Травмы маленьких велосипедистов. Повреждение велосипеда


Езда на велосипеде и возможные травмы

Езда на велосипеде и возможные травмы.

Я честно пытался приобщиться к велоспорту. В нашей больнице есть группа врачей, которые серьезно увлекаются этим делом и часто совершают групповые велосипедные прогулки. Некоторые из них — продвинутые велосипедисты, а один, немец по происхождению, в молодости даже выступал за сборную Германии. Именно они пригласили меня на ту злосчастную велопрогулку, когда я сломал себе запястье.

Вместе с ростом популярности велоспорта, шоссейного и горного велотуризма увеличивается и количество связанных с ними травм. Декалзи и его коллеги, изложившие результаты своего исследования в журнале Orthopedics за апрель 2013 года, изучили эпидемиологию травм в лос-анджелесской команде по шоссейным велогонкам. Авторы также проанализировали имеющиеся данные по спортивному травматизму.

В анкетах, разосланных по электронной почте почти 300 спортсменам, содержались вопросы, касавшиеся следующих показателей: продолжительность занятий велоспортом, наезженный километраж, количество тренировок и соревнований, травмы. Процент ответивших был низким: анкету заполнили всего 29 человек (10% от числа получивших). В общей сложности эти 29 спортсменов сообщили о 121 травме, что составило в среднем 4,2 травмы на человека2. Эти результаты необходимо рассматривать с учетом ограниченного характера данного исследования. Из-за небольшого процента ответов результаты могут быть искажены вследствие ошибки выборки и не отражать реальной ситуации в спортивном клубе в целом. Кроме того, их трудно сравнить с результатами других исследований. Тем не менее обнаруженный высокий уровень травматизма — в среднем более четырех случаев травм на спортсмена при средней продолжительности занятий велоспортом 14 лет3 — согласуется с результатами, полученными другими исследователями.

В своей статье Декалзи и соавторы приводят статистику велосипедных травм. По данным американской Комиссии по безопасности потребительской продукции, в 2009 году американцы получили около 554 000 велосипедных травм. Среди детей эта цифра составила 300 000 травм, из которых 15 000 случаев потребовали госпитализации4. Таким образом, езда на велосипеде является одним из самых травматичных любительских видов спорта5. Травмы варьируются от незначительных (ссадины и раны в результате падения) до очень серьезных, особенно при столкновениях на высокой скорости (тяжелые черепно-мозговые травмы, множественные травмы и даже смерть). Также распространены хронические нетравматические повреждения, вызванные перегрузкой и положением велосипедиста во время езды. Тендиниты, мышечные и суставные боли — распространенные проблемы, связанные с повторяющимся характером движений. Компрессионная невропатия срединных и локтевых нервов в руках и половых нервов в паховой области обусловлена положением тела во время езды на велосипеде, а еще одна типичная проблема — боли в шейном отделе позвоночника — связана с тем, что велосипедист вынужден все время вытягивать шею, чтобы смотреть вперед.

По данным исследований, в одном только 2000 году в США на лечение велосипедных травм, полученных в результате несчастных случаев, было потрачено около $8 млрд.6 В своем исследовании Конн и его коллеги подсчитали, какое количество травм, требующих врачебной помощи, приходится на каждую тысячу человек, занимающихся основными любительскими видами спорта7. Велоспорт оказался на втором месте с показателем 2,6 травмы на тысячу человек, уступив только баскетболу (3,9 травмы на тысячу человек).

Велоспорт во многих отношениях полезен для физического и психологического здоровья человека, но, как любой спорт, сопровождается риском. Высокие скорости, неровные или жесткие поверхности, используемые для езды, а также недостаточная защита тела велосипедиста создают множество потенциальных возможностей для травм. Давайте более детально рассмотрим некоторые из них.

Несмотря на то что я был прекрасно осведомлен обо всех этих рисках, я предпринял попытку приобщиться к велоспорту. Я купил себе хороший велосипед — высокотехнологичное детище известной фирмы Trek, с алюминиевой рамой и множеством скоростей. Переключатель скоростей (устройство, перебрасывающее велосипедную цепь на нужную звездочку) был встроен в рукоятку тормоза на руле — я даже не знал о существовании подобных моделей, так как все мое знакомство с велосипедами ограничивалось тяжелыми доисторическими механизмами, существовавшими во времена моей молодости. Я приобрел велосипед в специализированном магазине, принадлежащем бывшему профессиональному велогонщику. Прежде всего меня измерили всеми возможными способами (никогда бы не подумал, что с человеческого тела можно снять столько мерок), а потом заказали мне велосипед, подходящий конкретно под мои параметры. Высота и наклон сиденья и руля были отрегулированы таким образом, чтобы обеспечить оптимальное положение моего тела во время езды.

Хотя я потратил абсурдную, по моим представлениям, сумму, оказалось, что я приобрел заурядный дорожный велосипед. Итальянские модели с карбоновыми рамами продавались за пятизначные суммы — за такие деньги вполне можно купить новый автомобиль!

Да, не забудьте еще про одежду. Вы не можете заниматься велоспортом в обычных шортах и хлопковой футболке. Вы будете выглядеть чудаком на фоне своих правильно экипированных спутников, но это не главное. Дело в том, что хлопковая одежда не способствует надлежащему испарению пота, который во время езды выделяется из вашего тела в поразительно больших количествах, особенно в летнее время. Велосипедные шорты и майки делаются из микрополиэстера, материала из тонких синтетических волокон, очень легкого и хорошо отводящего влагу от тела, что ускоряет ее испарение. Первый раз я поехал вместе со своей больничной компанией до того, как сделал все эти инвестиции. Я взял напрокат старый внедорожный велосипед с широкими шинами и натянул на себя одежду из хлопка, которая больше впитывала пот, чем отводила его. К середине поездки моя футболка и штаны насквозь пропитались потом и не только стали тяжелыми, как рыцарские доспехи, но и не давали остальному поту испаряться с моей кожи. Тело не дышало, и я пыхтел как паровоз.

С велосипедными шортами — отдельная история. Они изготавливаются из такого же легкого микрополиэстера, но, кроме того, имеют специальную конструкцию, которая помогает уменьшить дискомфортные ощущения в области ваших седалищных бугров (костей, находящихся глубоко в ваших ягодицах), когда приходится по нескольку часов сидеть на узком седле. Хорошие велосипедные сиденья делаются из гелеобразного материала, и такие же гелеобразные подушечки вшиты сзади в шорты. Я был шокирован, когда владелец магазина, где я покупал всю эту атрибутику, сказал мне, что шорты дают максимальный эффект при езде в «шотландском» стиле, то есть когда у вас под килтом ничего нет. Если на вас нижнее белье, появляется дополнительный слой между кожей и гелевыми вкладышами, что создает ненужное трение и скольжение, — а известно, что никто не хочет ненужного трения и скольжения, если трутся и скользят его седалищные бугры.

Еще есть шлем. Это важнейшая часть экипировки велосипедиста, и, хотя шлем не делает человека неуязвимым, как я расскажу вам чуть позже, без него я бы вообще запретил людям садиться на велосипед, по какой бы поверхности они ни собирались ехать. Я купил себе лучший из тех, что продавались в магазине. Он был сделан из высококачественного пластика — легкого, прочного и ударостойкого. Внутри имелась сменная прокладка и регулируемые ремни, что удобно. Он был вытянутой аэродинамической формы, с небольшим козырьком, защищавшим мои глаза, а также помогавшим определить, где у шлема перед, а где зад, потому что, на мой непрофессиональный взгляд, этот головной убор был абсолютно одинаковым с обеих сторон.

Стоит заметить, что у одежды для велоспорта весьма специфичный дизайн. Используются яркие и насыщенные цвета, и от дикого сочетания этих цветов вкупе с разными фигурами, рисунками и надписями просто рябит в глазах. Если вы когда-нибудь смотрели велогонку «Тур де Франс», вы знаете, что такое велосипедная мода. Члены одной команды носят одинаковую одежду, чтобы отличаться от велосипедистов других команд-участниц, причем на создание этой одежды тратятся огромные деньги, потому что команды стараются привлекать для ее разработки известных дизайнеров.

У этой одежды есть одно неоспоримое преимущество: она очень заметна. Часто велосипедистам приходится ездить по проезжей части, и, если они будут незаметными для водителей автомобилей, это чревато серьезной опасностью. И хотя в последнее время появляется все больше дорог с выделенными вдоль обочин полосами для велосипедистов, я все равно хочу бросаться в глаза каждому водителю, который приближается ко мне сзади. Кто знает, понимает ли он, что та узкая полоса с нарисованным на асфальте велосипедом предназначена для моего двухколесного транспорта, а не для двух правых колес его машины? Не все водители столь уж сообразительны. А вы помните, что я говорил вам о выживании и размножении?

В первый раз, когда я надел этот наряд, я показался себе ужасно смешным. Обтягивающие шорты и короткая футболка изобличали мое выпирающее брюшко, а шлем, хотя и был разработан профессионалами, сидел на моей макушке, как шляпка гриба, под которой торчали два уха. Надо признаться, мне потребовалась немалая отвага, чтобы выйти в таком виде из дома.

Вся необходимая экипировка стоит весьма приличных денег. Качественный шлем, несколько комплектов одежды, хорошая обувь, велосипедный компьютер на руль, велосипедная сумка под сиденье, портативный насос, держатель для бутылки воды — все это обошлось мне в четырехзначную сумму. Добавьте к этому специальный багажник для перевозки велосипеда на автомобиле, автоматический насос, перчатки, спортивные очки, зеркало заднего вида….. я мог бы продолжать до бесконечности. Надеюсь, вы получили представление.

Моя жена полностью поддерживала мое решение заняться велоспортом, понимая, что при моей нелюбви к любой физической активности это сродни подвигу. Она даже закрыла глаза на потраченную мной кругленькую сумму, решив, что дело того стоит. Это было мое первое велосипедное лето, я чувствовал, что постепенно обретаю спортивную форму и уже могу держаться более или менее наравне со своими опытными компаньонами. И именно в этот момент произошел тот самый инцидент с переломом запястья, о котором я рассказал вам в начале книги. Однако я умолчал об одном: о психологических последствиях этой травмы. Я уже немолод, но, хотя на момент того несчастного случая находился на последнем этапе своей карьеры, о пенсии еще не думал. Я все еще помогал материально своим взрослым детям, которые только начали профессиональную карьеру. Моя младшая дочь готовилась к поступлению в колледж, и, хотя я начал откладывать деньги на ее образование сразу после ее рождения, я существенно недооценил эту сумму, поскольку сегодня плата за обучение значительно возросла. Короче говоря, я не мог позволить себе уйти на пенсию. Зная, что может означать перелом ладьевидной кости запястья для хирурга, я пришел в ужас. Это напомнило мне историю моего друга Кима Марша.

Как и я, Ким по специальности был нейрохирургом. Мы вместе с ним учились в ординатуре в Пенсильвании, но он был на курс старше. Несколько лет назад Ким приехал в гости к нам с Пэм. Он был здоровым и загорелым. Как оказалось, загар был следствием его новой работы — после того как травма руки положила конец его карьере хирурга, он был вынужден стать капитаном круизного катера. Во время игры в софтбол (злосчастный софтбол!) он поймал мяч незащищенной правой рукой и получил оскольчатый перелом нескольких мелких костей кисти. Он перенес несколько операций, однако подвижность руки полностью так и не восстановилась, и Ким больше никогда не вернулся в операционную в качестве хирурга. Ему удалось оправиться после этого, начать новую карьеру, и он казался по-настоящему счастливым. И разумеется, редко увидишь столь замечательный загар, как у него.

В отличие от Кима, кроме как лечить людей, я больше ничего не умею. Я полный ноль в морском деле, а при малейшей качке меня начинает тошнить — последствие ужасного приступа морской болезни, который я однажды пережил в детстве, когда ловил с отцом марлинов в открытом море. И даже мои перспективы как писателя, несмотря на то что я пишу эту книгу, представлялись мне весьма сомнительными. Поэтому, когда я получил перелом запястья, мне было совершенно не до смеха: травма могла положить конец моей карьере. И хотя мой лечащий врач Боб Такой настаивал на высокой вероятности благоприятного исхода, он предупредил, что в некоторых случаях на полное восстановление может уйти год. Я мог бы выдержать месяц без работы, но при мысли о целом годе у меня начиналась паника. Излишне говорить, что в моих занятиях велоспортом наступил вынужденный перерыв. Но несколько месяцев спустя я вновь обрел достаточную уверенность в своих силах и решил, что смогу без всяких травм и переломов совершить небольшую поездку по ровной дорожке, идущей вдоль берега реки Скулкил. На этот раз я упал. Помните, я упоминал о дорогущей велосипедной обуви? У нее специфическая конструкция: на подошве имеется особый шип для фиксации ноги на педали. Это позволяет увеличить эффективность езды, поскольку вы можете одной ногой давить на педаль, а другой тянуть противоположную педаль вверх. Тут требуется некоторая сноровка, и, хотя вы можете легко и быстро высвободить ногу, в некоторых случаях кажется, что она застряла. Хуже всего, когда это происходит во время внезапной остановки (вы представляете, к чему это может привести). Разумеется, во время первой после перелома поездки со мной именно это и случилось. Как правило, наша реакция при падении — выставить руку. Это рефлекторное защитное движение. Мне повезло: я упал не на руку со сломанным запястьем и почти полностью остановившись. И хотя я рухнул на вытянутую руку всем своим весом, мне удалось избежать травм — ну если не брать в расчет моего в очередной раз травмированного самолюбия.

После этого я не садился на велосипед целых два года. Но нынешним летом снова решился. Каждое лето мы с семьей две недели отдыхаем на знаменитых пляжах Нью-Джерси, в Стоун-Харборе. Городок расположен на одном из барьерных островов, цепь которых протянулась вдоль побережья Нью-Джерси от косы Санди-Хук на севере, недалеко от Нью-Йорка, до мыса Мэй на юге. Эти острова разные по размеру и в некоторых местах имеют ширину меньше ста метров. Они соединены между собой мостами, поэтому вы можете проехаться на машине по всей островной цепочке. Но из-за расположенных на островах городов с их многочисленными светофорами и повсеместным ограничением скорости до 40 км/ч там особо не разгонишься. Поэтому большинство туристов предпочитает использовать дамбы, связывающие каждый остров с материком и выходящие на высокоскоростную автомагистраль Гарден Стейт Парквэй, проходящую с севера на юг вдоль всего штата.

А вот велосипедистам островные дороги дают возможность насладиться увлекательным путешествием. Они ровные, пологие и, если держаться подальше от центра городов, проходят по фантастически живописным местам. Узкая двухполосная дорога, начинающаяся на южной оконечности Стоун-Харбора, пролегает по заболоченной местности. Она мягко петляет среди заросших травой илистых лугов с их уникальными растениями и животными. Грациозные журавли, крачки и чайки плавают между густой растительностью, охотясь за изобилующей тут живностью. Уходящие в море заросли тростника мягко колышутся под порывами ветра, сливаясь в едином танце с прибрежными волнами и создавая иллюзию, будто между водой и сушей нет никакой границы.

Здесь остров сужается и исчезает под водой в узком заливе, отделяющем Стоун-Харбор от расположенного южнее городка Вайлдвуд. Именно на этих дорогах я и решился вернуться в мир велосипедного спорта. Поскольку моя спортивная форма явно оставляла желать лучшего, меня привлекло то, что дороги на островах были в основном ровными и пологими. Единственной проблемой были ветры, которые дуют здесь постоянно. Хотя они приносят приятное облегчение во время летней жары, порой они могут быть довольно сильными. Когда такой ветер дует вам в спину, вы ощущаете себя профессиональным велогонщиком. Когда же он дует вам в лицо, не так-то просто с ним бороться.

Стоун-Харбор и Авалон находятся на одном острове под названием Севен-Майл («Семимильный остров»). Догадайтесь, какой он длины? Раньше я думал, что Стоун-Харбор («Каменная гавань») — довольно странное название для города, где нет ни гавани, ни камней. Впоследствии я узнал от сотрудника городского музея, что город назван в честь капитана Стоуна, корабль которого сел на мель во время шторма у входа в цепь барьерных островов; это произошло в начале XIX века. Дорога от моего дома до любой оконечности острова и обратно составляла почти 23 км (14 миль) — не много для опытного велосипедиста, но вполне достаточно для такого новичка, как я. Это был мой обычный маршрут, хотя в некоторые дни, когда я чувствовал особый прилив сил, я переезжал через мосты на соседние острова. Однажды я совершил поездку на 40 км вглубь острова, где ветер был не таким сильным, но температура воздуха была гораздо выше. Мой личный рекорд до получения травмы запястья составил 51 км.

Я планировал совершать такие поездки каждый день, но за две недели в прошлом году ездил всего четыре раза. Кто-то может предположить, что причиной такого сокращенного графика была психическая травма, полученная вместе с переломом запястья, страх остаться без работы и печальный пример Кима Марша. Могу признаться, что причина в другом — в моей лени. Да, я всегда помню об опасностях, сопровождающих любую физическую активность, но моя неприязнь к спорту в равной мере объясняется моей непреодолимой любовью к ничегонеделанию. Возможно, прояви я немного упорства, я в конце концов получил бы тот самый желанный эндорфиновый всплеск, который прочно привязал бы меня к велосипеду — и к тому эндогенному наркотическому эффекту, который возникает в результате регулярного доведения собственного тела до предела его возможностей. Теперь я вел себя очень осторожно. У меня было новое правило. Перед поездкой я набирал на своем телефоне с GPS-навигатором номер 911 и держал телефон в пределах досягаемости. Я надеялся, что если я вдруг попаду под машину или на безлюдной дороге у меня случится сердечный приступ, будет несколько секунд, чтобы вытащить телефон и нажать кнопку вызова, прежде чем я потеряю сознание. Я также надеялся, что полиция сможет определить мое местонахождение по GPS-сигналу и найти меня. Слава богу, мне никогда не пришлось этим воспользоваться. Но не все были так же удачливы, как я.

Колесо принято считать самым важным изобретением в истории человечества, оказавшим на его развитие большее влияние, чем все остальные изобретения8. Я с этим согласен. Колесо присутствует в нашей жизни повсеместно и приносит нам как пользу, так и вред. Двигатель внутреннего сгорания с двумя или четырьмя прикрепленными к нему колесами в одном только 2012 году убил в Соединенных Штатах 37 ООО человек9. Два колеса, работающие от ножной тяги, имеют на счету свою долю печальных историй. Фред Эпштейн был известным детским нейрохирургом, долгое время работавшим в медицинском центре Нью-Йоркского университета и впоследствии основавшим Институт неврологии и нейрохирургии в составе медицинского центра «Бет-Изрэйел». Он был знаменитым хирургом и замечательным человеком.

Я имел честь несколько раз встречаться с ним, когда проходил стажировку в детской больнице в Филадельфии. Доктор Эпштейн был близким другом моего наставника Луиса Шата. Оба они стояли у истоков развития детской нейрохирургии, и каждый из них разработал собственную программу обучения, по которым нам, интернам, посчастливилось учиться. Научный интерес Эпштейна был сосредоточен на опухолях центральной нервной системы. На пике его карьеры у него, вероятно, был самый большой в мире опыт по удалению опухолей спинного мозга, и хирурги со всего мира приезжали к нему в Нью-Йорк поучиться.

Он был увлеченным и опытным велосипедистом и несколько раз в неделю совершал велосипедные прогулки в окрестностях своего дома в Гринвиче (штат Коннектикут). Двадцать пять километров были для него нормой. В воскресенье, 30 сентября 2001 года, он попал колесом в выбоину на дороге, и его катапультировало вперед через руль. Он упал на голову и, несмотря на шлем, который он всегда надевал, получил тяжелую закрытую черепно-мозговую травму. Он был доставлен в Стэмфордскую больницу, где компьютерная томография показала перелом костей черепа и острую субдуральную гематому: сгусток крови на поверхности мозга. Доктор Эпштейн находился в коме из-за травмы и давления, оказываемого на его мозг гематомой. Была выполнена срочная трепанация черепа, чтобы удалить сгусток крови и устранить повреждение, вызывавшее кровотечение. Исход операций такого рода спрогнозировать очень трудно. Все зависит от тяжести травмы, а также от того, не были ли обнаружены, помимо основного, какие-либо дополнительные повреждения. Прогноз делается с учетом состояния пациента на момент прибытия в больницу, а доктор Эпштейн был доставлен в бессознательном состоянии.

Он пробыл в коме месяц. После выхода из комы его психическая деятельность начала постепенно восстанавливаться, и в конце октября, когда его перевели в реабилитационное отделение медицинского центра «Маунт-Синай», он уже был в состоянии узнавать людей, которых знал до несчастного случая. Со временем его мыслительные способности почти полностью восстановились.

К сожалению, этого нельзя сказать о его физических возможностях. Он страдал частичным параличом правой стороны тела и диплопией (двоением в глазах), поэтому был вынужден носить глазную повязку. Он так и не смог вернуться в операционную в качестве хирурга, и нейрохирургия потеряла гениального врача.

Доктор Эпштейн скончался 9 июля 2006 года, хотя и не из-за последствий травмы. У него развилась злокачественная меланома, самый опасный вид рака кожи, и он умер от метастатических поражений. Еще одним наглядным примером двойственности велосипедного мира, несущего в себе как добро, так и зло, может служить мой коллега Херб Ауэрбах. Херб руководит отделением патологии в моей больнице. Он считает, что именно езда на велосипеде помогла ему вернуть телу идеальный вес и приобрести лучшую физическую форму за всю его жизнь. Он один из самых сильных гонщиков в группе наших врачей, любителей велоспорта, о которой я вам говорил и к которой, возможно, однажды присоединюсь снова.

В прошлом году они ездили в округе Бакс, полусельских окрестностях Филадельфии, с узкими дорогами, холмами и спусками; тамошние водители, как правило, уважительно относятся к велосипедистам. Их путь пролегал через множество крытых мостов, пересекающих многочисленные ручьи и речушки.

Когда вы въезжаете на такой мост в солнечный день, резкий переход от яркого света к тени вызывает кратковременное потемнение в глазах, пока ваши зрачки не расширятся, чтобы приспособиться к меньшей освещенности. Кроме того, эти мосты обычно располагаются у подножий холмов, поскольку вода течет по самым низким местам ландшафта. Херб любил ездить впереди группы. Время от времени он уезжал вперед, делал петлю и возвращался назад к группе. В тот день он тоже ехал впереди, вне поля зрения своих товарищей. Спускаясь с холма, он на большой скорости въехал на мост и из-за резкого потемнения в глазах не заметил двух женщин, шедших с противоположной стороны. В последнюю секунду он их увидел, резко свернул в сторону, чтобы избежать наезда, и упал.

Его шлем треснул, как и несколько ребер, повреждены были также нижняя губа и несколько зубов. Кроме того, у него было множество ушибов, ран и ссадин — стандартный набор травм, которые получает движущееся человеческое тело при столкновении с неподвижной твердой поверхностью. Легкий случай таких травм называют «асфальтовой болезнью». К счастью, его товарищи, все врачи по профессии, вскоре оказались на месте. Среди них был Стэн Сильверман, старший врач бригады интенсивной терапии в нашей больнице. После короткого обморока Херб пришел в себя, но его сознание оставалось спутанным, и Стэн предположил возможность серьезной травмы головы.

Они вызвали службу экстренной помощи 911, и Херб был доставлен к нам в больницу, в Центр неотложной травматологической помощи. Была активирована внутрибольничная система экстренного вызова, по сигналу которой в травмопункте собирается специальная бригада из врачей, медсестер, специалистов по респираторной терапии, рентгенологов, лаборантов и социальных работников. В тот день я тоже входил в эту бригаду как нейрохирург. Большинство видимых повреждений у Херба были поверхностными и нетяжелыми. Однако рентген грудной клетки показал наличие пневмоторакса. Одно из сломанных ребер проткнуло легкое, что привело к его спадению. Немедленно ввели дренажную трубку и подсоединили ее к аспира-ционному аппарату, чтобы добиться расправления легкого.

Когда состояние Херба стабилизировалось, ему была сделана компьютерная томография, которая выявила множественные геморрагические ушибы головного мозга. Геморрагический ушиб — это повреждение, похожее на ту травму, которую получил доктор Эпштейн, но без большого скопления крови, давящей на поверхность мозга.

Повторное сканирование шесть часов спустя показало увеличение ушибов, но при последующих обследованиях они стабилизировались. Херб провел четыре дня в отделении интенсивной терапии. Его психическое состояние в течение нескольких дней становилось то лучше, то хуже, но затем начало устойчиво улучшаться и постепенно вернулось к норме. Травмы головы не всегда требуют хирургического вмешательства, и, поскольку Херб не впадал в кому, ему даже не потребовался контроль внутричерепного давления. Его жена Лайза, тоже врач по профессии и близкая подруга моей жены Пэм, находилась рядом с ним на протяжении всех этих страшных дней. Хотя такого рода травмы могут приводить к необратимым повреждениям, Херб избежал этого и полностью восстановился. Но с этого момента он входил в группу риска: любая травма головного мозга повышает вероятность того, что последующая травма, если таковая случится, будет гораздо более тяжелой и трудноизлечимой.

Казалось, все это никак не повлияло на Херба. Как только он худо-бедно оправился и смог сесть в седло, он вернулся к активным велосипедным поездкам — намного раньше, чем хотело бы большинство из нас, заботящихся о нем людей. Наверное, у него была более крепкая психика, чем у меня. После перелома запястья я не садился на велосипед несколько лет. Херб забрался на него через несколько недель после серьезной травмы головы. В свое оправдание могу лишь сказать, что, возможно, причина не в моей слабости характера, а в моей лени.

Какой смысл во всех этих велосипедных историях ужасов? Я хочу запугать вас? Именно так. Я не вижу смысла перечислять многочисленные преимущества велосипедного спорта для физического и психологического здоровья людей. Они хорошо известны любителям велоспорта и вполне очевидны даже для тех, кто к нему не причастен. Я также не хочу затрагивать здесь стандартные травмы опорно-двигательного аппарата, типичные для этого вида физической активности. Я уже описал их в главе, посвященной бегу. По сути, они те же: растяжения и разрывы связок, мышц, сухожилий и т.д.

Однако езда на велосипеде не то же самое, что бег. Это высокоскоростной спорт с использованием транспортного средства, которое не обеспечивает человеку абсолютно никакой защиты. На самом деле велоспорт ничем не отличается от мотоспорта, разве что чуть более низкой скоростью, а все мы знаем, как опасны мотоциклы. Нейрохирурги даже называют их «дояо/щиклами», потому что высокий процент смертности от черепно-мозговых травм делает мотоспорт отличным источником донорских органов. Сильные велогонщики могут ехать по трассе со скоростью 35—40 км/ч, а на спуске достигать 65 км/ч и больше. Падение на такой скорости может привести к серьезным травмам, о чем свидетельствуют вышеприведенные истории. Никакой уровень подготовленности и никакие меры предосторожности не могут застраховать вас от несчастного случая. Выброс гравия, битое стекло на дороге, невнимательные водители, изменение освещенности, мокрые и неровные поверхности и сотни других потенциальных опасностей могут привести к аварии и травмам. Даже лучший шлем иногда может расколоться; но и оставшись целым, он не всегда может защитить мозг от удара о внутреннюю стенку черепа. Другие части тела не имеют вообще никакой защиты, поэтому трещины и переломы со смещением для велосипедистов — обычное дело.

Есть способы уменьшить риск. Позаботьтесь о своей экипировке. Регулярно проверяйте велосипед у опытного механика. Держите шестерни и цепь чистыми и смазанными. Убедитесь, что переключатель скоростей работает правильно, то есть что цепь быстро перемещается между звездочками, когда вам это нужно. Проверьте, нет ли в шинах дефектных мест: разрыв шины практически гарантирует вам падение. Надевайте соответствующую одежду, какой бы странной она вам ни казалась. Несмотря на все мои шутки на эту тему, правильная одежда необходима. Купите хороший качественный шлем. Повторяю еще раз: купите хороший качественный шлем. Тяжелая травма головы может навсегда изменить вашу жизнь — не в лучшую сторону. Мне довелось видеть огромное количество таких травм.

По возможности держитесь подальше от дорог с интенсивным движением. Выбирайте для велосипедных прогулок проселочные дороги с редким движением, где водители ожидают увидеть велосипедистов. Ездите в компании. Хотя мой трюк с предварительно набранным на мобильном телефоне номером службы спасения, вероятно, поможет, все же лучше всего ездить с друзьями, которые в случае травмы окажут вам немедленную помощь. Одно из преимуществ моей профессии состоит в том, что многие мои друзья тоже врачи.

Поэтому в нашей компании всегда найдется хотя бы еще один врач, помимо меня. Я рекомендую вам подружиться с врачами, по возможности с теми, кто работает в службе неотложной помощи, и ездить на велосипедные прогулки вместе с ними, как это делал Херб. Такая предосторожность не будет излишней, поверьте мне.

Подчас все зависит от того, как сойдутся звезды. Присутствие рядом Стэна, опытного врача неотложной помощи, возможно, спасло Хербу жизнь. Если бы он ехал один, он бы мог умереть. И наконец, самое главное: будьте бдительны. Я всегда учу своих интернов, как в свое время учили меня, что лучший способ избежать проблем у пациентов — предвидеть эти проблемы. Подумайте, что может пойти не так, и предотвратите этот неблагоприятный вариант. То же самое можно сказать и о езде на велосипеде. Будьте внимательны к тому, что происходит вокруг вас, особенно к дорожному движению. Следите за поверхностью дороги и при необходимости корректируйте скорость и курс. Будьте осторожны на поворотах и старайтесь как можно раньше увидеть, что ждет вас впереди. Будьте осторожны в местах с резким изменением уровня освещенности. Подумайте, какие трудноразличимые препятствия могут возникнуть у вас на пути в местах с плохой видимостью. Не позволяйте себе отвлекаться. Помните, что случилось со мной, стоило мне лишь на мгновение потерять контроль над дорогой? Многие велосипедисты любят слушать музыку и другие аудиозаписи во время езды. Это нормально, если не усыпляет вашу бдительность. Бдительность — залог вашей безопасности. БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

Так почему же я езжу на велосипеде? После травмы я не садился на него несколько лет, но в последнее время начинаю возвращаться к этому спорту. Дело в том, что ездить на велосипеде — интересно и здорово. Кроме того, я уже признался вам в существовании небольшого брюшка, которое так предательски выделялось под обтягивающей велосипедной майкой. Езда на велосипеде, если вы занимаетесь ею регулярно, — отличный способ избавиться от лишнего веса и подкачать мышцы. Однажды мы с Хербом заехали в Нью-Хоуп, небольшую деревушку на берегу реки, славящуюся своими художественными галереями, маленькими ресторанчиками и пекарнями. Мы остановились в одной из таких пекарен и съели вкуснейшую выпечку с чудовищным количеством калорий. Но, поскольку я знал, что сожгу большую часть этих калорий на обратном пути, меня совершенно не мучило чувство вины.

В прохладные дни прогулки на велосипеде доставляют особое удовольствие. Кроме того, они позволяют вам изучить малопроезжие и проселочные дороги в окрестностях вашего дома. Осенью, когда деревья окрашиваются в золотистые и багровые тона, зрелище становится особенно живописным, особенно если вы путешествуете по тихим проселкам округа Бакс в Пенсильвании, с их холмами, каналами и долиной реки Делавэр. Но, любуясь красотой осенней листвы, не забывайте о том, что она падает на дорогу, намокает и становится очень скользкой. Красота может таить в себе опасность. Будьте бдительны!

Дорогие читатели, если вам понравилась статья — поделитесь ссылкой с друзьями и близкими, и мы продолжим радовать вас интересным и полезным контентом, который поможет вам сохранить здоровье и долголетие

Также читайте похожие медицинские статьи:

bauschlomb.ru

Причины травм велосипедистов и первая помощь

Если говорить абстрактно, наиболее распространенные причины травм велосипедистов – невнимательность участников движения (включая его самого) и пренебрежение правилами безопасности. Мы выделили также и несколько более конкретных причин, которые вам стоит узнать.

- Невнимательность водителей автомобилей. При движении велосипедистов по дорогам общего пользования, автомобилисты очень часто их просто не замечают.

- Отсутствие велодорожек. Велосипедисты чаще ездят в пешеходной зоне, чем по проезжей части дороги. Многим спокойнее ехать, маневрируя между пешеходами, чем делать это рядом с автомобилями. Иногда маневры оказываются неудачными, и велосипедист наносит травмы себе и пешеходам.

- Пешеходы на велодорожках. Во многих крупных городах (по крайней мере, в центральных районах) давно появилась специальная разметка, призванная облегчить жизнь всем участникам движения. Но увы, в реальности она никак не изменила ситуацию, а скорее, даже наоборот, - ухудшила её. Велосипедисты уверенно едут по велодорожке, а пешеходы не менее уверенно идут по ней – в условиях оживленного движения столкновение становится практически неизбежным.

- Отсутствие фонарей и светоотражателей. Иногда причинами аварий становятся сами велосипедисты, а именно, их халатное отношение к собственной безопасности. Велосипед должен быть оборудован фарой или световозвращателем белого цвета спереди и красным фонарем или светоотражателем сзади. Это нужно для того, чтобы водитель автомобиля в ночное время заметил на дороге велосипед и успел среагировать.

- Непредсказуемые маневры велосипедистов на дороге, которые являются следствием незнания Правил дорожного движения или нежелания их выполнять.

Но, даже соблюдая Правила дорожного движения, велосипедист все равно может попасть в аварию и получить различные травмы. Травмы делятся по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.

К легким травмам можно отнести: ссадины, ушибы, растяжения, порезы, раны и незначительные повреждения поверхности кожи. Самые распространенные травмы велосипедистов – это ссадины, раны и ушибы. Ссадину или рану надо промыть перекисью водорода, которая не только уничтожит микробов, но и вымоет всю грязь, попавшую в рану в результате падения. После этого желательно смазать рану йодом или зеленкой. При этом следует помнить, что йод следует наносить только на края раны, в противном случае – обеспечите себе ожог. При ушибах же достаточно смазать место удара специальным гелем, приложить что-то холодное и наложить эластичный бинт.

Травмы средней тяжести. К ним можно отнести раны с повреждением вены или артерии и перелом конечностей.Открытые кровоточащие раны: надо сначала промыть рану и обязательно наложить жгут (или ремень, веревку, шнурок) чтобы остановить кровь. Но следует помнить, что если повреждена артерия (кровь алого цвета), то жгут накладывается выше раны, а если вена (кровь темная) – ниже раны (на голень и верхнюю часть предплечья накладывать жгут бесполезно).Подробно способы остановки наружного кровотечения, в том числе, правила наложения жгута, описаны здесь: http://www.culture.mchs.gov.ru/medical/algorithms_of_first_aid_to_victims_of_traumatic_injuries_and_urgent_situations/ways_to_temporarily_stop_the_external_bleeding/

Самыми распространёнными травмами, после ушибов и ссадин, являются переломы. Если падение произошло в городе, то можно попытаться добраться до своего дома или медпункта самостоятельно. Это возможно, если у велосипедиста сломана рука. Но если повреждена нога, да еще и далеко от дома, то пострадавшему надо вызывать скорую помощь или звонить родственникам и друзьям, чтобы те отвезли в больницу на машине.

В случае если велосипедист катался один где-нибудь, скажем, в лесу, и у него нет возможности позвонить, то ему придется самому оказать себе первую помощь и добираться до города своими силами. Велосипед, ставший непосильной ношей, можно спрятать под листьями и ветками, а после вернуться за ним. На сломанную конечность надо наложить как минимум 2 шины, задача которых фиксировать суставы выше и ниже перелома (сломана голень - фиксируем колено и голеностоп, предплечье – лучезапястный и локтевой суставы и т. д.).

Для того чтобы наложить шину понадобятся обычные палки и кусок бинта или ткани. Палки прикладываются с противоположных сторон поврежденной конечности и фиксируются бинтом (или любой подходящей тканью, которая доступна в этот момент). Также следует запомнить, что шину нельзя накладывать на голое тело, а только на одежду; повязка должна быть тугой, а суставы зафиксированы неподвижно.

При переломах бедра необходимо найти три палки, две из которых привязываются от подмышек до промежности, а третья - от стопы до промежности.

Тяжелые травмы. В этих случаях нельзя предпринимать никаких поспешных действий, лучше всего вызвать скорую помощь и ждать ее. Но если вы находитесь не в городе, а в лесу, то нужно оказать первую помощь.

При проникающей ране грудной или брюшной полости нужно перевязать рану, если в ране инородный предмет – ни в коем случае не извлекайте его! Его нужно зафиксировать валиками из бинта, пластырем или повязкой (смотря, что у вас найдется под рукой). После перевязки необходимо срочно добраться до больницы, так как с такой травмой на счету каждая минута.

При переломах черепа или позвоночника - нужно надеяться только на помощь специалистов, в такой ситуации неквалифицированная первая помощь может только ухудшить ситуацию, какие-либо передвижения без специальной фиксации нежелательны.

Помните, лучшая защита от всех травм – специальная велосипедная экипировка, предельная внимательность на дороге и разумная скорость движения. Также всегда необходимо иметь с собой аптечку и заряженный телефон, чтобы можно позвонить, если вдруг понадобится помощь.Не лишним будет иметь в быстром наборе номер 112!

pressa-mchs.livejournal.com

Травмы при падении с велосипеда: что делать

Безопасность — это комплекс мероприятий, который необходимо осуществить, для того, чтобы поездка на велосипеде была удачной.

Существуют требования Правил дорожного движения, которые посвящены езде на велосипеде. Их надо знать и обязательно выполнять.

Прежде всего, необходимо запомнить: детям до 14 лет ездить на велосипеде по дорогам и улицам запрещено! Детям можно ездить на велосипеде только по специальным велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам.

Как избежать травм?

1

Дети обязательно должны кататься под присмотром взрослых.

2

Используйте средство защиты: велосипедный шлем, велосипедные перчатки, очки, наколенники, налокотники.

3

Велосипед – механическое устройство, как и автомобиль требующее технического ухода. Не забывайте проверять основные узлы велосипеда: исправную работу переднего и заднего тормозов, проверить крепление руля и седла, надёжность крепления педалей, убедиться в отсутствии трещин в сварных швах рамы.

4

Постоянно напоминайте ребёнку о необходимости соблюдения правил дорожного движения, при этом очень важно соблюдать их самим, показывая хороший пример.

При объезде припаркованных автомобилей необходимо убедиться в отсутствии приближающегося сзади автомобиля и обязательно показать другим участникам движения о своем намерении совершить манёвр – это вытянуть левую руку в сторону. Также нужно быть готовым, что в момент объезда автомобиля, водитель неожиданно может открыть дверь, столкновение в этом случае наиболее опасно для здоровья велосипедиста.

При повороте направо необходимо убедиться, что одновременно с ребёнком не поворачивает автомобиль, велосипедиста могут прижать к обочине. Следует учитывать состояние дорожного покрытия, на влажном асфальте длина тормозного пути увеличивается.

Объясните ребёнку, что категорически запрещается:

Ездить, не держась за руль.

Перевозить пассажиров и груз, мешающий управлению.

Ездить в темноё время суток.

Превышать скоростной режим (в случае возникновения экстренной ситуации при высокой скорости ребёнок не успевает совершитьманёвр, например, торможение или поворот).

Разные виды падения: что и в каких случаях надо делать?

Будьте осторожны и внимательны в опасных ситуациях. Но если уж пришлось упасть, то это необходимо делать умело и правильно. Еще неизвестно, что лучше – стараться удержаться на ногах в безнадежной ситуации или умело упасть. В момент предстоящего падения необходимо сгруппироваться всем телом и напрячь мускулатуру. Необходимо упасть так, чтобы неизбежное соприкосновение с землей пришлось на как можно большую площадь тела, по возможности сопровождалось бы перекатыванием.

Падая назад, нужно ссутулиться и мгновенно перекатиться на спину. При падении в бок, постарайтесь подогнуть ноги, необходимо убрать руку и падать на плечо, тогда столкновение с землей будет менее болезненным. Это и есть способы правильного падения. При падении с велосипеда в первую очередь следует оттолкнуть его в одну сторону, а самому падать в другую. Глупо в эту минуту думать о сохранности велосипеда или своего костюма. Свое здоровье всегда дороже всего остального.

Но всегда ли время на обдумывания способа падения? За доли секунды выбрать правильное решение сложно. Поэтому искусству правильного падения нужно учиться заранее, как это делают спортсмены. Для этого разработан специальный комплекс упражнений. Во многих видах спорта — падение это часть профессионального умения, навык, без которого невозможно заниматься. Учат падать в хоккее, волейболе, фигурном катании, каратэ и других видах спорта.

Одно из первых дел, которому учат в детской секции по борьбе – это умение правильно падать, правильно группироваться при этом действии. Кроме того тренируют вестибулярный аппарат и развивают естественное чувство равновесия, заложенное с момента рождения. Есть специальные методики, написаны докторские и кандидатские работы по этой теме. Так что, если вы хотите научить ребенка безопасному падению с детства, то отдавайте его в такую группу. Пусть он прозанимается недолго, но это умение останется на всю жизнь. Лучше всего изучать эту науку под присмотром опытного тренера, а учиться всегда надо начинать с детского возраста.

Угрозы на проезжей части: где кататься небезопасно?

Родители и учителя всегда стараются дать детям основные знания о правилах безопасности на улицах, но, несмотря на это, число детей, которые ежедневно гибнут и получают увечья на дорогах, не уменьшается. Дети подражают нам. И наилучший способ научить их правилам поведения на дорогах — показать собственный пример. Мы, взрослые, можем лучше оценить расстояние, отделяющее нас от едущих машин, их скорость, поэтому и позволяем себе перебежать через дорогу, оставаясь при этом в относительной безопасности. Дети этого не могут. Поэтому вместо того, чтобы перебежать вместе с детьми через дорогу, не торопитесь, воспользуйтесь только пешеходным переходам, расскажите ребенку почему это важно. Может быть сразу он этого не поймет, но подобный поступок обязательно отложится в памяти. А когда вы будете переходить улицу без светофора, убедитесь, что водитель видит вас и пропускает.

День, когда ваш ребенок научится кататься на двухколесном велосипеде, станет для него важнейшим событием на пути к независимости. Малыш неожиданно откроет для себя новый увлекательный мир, в котором теперь он может самостоятельно обследовать окрестности, без папы и мамы. И мы понимаем беспокойства родителей, которые не видят как их ребенок катается под окнами на солнышке. Ведь велосипеды являются причиной огромного количества детских травм; их превосходит только автотранспорт.

Если вы еще не проводили со своим ребенком инструктаж по технике безопасности — самое время это сделать. Выберите время, когда ребенок свободен и примените все свое влияние, чтобы ребенок отнесся серьезно к вашим словам.

О чем же стоит сказать?

  • Для начала, расскажите ребенку, что кататься на велосипеде можно только в своем районе, в определенной близости от дома.

  • А чтобы перейти дорогу – необходимо воспользоваться пешеходным переходами идти пешком, поддерживая велосипед за руль.

  • Необходимо обязательно смотреть по сторонам или на светофор. Нельзя меняться велосипедами, потому что второй велосипед может оказаться неисправным, что может привести к падению или травме.

  • Если рядом играют совсем маленькие дети, нужно осторожно кататься рядом, потому что они могут выбежать навстречу и заставить резко тормозить.

  • Не стоит забывать, что играть одному небезопасно, так же как говорить с чужими людьми и подходить к чужим машинам.

Родители не должны забывать, что нужно учить детей правилам, которые сберегут их здоровье и безопасность самого раннего детства. Дети повзрослеют и поймут, почему в их жизни были определенные запреты. И, чтобы дети взрослели, не попадали в опасные ситуации, мы должны проявить заботу и настойчивость.

www.johnsonsbaby.ru

  Велосипедная травма. - Med24info.com

  По своему характеру повреждения, возникающие у велосипедистов, бывают сходны с повреждениями при мототравме и часто авторами не выделяются в отдельную группу. Это зависит от того, что при езде на спортивных велосипедах развивается скорость, сравнимая со скоростью мотоцикла -              50-60 км/ч и более. При езде на дорожных велосипедах скорость составляет около 20-30 км/ч. Профессор М.И.Райский (1953) указывал, что падение с велосипеда при скорости движения 18 км/ч эквивалентно падению с высоты 9,7 м; при скорости 36 км/ч - падению с 14 м; при скорости 50 км/ч -
  1. м. Смертельный травматизм при падении с велосипеда составляет около 1-1,5% по отношению ко всем транспортным травмам со смертельным исходом. Повреждения у велосипедистов имеют свои отличительные особенности, связанные с меньшей скоростью передвижения, меньшей массой велосипеда и отсутствием (чаще всего) у велосипедистов шлема (Фёдоров М.И., Моисеев В.М.).
Особенности повреждений у велосипедистов:
  • у спортсменов (а они едут в положении с наклонённым вперёд туловищем и опущенной головой) при столкновении с деревьями, машинами и прочим предметами часто наблюдается перелом шейных и грудных позвонков. Характерным является наличие кровоизлияний в мягких тканях головы в диаметрально противоположных областях: лоб-затылок (в результате падения на грунт). Часто наблюдаются ушибленные раны головы (иногда и скальпированного характера) с переломами костей свода и основания черепа;
  • у лиц на дорожных велосипедах перелома позвоночника не наблюдается. Травме подвержены голова, реже - конечности и ключицы. При вторичном ударе о бровку тротуара у велосипедиста могут возникать переломы костей с той же стороны тела;
  • при езде велосипедиста на буксире (например, ухватившись за борт машины), он, в случае внезапного торможения, ударяется головой о машину и падает на дорогу. В случае попадания колеса велосипеда в выбоину на дороге, велосипедист, может "плашмя" упасть на грунт. В последнем случае наблюдаются обширные ссадины, кровоподтёки, иногда переломы костей конечностей. Если пострадавший падает на неровности дороги, какой-либо выступающий предмет, то могут возникать повреждения внутренних органов;
  • при резком торможении велосипедиста, он часто перелетает через руль или переворачивается вместе с велосипедом, ударяясь головой о дорогу. Иногда такие падения оканчиваются без последствий, но чаще возникают ссадины, кровоподтёки, сотрясение головного мозга и даже переломы костей черепа;
  • при наезде на пешеходов, велосипедисты могут сбивать их с ног. Падая, пострадавшие обычно ударяются головой о мостовую и могут получать тяжелую черепно-мозговую травму: переломы костей свода и основания черепа, эпи- и субдуральные гематомы, размозжение вещества головного мозга и мозжечка.
Таким образом, велосипедная травма отличается от автомобильной и мотоциклетной травмы относительной незначительностью наружных повреждений, нетипичностью их локализации и отсутствием повреждений внутренних органов (Фёдоров М.И.). Она отличается и от бытовой травмы. Кроме того, различные виды повреждений при велосипедной травме обладают и некоторой специфичностью (могут возникать штампованные повреждения от тех или иных характерных деталей велосипеда). Осмотр места происшествия при мото- и велотравме. Тщательно проведенный осмотр места происшествия в большинстве случаев позволяет высказать суждение о механизме травмы и обстоятельствах, связанных с направлением движения как пострадавшего, так и транспорта, которым были причинены повреждения. При столкновении мотоциклистов или велосипедистов с автомашиной наблюдаются следующие закономерности: тело пострадавших отбрасывается по ходу движения автомашины. Велосипед или мотоцикл, а также другие предметы, принадлежавшие пострадавшему, лежат перед ним, т.е. ближе к месту соударения (аналогично признаку, описанному В.М.Моисеевым, 1964 и Л.М.Фридманом, 1970 для пешеходов, сбитых автомобилем). Учитывая этот признак, часто можно определить направление движения автомобиля, причинившего травму мотоциклисту (велосипедисту). При наезде же мотоциклиста (велосипедиста) на неподвижное препятствие, тело его по инерции продолжает движение в том же направлении, где и будет располагаться. Некоторые авторы отмечают, что при появлении какой-либо опасности водитель и пассажир заднего сидения инстинктивно начинают тормозить движение мотоцикла подошвами ног. При этом на дороге (особенно грунтовой) можно обнаружить следы в виде одной или двух параллельных динамических следов с одной или с обеих сторон от следов протектора мотоцикла. По наличию таких следов можно прийти к заключению, что водитель и пассажир видели опасность и принимали меры к предупреждению аварии; при наличии следов от ног двух человек, можно с уверенностью сказать, что на заднем сидении мотоцикла находился пассажир. 

www.med24info.com

Травмы маленьких велосипедистов. Педиатрия

Маленький мальчик катается на велосипедев своем дворе и кричит маме, выглянувшей в окно:

— Мама, посмотри, я еду без рук!

Мальчик объезжает вокруг дома, и через минуту появляется из-за угла:

— Мама, пошмотри, я еду беж жубов!

Анекдот

В детстве, наверное, каждый из нас падал с велосипеда — коленки были в ссадинах, штаны постоянно попадали в цепь… Однако для большинства людей велосипед все равно ассоциируется не с увечьями, а со спортом, свежим воздухом, свободой передвижений, долгожданными летними каникулами.

В России пока мало задумываются от опасности этого вида транспорта, да и статистику по велосипедным травмам найти непросто. Однако западные ученые уже несколько десятилетий проводят исследования травматизма среди велосипедистов. Они выяснили, что езда на велосипеде по опасности лишь немногим уступает футболу. Чтобы уменьшить число опасных травм, во многих странах требуют обязательного использования шлема при езде на велосипеде..

Чем опасен велосипед?

Безусловно, и без велосипеда ребенок найдет, где получить синяк или ссадину, в худшем случае — где сломать ногу или руку. Однако этот вид транспорта, как выяснили канадские исследователи, повышает вероятность травм примерно в полтора раза. Чаще всего в больницу попадают мальчики до 10 лет - с возрастом число аварий постоянно снижается.

Самый частый вид травмы — это падение с велосипеда и связанные с этим повреждения ног и рук. Как правило, после таких травм ребенок поправляется без каких-либо последствий. Аварии, вызванные неисправностью велосипеда или дефектами дорожного покрытия, также относительно легкие. А самые тяжелые травмы — в первую очередь черепно-мозговые — случаются при столкновении велосипедиста с автомобилем.

Всего, по данным канадских исследователей, в больницу попадает до 17 процентов молодых велосипедистов. Из них примерно седьмая часть оказывается в реанимации — как правило, из-за тяжелых травм головы.

По статистике, собранной в Великобритании, самые опасные для велосипедистов машины — грузовики. Водители таких автомобилей зачастую не видят велосипедиста и сбивают его при поворотах, перестроениях или просто при попутном движении. Именно столкновения с грузовиками чаще всего приводят к смертельным случаям при велосипедных травмах. Из-за них же многие дети остаются инвалидами на всю жизнь.

Велосипедные шлемы

Ношение велосипедного шлема позволяет значительно снизить вероятность травм головы и, соответственно, опасность велосипедных прогулок в целом. По некоторым данным, число серьезных повреждений (требующих лечения в реанимации) благодаря шлему падает на 60-80 процентов, по другим — на 40. Но и эта цифра значительна.

Такие данные были в 90-х годах взяты на вооружение властями некоторых стран: Канады, Новой Зеландии и Австралии. Каждый, кто выезжает на велосипеде без шлема, нарушает местный закон. Конечно, количество велосипедных травм в этих странах значительно уменьшилось — как в городах, так и за из пределами, — но несмотря на это целесообразность «велосипедных» законов все больше ставят под сомнение.

Это связано с тем, что в странах, где был введен запрет на езду без шлема, число велосипедистов значительно сократилось. В тоже время, езда на велосипеде очень полезна для здоровья: это средство профилактики атеросклероза, ожирения, сахарного диабета и многих других заболеваний. В итоге, медики до сих пор спорят, что важнее: спасти велосипедистов от травм или приобщить людей к здоровому образу жизни. Одновременно эти задачи, как показывает практика, выполнить невозможно.

Поэтому, если ваш ребенок готов ездить на велосипеде в шлеме — это, безусловно, пойдет ему на пользу. Но ставить вопрос «или шлем, или никаких покатушек» не стоит. Пусть катается без шлема, однако в безопасных с точки зрения автомобильного движения местах (например, на специальных дорожках для велосипедистов, в парке и т.д.).

Велосипедный спорт

Существует мнение, что гонки на велосипедах, кросс или акробатические упражнения, более опасны, чем повседневная езда. В реальности же велоспортом занимаются более опытные и хорошо физически развитые подростки. К тому же они довольно редко пренебрегают средствами безопасности — шлемом и защитным костюмом. В результате, серьезные травмы головы у спортсменов — скорее исключение, чем правило. В тоже время переломы конечностей встречаются достаточно часто.

Велосипед в массы

Как показали исследования, вероятность велосипедной травмы может значительно снизиться, если на дорогах станет больше велосипедистов. Например, если их число увеличится вдвое, то количество аварий возрастет лишь на 30 процентов. Это значит, что для каждого велосипедиста вероятность травмы упадет на треть.

Объяснить такие цифры довольно легко. Во-первых, водители автомобилей становятся более внимательны к велосипедистам. Во-вторых, о безопасности велосипедистов невольно начинают задумываться власти: в идеальном случае им выделяют отдельное место на дорогах. И в-третьих, что самое главное, велосипедисты начинают уделять большее внимание своей безопасности, и человек в шлеме уже не выглядит среди них белой вороной.

medportal.ru

Типичные травмы при падении с велосипеда

От всякого рода неожиданностей не застрахован никто. Бывают совсем несуразные ситуации, когда идет себе человек по улице, никого не трогает, погода прекрасная, настроение такое же, птички поют. Сказка! И вдруг бац! – кирпич на голову упал.

Ладно, это я утрирую, но, например, споткнуться о непонятно откуда появившийся под ногами камень – пара пустяков. Ушибы, ссадины, разодранные колени. Уверен, с каждым бывало. Что уж говорить о езде на велосипеде – вероятность пострадать повыше будет. Здесь тебе и скорость перемещения в пространстве возрастает, и высота падения больше. Причем не обязательно мчаться в гоночном темпе, состязаясь с маршрутками. Упасть с велосипеда и получить увечье можно и на вполне пешеходной скорости.

Дороги у нас далеко не идеальные, мусор с них убирается не важно, качество освещения хромает на обе ноги, нахальных водителей и невнимательных пешеходов (или наоборот) хватает всегда и везде. Смотреть нужно в оба. И постоянно тренировать свои навыки велосипедной езды. Ведь не так-то и сложно упасть по собственной вине: не вписаться в поворот, не рассчитать тормозной путь, банально не удержать равновесие.

Если все же избежать падения не удалось, то нижеприведенные советы, надеюсь, будут полезны. Поговорим о первой помощи себе либо единомышленнику в случае получения травмы при падении с велосипеда.

Травмы бывают разные. Их можно условно поделить на легкие, средней тяжести и тяжелые.

Легкие травмы при падении с велосипеда

К ним относятся незначительные и неопасные повреждения кожи – царапины, ушибы, порезы, ссадины и тому подобные.

Назвать ушиб травмой язык не поворачивается. Конечно, неприятно, но ничего страшного в нем нет. Лечения, как такового, не требует, проходит все само. Можно ускорить процесс соответствующей мазью, гелем, кремом да перевязать эластичным бинтом. При сильных ударах следует прикладывать к ушибу лед, снизить нагрузку на данную область.

К популярным типам травм относятся и царапины с ссадинами. Что в таком случае делать, известно каждому с детства: рану нужно промыть, в идеале раствором перекиси водорода. Причем не елозить ватой или тканью по ране, а именно мыть, лить прямо из горлышка. Края раны обрабатываются йодом или зеленкой. Для завершения процедуры ссадину нужно обмотать (не очень туго) бинтом.

Раны поглубже, например порезы, промывать лучше всего водой. После бинтуем поврежденную область и едем в травмпункт, где рану должным образом обработают и при необходимости зашьют. Если порез настолько «неудачный», что задета вена или артерия, то кроме вышеописанного промывания и бинтования придется также наложить жгут. Помните, что при повреждении вены жгут накладывается ниже раны, а при повреждении артерии – выше. Понять, что именно пострадало, можно по цвету крови: венозная кровь очень темная, а артериальная – алая. В больницу ехать обязательно и как можно быстрее!

Травмы средней степени тяжести

Эта информация предназначена тем, кому не удалось легко отделаться. Речь пойдет о вывихах и переломах.

Этот тип травм также довольно характерен для неудачливых велосипедистов. Хорошо, если подобная травма была получена в городе. Можно надеяться на помощь окружающих и не беспокоится о наличии больнички поблизости. А вот если неприятность приключилась в лесу или поле…

Сразу же вызваниваем кого-нибудь из знакомых, кто может приехать на автомобиле и доставить пострадавшего и его байк до цивилизации. Максимально обездвиживаем пострадавшую конечность и ждем подмоги. Чтобы провести время ожидания с пользой, накладываем на перелом шину. Если вы катались одни, это будет сложнее, но что делать?

Итак, шина накладывается выше перелома и ниже его. То есть шин должно быть минимум две. На их роль сгодятся обычные, но достаточно крепкие палки. Прикладываем одну с одной стороны перелома, другую – с другой. Помните, что палки нельзя прикладывать к голому телу. Если сломана, например, нога, а вы в шортах, придется места крепления шины обмотать тканью. Проявите смекалку, если ничего не будет с собой. В крайнем случае можно пустить в ход футболку. Далее привязываем палки бинтом. Крепление должно быть плотным, чтобы палки не соскальзывали и фиксировали конечность до полной неподвижности в месте перелома.

Тяжелые травмы при падении с велосипеда

При получении такого рода травмы (повреждения внутренних органов, переломы позвоночника, черепа) сам себе мало чем поможешь. Да и партнеры по покатушке тоже полноценной помощи оказать не смогут. В таких случаях только скорая помощь и больница. Если травма проникающая – перевязываем рану. Лучше всего использовать пластырь. В случае, если его нет, придется обойтись бинтом или одеждой. Складываем бинт или ткань в несколько слоев и привязываем к месту ранения. На счету каждая минута, а больше сделать ничего нельзя, так что нужно как можно скорее добраться до больницы.

При черепно-мозговых травмах и травмах позвоночника нужно максимально обездвижить пострадавшего и уповать на скорое появление специалистов. Переносить и даже незначительно двигать человека с такими травмами категорически нельзя!

Как вы видите, бывают и совсем печальные случаи. Но таковые – большая редкость. Если же велосипедист опытный, знает ПДД, использует велошлем и прочую защиту, постоянно совершенствует свои навыки езды, внимателен на дороге – шансы пострадать крайне малы.

Играет роль и так называемое умение падать. По иронии судьбы оно приходит после нескольких падений, да и то не ко всем. Принцип – приземляться по касательной, с распределением энергии по разным мышцам, чтобы поглощение инерции шло наибольшим их количеством. Посмотрите на паркурщиков. Они прыгают с умопомрачительных высот, в полете еще и трюки делают, а потом приземляются и бегут дальше. Как ни в чем не бывало. Все дело в «отпружинивании» и перекатывании. Посмотрите внимательно видео, поймете, о чем я. Описать словами затруднительно.

Катайтесь на велосипеде в удовольствие и возите с собой аптечку. Если не себе, то товарищам по потоку. Лучше пусть она будет. Основные компоненты: раствор перекиси водорода, стерильный бинт, вата, жгут (на всякий случай). Этого с лихвой хватит для обработки типичных травм при падении с велосипеда. А от нетипичных не застрахуешься, как ни старайся. Даже если из дома не выходить, все равно абсолютной безопасности никто не гарантирует. Поэтому не бойтесь кататься даже после такой невеселой статьи. К тому же, после травмы всегда приходит выздоровление.

Видео в тему: как правильно падать — учимся у паркурщиков.

Максим Колесник, только для dnipro.bike

dnipro.bike


Смотрите также