫЕ ГАЗОНОМ – теперь это уже более интересно. Здесь тот же принцип: если на полосе земли между боковой полосой асфальта и проезжей частью нет травы (по любым причинам, включая зиму), то это не газон, а если нет газона, то эта полоса асфальта – не тротуар! И всё строго по Правилам Дорожного Движения: к проезжей части не примыкает, отделена не газоном – не тротуар.

А раз не тротуар – ну, значит, на велосипеде можно ехать. И на мопеде.

А если ширина позволяет, и нет знака пешеходной или велосипедной дорожки, то, в общем, уже нет законных препятствий и для автомобилей. Вот как получается.

Еще несколько интересных соображений относительно тротуаров. Рассмотрим такую дорогу: проезжая часть (две полосы туда-сюда), рядом на возвышении трамвайные пути туда-сюда, за ними боковая полоса асфальта (там любят ходить пешеходы). А дальше дома или сквер (не дорога). Вопрос: эта боковая полоса асфальта – тротуар или нет?

По-моему, ответ "нет". Она примыкает к выделенным трамвайным путям, а, как сказано в ПДД, "Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств". Следовательно, эта боковая полоса асфальта к проезжей части не примыкает и отделена от нее не газоном, а железными рельсами. Значит, это не тротуар. Знака пешеходной дорожки там нет, так что, в принципе, это просто еще одна проезжая часть, и там могут ездить и автомобили. Ну, велосипеды-то точно могут.

А зимой, как выясняется, газоны исчезают, и тогда все тротуары, которые были ими отделены, теряют статус тротуаров. И можно ездить. (На велосипеде, правда, зимой особо сам не поездишь, но это уже другая проблема.)

Другой интересный вопрос, а сколько тротуаров вообще может быть у дороги? Опять же, по четкому определению ПДД, только по одному с каждой стороны, т. е. всего два.

Почему по одному с каждой стороны? Рассмотрим дорогу с проезжей частью. Пусть рядом идет примыкающий тротуар или тротуар, отделенный газоном. Еще дальше, например, пусть идет еще газон или бордюр, или ограда, а за ним еще боковая полоса асфальта. Вот эта вторая от проезжей части, боковая полоса асфальта, по определению не может быть тротуаром. Она не примыкает к проезжей части и отделена от нее не газоном, а самим первым тротуаром. Поэтому только первая боковая полоса, ближайшая к проезжей части, может быть тротуаром, а вторая (и все остальные параллельные боковые полосы) – не могут быть ее тротуарами никогда. И там, опять же, если нет знака пешеходной дорожки, можно ездить велосипедам и мопедам на законных основаниях.

И, как выясняется на практике, таких боковых полос, дополнительных проезжих частей в каждом районе немало, и они зачастую пересекаются, и образуют свою, почти непрерывную, сеть.

Иногда они все заканчиваются, например, перед мостом. Мост проходит над рекой или железной дорогой, перед которой прекращаются все боковые проезжие части, и по мосту проходит только основная проезжая часть и тротуары (как правило, непосредственно примыкающие). У велосипедиста есть выбор – можно, как все ТС, проехать мост по проезжей части. А можно слезть, и перевести велосипед через мост по тротуару, самому шагая пешком.

В ПДД, в том же разделе 1.2, сказано, что ведущие велосипед или мопед лица приравниваются к пешеходам. Есть про это хорошая статья ("ПДД для велосипедистов") [3]. Так что выбор ваш, можно потратить немного больше времени, но преодолеть критический участок пути безопасно.То же самое относится и к большим улицам – их можно пересекать, ведя велосипед по пешеходному переходу. А потом садиться и ехать дальше по боковым полосам и проезжим частям более тихих улиц.

И, конечно, есть еще жилые зоны и дворы. Там есть свои дороги и тротуары. И принципы определения "тротуар-не тротуар" там такие же, и "газон-не газон". Только здесь для велосипедистов это менее критично, поскольку во дворах все же не такая мясорубка на асфальте, как на улицах, и можно относительно безопасно ездить по проезжей части дорог между домами. И, кстати, зачастую дороги из дворов выходят не напрямую на проезжую часть большой улицы, а пересекаются с уже упоминавшимися уличными боковыми полосами-не тротуарами.

При езде во дворах (жилых зонах) действуют свои правила, не более 20 км/час, пешеходы имеют право ходить по проезжей части и имеют преимущество при движении. И на эту тему есть хорошие статьи ("Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории") [4]. Велосипедистам соблюсти эти правила легко.

Есть еще ограничение, запрет на сквозной проезд. Но, если движение было прервано, например, велосипедист сошел на землю, а затем снова поехал, то это уже сквозным проездом не считается. А чтобы проехать обычный московский двор, велосипедисту часто такие перерывы-пересадки приходится делать волей-неволей, иногда и не раз, и не два.

В общем, как оказывается, не все так плохо и безнадежно, как может показаться на первый взгляд. И, если внимательно присмотреться, в каждом районе, пусть даже не оборудованном красиво размеченными специальными велосипедными дорожками, все равно есть где проехать на велосипеде, при этом ни разу не выезжая на проезжую часть больших улиц и формально соблюдая ПДД.

Список ссылок на используемые материалы[1] – http://pddmaster.ru/pdd/gazon-ili-ne-gazon-vot-v-chem-vopros-chast-1-chto-takoe-gazon.html "Что такое газон", Юлия 27.01.2012[2] – http://forums.drom.ru/law/t1151215878.html "Стоянка на газоне, или протокол "ни о чем"[3] – http://pddmaster.ru/pdd/pdd-dlya-velosipedistov.html "Правила для велосипедистов", Максим Калашников, 04.02.2012[4] – http://pddmaster.ru/pdd/pravila-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-zhiloj-zony-i-dvorovoj-territorii.html "Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории", Максим Калашников, 25.12.2012

Комментарии к статье принимаются на форуме pddclub.ru в теме "Газон, тротуар и велосипед".

pddmaster.ru

да или нет? – #velonation

В Москве мало велодорожек, зато людей на велосипедах — с каждым годом все больше. Как быть, если на проезжей части страшные машины, а на тротуаре — недовольные пешеходы?

В прошлые выходные в Москве прошёл ночной велопарад. У таких мероприятий всегда много критиков, и это нормально. Есть даже мнение, что критика со стороны автомобилистов — это хороший знак, сигнализирующий, что велотранспорт набирает силу. Но есть и по-настоящему плохие новости: среди недовольных в этот раз было много пешеходов, которым не понравилось, что многие участники велопарада выезжали на тротуар и вели там себя по-хозяйски.

Велосипеды на тротуаре — это не проблема велопарада. Велопарад, за счёт своего масштаба, показывает проблему, которая существует и в обычные дни. С каждым годом в Москве и других крупных городах всё больше людей на велосипедах, и с каждым годом всё больше велосипедов на тротуарах. В вечерние часы пик некоторые тротуары выглядят как велодорожки. Чем уже тротуар, тем это заметнее. Прекрасно, что люди используют велосипед как транспорт. Плохо, что они ездят там, где транспорту вообще-то не место.

Правила дорожного движения разрешают велосипедам ездить на тротуаре в качестве крайней меры — когда нет возможности ехать по велодорожке, по проезжей части или по обочине. Правда, сформулировано это так, что каждый трактует правило как умеет и как ему удобно.

ПДД для велосипедистов 

Люди выезжают на тротуар не от хорошей жизни. Их гонит туда отсутствие велоинфрастуктуры и страх перед автомобильным движением. Машины в России ездят гораздо быстрее, чем в большинстве европейских стран, где их скорость ограничена 30-50 км/ч. Хотя и в Европе есть места, где люди часто выезжают на велосипеде на тротуар. Например, в Милане, где много узких улиц, вымощенных булыжником, с активным автомобильным движением и к тому же с трамвайными путями. Многие в такой ситуации решают, что проще и безопасней ехать по тротуару. То есть, мотивация у миланцев примерно такая же. Но есть одна принципиальная разница.

На велосипеде по тротуару. Милан.

Миланский велосипедист на тротуаре — это, как правило, человек на велосипеде с прямой посадкой, одетый в обычную одежду и движущийся со скоростью 10-15 км/ч. С большой вероятностью это женщина или пенсионер. Короче говоря, миланский велосипедист отличается от среднестатистического миланца лишь наличием велосипеда и воспринимается пешеходами как свой. Отечественный велосипедист на тротуаре — это, с большой вероятностью, молодой мужчина крепкого сложения, на горном велосипеде и частично в спортивной экипировке, который едет на скорости куда больше 10-15 км/ч. Внешне он сильно отличается от пешеходов и поэтому воспринимается как чужак и захватчик. Особенно, если он скачет на велосипеде по бордюрам и маневрирует в толпе, попугивая людей звонком. На фоне таких персонажей люди, которые едут по тротуару спокойно и соблюдают приличия, чувствуют, что они молодцы и все делают правильно.

Велосипед на тротуаре. Петербург. Фото: kopetskiy

Общественная дискуссия о безопасности крутится в основном вокруг спешивания на переходе и шлемов.

Человеку, который решил впервые воспользоваться велосипедом в транспортных целях, сложно найти проверенную и понятную информацию о том, как правильно и безопасно передвигаться на велосипеде по проезжей части. Департамент транспорта Москвы с удовольствием развешивает вдоль велодорожек таблички с призывом спешиваться на переходе и выпускает странные постеры об обязательном ношении велоперчаток. Общественная дискуссия о безопасности тоже крутится в основном вокруг спешивания и шлемов. Всё это очень увлекательно, но не слишком полезно. Ни шлем, ни его отсутствие, ни спешивания, ни даже чудодейственные перчатки никак не помогут разобраться во множестве вопросов, которые обязательно возникнут у человека, впервые вырулившего на велосипеде на проезжую часть. Если ему не повезёт найти толкового советчика, то он, скорее всего, пойдёт по пути наименьшего сопротивления — будет ездить по тротуару везде и всегда. Даже на полупустых улицах и там, где машин вообще нет. Некоторые продолжают ехать по тротуару даже там, где есть велодорожки. Видимо, это сила привычки.

Департамент транспорта Москвы настаивает на обязательном ношении перчаток.

Сторонники тротуарной езды считают, что если её запретить, количество велосипедистов в городе сразу резко сократится. А если велосипедистов мало, то зачем и для кого строить велодорожки? Заучит логично. С другой стороны, массовое движение по тротуарам превращает велосипедистов в нарушителей общественного спокойствия. Вряд ли это тоже поможет развитию велоинфрастуктуры.

Велосипеды надо потихоньку переводить с тротуаров на проезжую часть — иначе через год-другой тротуары (точнее, люди, которые там ходят) просто не выдержат. Самый эффективный способ решить проблему с тротуарами — построить в городе разветвлённую велоинфраструктуру, но пока нет никаких причин на это надеятся. Чиновники продолжают с гордостью рассказывать, что в Москве уже построено двести км велодорожек и в 2017 году они построят нам ещё пятнадцать.

Пример Милана и некоторых других городов показывает, что при определенных условиях велосипеды и пешеходы могут жить дружно. В то же время вокруг полно людей, которые ездят по тротуару даже там, где в этом нет никакой необходимости — просто потому, что им просто не хватает навыков. #velonation будет это исправлять — слежите за нашими публикациями. Чтобы решить проблему, нужно сначала её признать.

Like this:

Like Loading...

velonation.net

Велосипед, тротуар и газон

Современные условия движения на дорогах и улицах городов настолько интенсивные, а скорости такие высокие, что огромное значение имеет взаимодействие транспортных средств, в частности автомобилей и велосипедов. Как известно, чтобы ездить на велосипеде, обучение вождению не проходят, тем не менее, велосипедисту нужно знать и понимать все правила дорожного движения.

Безопасность для велосипедиста

Инструкторы по вождению подсказали нам, что велосипед считается транспортным средством, поэтому его часто можно увидеть непосредственно в потоке машин. Велосипедист занимает очень малую часть дороги, если сравнивать с авто, но это не обеспечивает ему достаточной безопасности.

Если вы хоть раз ездили на двухколесном «коне», то знаете, что это не так-то просто. На нем очень трудно держать прямолинейное направление, особенно при замедлении движения, ведь для удержания равновесия требуются повороты рулем вправо и влево. Как говорят специалисты, для этого необходимо пространство шириной как минимум полметра. Несмотря на сравнительно небольшую скорость, велосипедист может быстро перемещаться по дороге, а это бывает полной неожиданностью для автомобилистов.

Даже тренированный и опытный велосипедист никогда не чувствует себя в безопасности ни на городской дороге, ни на загородном шоссе.

Положение усугубляется еще одним фактором: велосипедист при столкновении или падении ничем не защищен от удара. Ну а для пешеходов велосипед — это довольно известная опасность.

Что говорит статистика?

По данным ГИБДД, велосипедист подвергается риску попасть в ДТП на дороге в пять раз больше, чем водитель машины.

Анализируя несчастные случаи, которые произошли с участием велосипедистов, специалисты пришли к интересному выводу, что большинство ДТП происходит из-за явного пренебрежения «водителями» велосипедов основными правилами ПДД:

  • требованиями к маневрированию на трассе,
  • правом преимущественного движения и поворота другого транспорта,
  • своевременной подачей различных предупреждающих сигналов,
  • требованиями дорожной разметки и знаков,
  • требованиями сигналов светофора.

Именно поэтому велосипедисты должны четко знать абсолютно все ПДД, что часто не выполняется. Именно ПДД является единым нормативным документом для всех участников дорожного движения: для водителей авто, пешеходов и, конечно же, велосипедистов.

Где можно ездить на велосипеде?

Как было сказано выше, велосипед — это транспортное средство, что дает ему право ездить по проезжей части, однако здесь есть некоторые ограничения. Велосипедисту разрешено двигаться лишь по правой полосе (но не полосе для общественного транспорта), по велосипедным дорожкам или же по обочине. По тротуару, как гласят правила, нельзя, но ведь это тоже часть дороги, поэтому большинство велосипедистов предпочитают ездить именно по ним.

Возникает еще один вопрос: где найти велосипедные дорожки. Ни для кого не секрет, что таковых в городах нашей необъятной родины практически нет.

Остаются газоны, которые столь часто пользуются автолюбители в качестве парковок, что в принципе неправильно. Но с определением газона вообще все сложно и понять, где есть газон, а где его нет — не реально.

Велосипедист-пешеход

У велосипедиста есть уникальное свойство: он может быстро менять свое состояние из водителя в пешехода, чем с удовольствием пользуется большинство.

На правах пешехода велосипедист может передвигаться по дорожкам парка или по тротуарам, по подземным и надземным пешеходным переходам. Двигаться по тротуарам относительно безопасно, и для этого требуется минимальное знание ПДД. Если возраст велосипедиста менее 14 лет, то так называемый пешеходный способ езды считается единственно возможным и наиболее безопасным.

Опасности на тротуаре

Основной проблемой при пешеходном способе езды является необходимость постоянно прыгать на бордюры и обратно, например, перед въездом во двор или перед каждым перекрестком. Если подобные прыжки приходится делать через каждые сто метров, то такой стиль быстро утомляет.

А вот главная опасность при движении по тротуарам исходит, как это ни странно, от пешеходов, которые часто ведут себя просто непредсказуемо, к примеру, нетрезвые люди, дети, пешеходы преклонного возраста. Более того, на дороге могут оказаться такие предметы, как бутылка, игрушка, кукольная коляска и т.д.

Автомобиль, который заезжает во двор или выезжает из него, также представляет серьезную опасность. Согласно ПДД, автомобилисты в этом случае обязаны пропустить велосипед, но на практике это правило соблюдают далеко не все. Иногда водитель не замечает велосипедиста из-за дерева или припаркованной машины. Поэтому при въезде во двор рекомендуется всегда снижать скорость, дабы не попасть под колеса автомобиля.

И еще одна опасность — резко и неожиданно открывшаяся дверь недвигающегося авто. Как правило, у водителей постепенно вырабатывается правило: перед тем, как открыть дверь, убедиться, что сзади никто не приближается, то есть просто посмотреть назад. А вот у пассажиров такого инстинкта в большинстве случаев нет. В этом случае правило для велосипедистов будет следующим: приближаясь к припаркованной машине, лучше объехать ее на некотором расстоянии.

И еще раз про тротуары…

Если велосипедист находится на тротуаре, то это нарушение ПДД, ведь велосипед приравнивается к автомобилю. Но где же ездить несовершеннолетним на велосипеде, если на дороге не очень безопасно?

Как правило, сотрудники ДПС не обращают внимания на «водителей» велосипедов, едущих по тротуару, так как в большинстве случаев это единственное безопасное место. Однако помните, что преимущество при движении по тротуару всегда остается за пешеходом.

Видеоматериал о правилах для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта onairs.ru

spokoino.ru

Езда на велосипеде по тротуарам

Когда вы едете на велосипеде по тротуару, вы нарушаете Правила Дорожного Движения, которые запрещают здесь движение транспортных средств, велосипед по тем же ПДД является транспортным средством. При движении по тротуару велосипед с юридической точки зрения ничем не отличается от автомобиля, который движется по тротуару и ответственность за это нарушение одинаковая для обоих водителей.

Но как говорят в Одессе — это две большие разницы. Сотрудники ГАИ вообще не обращают внимания на подобные нарушения велосипедистов, скорей всего у них много другой работы. К тому же пешеходов, нарушающих ПДД в сотни раз больше и там бы им было, где разгуляться, но они пылают нескрываемой любовью только к автомобилистам.

Учитывая, что массовое строительство велосипедных дорожек в ближайшем будущем у нас не предвидится, то велосипедистам ещё долго придётся выбирать, где проложить свой маршрут — по дороге или по тротуару. Самое интересное, что на тротуаре по сравнению с проезжей частью велосипедист находится в большей безопасности.

Особенно это относится к людям не имеющим большого опыта езды на велосипеде и к детям до 14 лет. Но здесь уже пешеходы находятся в проигрыше и подвергаются опасности со стороны велосипеда, особенно дети, пожилые люди и мамы с колясками и люди в состоянии алкогольного опьянения.

Особенности езды на велосипеде по тротуарам

Особенностью езды на велосипеде по тротуарам является необходимость прыгать с бордюра и заезжать на него обратно в местах перекрёстков и заездов во дворы. Это приходится делать довольно часто, поэтому такая езда может быстро надоесть. Большой опасностью в месте пересечения тротуара и проезжей части может стать автомобиль, поворачивающий с основной дороги на второстепенную или во двор.

Водитель автомобиля может не заметить велосипедиста из-за того, что психологически готов скорее увидеть пешехода, чем человека на велосипеде или не рассчитать дистанцию, потому что скорость велосипеда как минимум в два-три раза выше скорости пешехода.

Самое главное помнить: когда вы едете на велосипеде по тротуару, вы находитесь не на своей территории и необходимо вести себя осторожно и действовать соответственно ситуации. Если уж нарушать правила, то всегда помнить о том, что вы их нарушили.

Также читать на эту тему:

За что водители автомобилей не любят велосипедистов. Знаете почему и за что водители автомобилей не любят  велосипедистов? Они нас не любят ещё больше, чем своих коллег водителей на которых кричат в разных ситуациях на дороге…

Предупреждение аварийных ситуаций при езде на велосипеде. Ситуация 1. Автомобиль двигается на зелёный свет и на перекрёстке намерен повернуть направо. Велосипедист двигается прямо и водитель, даже если и видел велосипедиста при обгоне, то мог забыть про него, сосредоточив своё внимание на перекрёстке…

Правила дорожного движения для велосипедистов. Требования для водителей мопедов или велосипедов…

Загрязнение воздуха и езда на велосипеде. Что мы вдыхаем при езде на велосипеде по городу…

Дороги для велосипедистов. Давно уже определены и систематизированы термины, которые дают характеристику дорог, по которым передвигаются велосипедисты. Существует общий термин велодорога – это…

velomasterclass.ru

Газон, тротуар и велосипед

Как я понимаю, дело в следующем.Есть в ПДД серьезные ограничения на езду на велосипеде, по тротуарам низзя и т. д. Я нашел несколько зацепок в тексте ПДД, немного сужающих понятие тротуара, и, соответственно, немного расширяющих возможности для велосипедистов. Тут бы, казалось, от велосипедистов должны были посыпаться благодарности. (Ну, не посыпаться, так как зацепки действительно сложноваты, и поэтому слабоваты. Но хоть на немного поддержки и одобрения вроде можно было рассчитывать.) Ан нет, всё как раз наоборот, коллеги недовольны и раздражены.А почему?Да потому, что какие-то небольшие расширения им ни к чему. Подачки мелкие их оскорбляют. Они привыкли ездить по тротуарам, и собираются ездить дальше. А вот то, что по ходу разговора кто-то им всё время занудно напоминает, что формально они нарушают – это раздражает.Разве не так?

Я не чинуша там какой нибудь, ни запрещать кому-либо что-либо, ни критиковать коллег за нарушения я не намерен. И ни в одном посте этого не допускал. Но раз открыли эту ветку с такой темой – без называния вещей своими именами не обойтись. Где в тексте ПДД написано «запрещено», и кто по-русски читать умеет, там «разрешено» не прочтет при всем желании.

Каждый делает свой выбор сам – бороться за устранение бестолковых статей из ПДД, или просто наплевать на них вообще и ездить «по справедливости», то есть как самому удобно.Но, мне кажется, если уж человек принял решение нарушить правило, то он способен отдать себе отчет, ЗНАТЬ, что именно он нарушает. И если человек нормальный, адекватный, это ЗНАНИЕ не будет вызывать никаких эмоций, всё трезво и расчетливо. Без раздражения.

Вообще, хочу обратить внимание на название самого сайта и форума, где мы тут сейчас находимся, ПДД МАСТЕР и ПДД КЛУБ, то бишь посвященных изначально, по идее, обсуждению и изучению, разбору по косточкам, этих самых Правил Дорожного Движения. А ПДД – это же один из законов, причем один из самых часто применимых, имеющих касательство ко всем поголовно. Но в предыдущих постах коллег содержатся тезисы «законы у нас не работают», «мы не можем жить по законам», и «так было, и так будет». Да еще и жирным шрифтом выделено. Зачем же тогда на этот сайт вообще заходить? Нелогично как-то.

По замечаниям в предыдущем посте.1. «Я не спрашиваю, я предлагаю (вернее даже утрирую)». Я догадался, что это предложение, хотя там у servit' а ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ знак. Утрирование, наверно, можно было бы уловить по интонации, но html интонаций не передает. Так что замечание неправомерно

2. «Не путайте «управление» с «управлением при движении по дорогам» ». Я и не путаю. Управлять велосипедом при движении по дорогам до 14 запрещено. А «управлять-не-по-дорогам», то бишь кататься на велосипеде по стадионам, скверам, дворам, полям и лесам – пожалуйста, катайтесь вволю, в любом возрасте. Именно это я и писал, с 3 по 5 абзацы моего предыдущего поста

3. «И что, мне каждый день возить ребенка за несколько километров до этого места? Да и мой автомобиль не приспособлен для перевозки велосипеда». Да не возите, я же говорю уже в который раз: считаете, что можно Вашему ребенку кататься по тротуару – разрешайте. Это Ваше решение, Ваш выбор. Я тут ни при чем. (А уж если по тротуару, то, конечно же, глупо куда-то ещё тащиться, тротуар перед домом такой же, как и везде.)

4. «Есть песочницы, но там неудобно на велике кататься. А если и есть (детские площадки), то не в нашем дворе». Опять же, считаете, что ребенку надо кататься, и считаете, что можно по тротуару – см. предыдущий пункт.

5. «Такие дворы (с детскими площадками) в районах «новых русских», и они огорожены забором.» Ну, тут тема о капитализме в РФ. О бедных и богатых. Не хочется сильно погружаться, но раз коллега затронул – придется.Судя по интонации, Вы недовольны тем, что у местных богатеев есть детские площадки, а у остальных нет. И что богатеи кучкуются в свои особые районы, и отгораживаются забором. И что? Вы с этим боретесь? Состоите в КПРФ? Ну хоть в ЛДПР?Не боретесь, как и с бестолковыми статьями в ПДД, потому что считаете – это долго, скучно, муторно и нет гарантий успеха... Ну тогда, по Вашей же идее, может, наплевать на эти ограничения, и пойти кататься на этой замечательных детской площадке просто так, безо всякой борьбы?Жаль только, что эта идея, эта аналогия здесь не проходит. И забор этот ново-русский, и охрану с собаками так просто не проигнорируешь, как какой-то раздел в ПДД. Печально.Прокол тут выходит, в рассуждениях «о вольной России» «с широкими плечами». На правила легко плевать до тех пор, пока ГИБДД смотрит сквозь пальцы, пока не до велосипедистов им.Так что, может быть, пока они не очнулись, и не начали драконить и велосипедистов, сейчас, заранее, в ПДД все же внести, пробить желаемые изменения? Вот sclar идею подал, приравнять езду на велосипеде по тротуарам к езде по дороге в жилой зоне? А почему бы и нет? Да, предлагать и пробивать затея долгая, но, наверно, попроще будет, чем капитализм свергнуть? И это будет типа разминки перед настоящим, большим делом?А можно и не суетиться. И кататься по тротуару перед домом. Опять же выбор Ваш.

6. «Не путайте большие города с провинцией». Как тут не запутаться? Вот Челябинск: город не столичный, значит провинция. И при этом большой, прямо-таки громадный. И что?Вот Ваш, уважаемый servit, город, судя по всему, большой. Действительно, от Вашего дома до ближайшей улицы с тихой боковой полосой – несколько километров, как Вы пишете, и всё забито домами, проезжими частями с большим движением, газонами, сплошь, ни одной полоски свободной, чтобы велосипедисту прокатиться безопасно и не нарушив ПДД. Так что, Ваш город – провинция или нет? В провинции-то, по моему, велосипедистам как раз больше места для езды, поскольку тротуаров там меньше. И лес, и поле ближе. Вы-то как думаете?

7. «многие считают, что за МКАД жизни нет». Я не понял, Вы-то сами как считаете?Если вернуться к Вашему замечанию о новых русских, то они в Москве-то внутри МКАД не живут, а по большей части в коттеджах как раз за МКАД. И там, в своих имениях и коттеджных поселках, огороженных заборами, катаются на велосипедах в свое удовольствие. Ну и что делать? См. предыдущее замечание №5.

Я вот живу в районе хрущобном, их сейчас постепенно ломают, внутри МКАД. На первый взгляд казалось, что на велосипеде тоже негде кататься. А присмотрелся, кое-где можно. Я статью и написал.А если где-то жизни нет, то, наверно, не до велосипедов вообще. Зачем тогда в эту тему, в эту ветку про тротуары и газоны заходить?

Всем успехов

pddclub.ru


Смотрите также