Велоспорт на Олимпийских играх. Олимпийские велосипеды


Велоспорт на Олимпийских играх

Поиск Лекций

Реферат

по дисциплине:

На тему: Олимпийские виды спорта. Велоспорт.

 

 

Выполнила студентка

2 курса 1831/9 группы

юридического факультета

очного отделения

Заббарова З.И.

Проверила:

ассистент

Чурбанова А.Н.

 

Чистополь 2015

Содержание

 

Введение

1. История велоспорта

2. Отечественный велоспорт

3. Велоспорт на Олимпийских играх

4. Строение современного спортивного велосипеда

5. Влияние велоспорта на организм

Заключение

Литература

 

Введение

Все большее количество людей в настоящее время ведут борьбу за здоровый образ жизни, поскольку физическая культура укрепляет здоровье, развивает физические силы и двигательные способности человека. Большое разнообразие физических упражнений, применяемых в процессе физического воспитания, позволяют человеку быть в хорошей физической форме и вести здоровый образ жизни. Такие виды спорта как бег, ходьба на лыжах, плавание, велосипед не только развивают мышцы, но и укрепляют позвоночник, что позволяет с большой долей вероятности избежать многих заболеваний в будущем. Можно заниматься любым видом спорта только в целях активного отдыха, развлечения и укрепления здоровья и не ставить перед собой задачи достижения высоких результатов и участия в соревнованиях.

Спортивные развлечения - прогулки пешком, верхом, на лыжах, на велосипеде и другие должны быть строго дозированы в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в которых они проводятся.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. Езда на велосипеде, равно как и ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля, относятся к таким упражнениям. Но сначала необходимо рассмотреть историю создания самого велосипеда и историю велоспорта.

 

История велоспорта

В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно - в конце XIX века. Но прежде, чем рассказать о зарождение и развитии велосипедного спорта, уместно будет вспомнить историю возникновения самого велосипеда. Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на 4, 3 и 2 колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах. Не остались в стороне и российские умельцы. Первый год XIX столетия ознаменовался созданием первого двухколесного цельнометаллического велосипеда. Сотворил его на нижнетагильском заводе крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов. Он "в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга", а в 1801г. добрался на своем самокате в Москву, преодолев по бездорожью более 5тыс. км. В столице он показал свое детище во время коронации царя, за что был освобожден от крепостной зависимости. Весил "новорожденный" больше 40кг. Но мастеровому не помогли. Патент на изобретение не выдали. Летописцы велосипедной истории считают родоначальником современной веломашины изобретение немца лесничего Карла фон Драйса из Мангейма. В 1814г. он построил свой деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любую сторону.

В 1817 г. Карл фон Драйс получил патент в Германии на изобретение велосипеда. Дальнейшее усовершенствование велосипеда происходило в Западной Европе и Америке.

Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2 000м. Ее победителем стал англичанин Дж. Мур, который в следующем году триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке на велосипеде Париж-Руан на 120км. Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 час 45 мин, т.е. со скоростью спортсмена-пешехода. В дальнейшем скорость велосипеда была доведена до 30км/ч. Изобретатели увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Эти машины получили название "пауков". Однако езда на них была не безопасна. При малейшем толчке велосипед опрокидывался и седок совершал прыжок через руль. В 1885г. на таком велосипеде Томас Стивенс совершил кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60км в день. Одновременно с "пауками" стала распространяться другая модель велосипеда, названная "кенгуру". Впервые была применена цепная передача, а увеличение скорости достигалось соотношением шестерен. Дальнейшее совершенствование велосипеда шло очень быстро. Настоящий переворот в этом деле произошел в 1885г., когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. Пневматические шины были тем новшеством, которого нахватало велосипеду для окончательного признания его удобным способом передвижения.

Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство треков. В 1890г. в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, но и на шоссе. В 1891г. было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо-Париж (600км). Первый чемпион мира по треку для спортсменов любителей был организован в Чикаго в 1893г. С 1895г. начинают разыгрываться чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. В конце XIX века особой популярностью пользовались шестидневные гонки на треке. Первая такая гонка была устроена в 1896г. в Америке. А первые чемпионаты мира по шоссе для любителей стали проводиться в 1921г. на 190км; для гонщиков-профессионалов - в 1927г. на 185км; среди женщин в 1958г. Наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции - "Тур де Франс". Впервые она состоялась в 1903г., общая протяженность - 5.000км. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.

Велосипедный спорт - одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам.8 апреля 1896г. были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один на шоссе. Уникально достижение французского спортсмена П. Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом. Во время проведения этой I Олимпиады еще не было Международного Союза велосипедистов (УСИ), он возникнет лишь в 1900г., но завидную настойчивую инициативу по включению велогонок в программу проявили представители Международного союза рабочих велосипедистов "Солидарность". Долгое время организаторы игр составляли программу соревнований по своему усмотрению иногда устраивая гонки только на треке, как это было в 1900г., 1904г. (результаты состязаний 1904г., в которых участвовали лишь спортсмены США, не вошли в официальные протоколы олимпийских игр), или только на шоссе, как в 1912г. В 1908-1972г. г. проводились трековые гонки на тандемах. Современный регламент соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года. Женщины впервые участвовали в Олимпиаде 1984г. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР. На Олимпийских играх в Атланте в 1996г. велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Впервые в истории Олимпийских игр присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса.

Горный велосипед изобрели около 20 лет назад хиппи из северной Калифорнии, и в прошлом американцы были лучшими в этом виде спорта. Гонка по пересеченной местности прошла по холмам и рощам парка для верховой езды. Впервые к участию в Играх допущены профессионалы. В каждом виде соревнований используются разные типы велосипедов, а цена моделей для трековых и шоссейных гонок может достигать 4 500 долларов.

Шоссейный велосипед может иметь до 14 передач и снабжены первоклассными тормозами. Трековый велосипед имеет только одну передачу и не имеет тормозов. Скорость велосипедистов на треке на закругленных бортиках может достигать 64,5км в час. В Атланте построен первый переносной трек "Стоун маунтин". Борьба за первое место всегда очень напряженная: в 1964 году, например, только 0,16 секунд отделяло победителя от спортсмена, занявшего 51 место; а в 1976 году команда из Западной Германии выиграла гонку - преследование на 4км, потому что спортсмены заполнили шины своих велосипедов более легким гелием, а не воздухом. Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90-х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта - маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований. Эта тенденция затрагивает и программу женского велосипедного спорта. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000г. программа соревнований по велосипедному спорту расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей разыгрывались между женщинами.

 

Отечественный велоспорт

Велосипедный первенец родился в нашей стране. Но изобретение крепостного мастера Артамонова не нашло применения. И потому первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х годов XIX в., были продукцией заводов Англии и Германии. В 1880г. Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были мало пригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена.

Первое официальное состязание было проведено в Москве 24 июля 1883г. на двух дистанциях 1,5 и 7,5 верст. Фактически они носили международный характер. В состязаниях участвовали американский, австрийский и английские спортсмены.1883 год и отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России. Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884г. на Царском Лугу (Марсовом поле) в Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов-любителей.

Уже в 1882г. в Петербурге было создано первое русское велосипедное общество. Вскоре возникло и Московское общество велосипедистов-любителей и Московский клуб велосипедистов. Уже к концу 80-х г. г. велосипедные общества созданы в других городах России, а велосипедные кружки были во многих губернских и уездных городах. В 1896г. среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Л.Н. Толстого.70-летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели подарили ему велосипед с серебряными спицами.

В 1886г. появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891г. в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250м, который собирался за полчаса. В Одессе в 1894г. был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360м.

Важнейшим событием в спортивной жизни России явился розыгрыш в 1891г. звания "Первый ездок России". Его назвали первым "Всероссийским чемпионатом". В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены потом в 1892-1894г. г. в Москве. В 1894г. впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги.

В 1895г. зарождается самая тяжелая и длительная гонка Петербург - Москва. Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик М. Дзевочко. Так, с первенства мира 1896 г., состоявшегося в Копенгагене, он вернулся вторым призером в лидерской гонке на 100км и занял первые места в гонках на 1 и 10миль.А. Панкратову принадлежит приоритет первого русского велосипедиста, свершившего в 1911-1913г. г. кругосветное путешествие по маршруту, который официально утвердил Международный Союз велосипедистов. А. Бутылкин, Г. Вашкевич, П. Ипполитов, С. Уточкин - все эти спортсмены стали гордостью нашего велоспорта.

Велосипедная лихорадка гонок, охватившая в конце XIX века Западную Европу и Америку, перекинулась в Россию. Зритель охотно шел на велогонки. Велосипедный спорт был в расцвете славы. Но тут в прибыльное дело вмешались крупные торговые фирмы. Они скупали лучших гонщиков и превратили велосипедные соревнования в чисто коммерческое предприятие, торговые махинации целиком переносятся на спортивную арену. Пропадает спортивный интерес, гонки перестают привлекать зрителей.

После Октябрьского переворота (1917г) Тульский трек оставался единственным в стране действующим "велосипедным островком". В 1918г. Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России. Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР. В 20-х годах прошли: первая гонка по Московскому Садовому кольцу, тогда еще вымощенному крупным булыжником, первая встреча гонщиков Москвы и Петрограда, первый чемпионат Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, первый чемпионат страны, проведенный в 1923г. на Московском ипподроме: соревнования на треке, а на шоссе - в 1928г. Резкий толчок развитию советского велосипедного спорта дала Всесоюзная спартакиада 1928г. (Победитель спринтерской гонки А. Куприянов в течение многих лет занимал пост вице-президента УСИ и ФИАК).12 августа 1937г. в Москве стартовала первая советская многодневная гонка. На олимпийской трассе впервые русские велосипедисты выступили в Стокгольме в 1912г. Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320-километровую гонку, он был 60-м. В 1926г. российские гонщики впервые участвовали в матчах с зарубежными спортсменами - членами рабочих спортивных организаций. Тогда наши велосипедисты убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 50-е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952г. А в Международную любительскую федерацию велоспорта СССР вошел в 1965г. Первым советским рекордсменом мира в гонке на треке на 1км с ходу был Р. Варгашкин. Олимпийский дебют советских гонщиков состоялся в 1952г., но был неудачным. За горечью первых неудач пришла радость первых побед. Первым советским олимпийским чемпионом по велосипедному спорту стал В. Капитонов. В 1976 и 1980г. г. сборная СССР стала олимпийским чемпионом в шоссейной командной гонке, а в групповой гонке на 189км победу праздновал С. Сухорученков. На Олимпийских играх 1988г. советские велосипедисты завоевали 4 золотые медали, причем А. Кириченко победил в гите - номере программы, в котором наши мастера никогда прежде не поднимались на верхнюю ступень олимпийского пьедестала почета. Надо отметить и победу Эрики Салумяэ из Таллинна, которая выступала за команду СССР, в спринтерской гонке для женщин, впервые включенной в олимпийскую программу. В 1996г. золото России завоевала Зульфия Забирова (фото) в индивидуальной гонке на время.

В настоящее время, чтобы на равных бороться с ведущими велосипедными странами необходимо, по мнению специалистов, делегировать как можно больше российских велосипедистов в зарубежные профессиональные команды или создавать собственные профессиональные команды, решая вопросы финансирования на государственном уровне. Те, кто выходит на трассы, никогда не скажут друг о друге "велосипедист", даже не скажут "спортсмен". Непременно произнесут слово "гонщик", ибо для них гонщик - синоним слова "боец". Этот титул - большая честь, его надо заслужить.

 

Велоспорт на Олимпийских играх

Велоспорт был включен в программу первых Олимпийских игр в Афинах 1986 года и с тех пор присутствовал на всех последующих Играх. Сейчас соревнования по велоспорту проходят в четырёх дисциплинах – шоссейные гонки, трековые гонки, маунтинбайк и BMX. Женские шоссейные гонки впервые появились на Играх в 1984 году в Лос-Анджелесе, а гонки на велотреке – в Сеуле в 1988 году. Маунтинбайк и BMX – самые новые участники Игр, они приобрели (в мужском и женском зачетах) официальный олимпийский статус в 1996 году в Атланте и в 2008 году в Пекине соответственно.

Наша первая золотая медаль в велоспорте была выиграна в 1960 году на Олимпийских играх в Риме на шоссе. Чемпионом тогда стал Виктор Капитонов. Самыми успешными для советских велогонщиков считаются Игры 1972–го года в Мюнхене, где было завоевано 2 золотые и 1 бронзовая медали. (В 2004 г. Вячеслав Екимов получил серебряную медаль, и, несмотря на то, что американец Т. Хэмилтон, занявший 1-е место и уличенный в допинге, вернул свою медаль, Екимову ее не вручили. И он считается двукратным чемпионом, а не трехкратным).



poisk-ru.ru

Велосипеды, которые выбирают чемпионы

Все велосипеды можно разделить на несколько групп. Некоторые модели предназначены только для профессионалов, а другие подойдут и начинающим в велоспорте. Производителей тоже немало, и среди них есть признанные лидеры, чьи модели выбирают чемпионы. Такими лидерами можно смело назвать двух крупных производителей велобайков и комплектующих к ним.

Велосипеды CUBE

Качественный велосипед видно сразу

Именно такой фразой можно охарактеризовать байки бренда Cube. Производство расположено в Германии, что уже само по себе свидетельствует о скурпулезном контроле качества, ведь сборка велосипедов происходит на заводах вручную.

Большая команда дизайнеров постоянно держит руку на пульсе, и поэтому байки успевают соответствовать последним тенденциям, изменяя дизайн и совершенствуя конструкцию. Для покраски рам и поддержания соответствия ее мировым стандартам используется технология другого немецкого бренда BMW. В линейке Cube есть модели разных ценовых сегментов, а топовые байки украшены лазерной гравировкой. Различные модели велосипедов есть в магазине "Велострана", ознакомиться с его ассортиментом можно здесь — http://www.velostrana.ru/cube/ .

В конструкции велобайков Cube реализовано много инновационных технологий, позволяющих сделать их надежными, быстрыми и маневренными. Так, отдельное внимание компания уделила разработке конструкции подвески, где задействовала технологию Size Tuned Kinematic и Dual Trail Control , которая позволяет расположить задние амортизаторы таким образом, чтобы независимо от условий эксплуатации или прилагаемых гонщиком усилий, амортизация всегда была качественной.

Технология 3D Active Link обеспечивает жесткость и в то же время эффективную работу амортизационной системы. WLS Geometry представляет собой особую конструкцию рамы, которая используется в моделях байков, предназначенных для женщин. Cube также сделал систему тормозных тросиков частично интегрированной, что дало возможность продлить срок службы велосипеда и надежно обеспечить безопасность.

Что в топе?

Разнообразие моделей от Cube приятно удивляет наличием даже у такого производителя премиум-класса вполне бюджетных моделей. Одна из них — Cube Aim Disc, которая является мужской моделью и предназначена для любителей спокойной езды по городу и за его пределами. Хотя ее нельзя назвать профессиональной, все же выполнен байк добротно и качественно. Это как раз идеальный вариант для новичков. То же самое можно сказать и о женской модели Cube Access WLS, представленной http://www.velostrana.ru/ — http://www.velostrana.ru.

Велосипед CUBE

Для быстрой езды по пересеченной местности можно выбрать Cube Access WLS Race, где есть усиленная рама и предлагается три вида комплектации. Одной из лучших моделей для спортсменок признана Cube Access WLS Pro.

Все начинается с малого

Своим появлением велосипеды GT обязаны некоему сварщику Тернеру, который для своего сына, увлекавшегося велогонками, смастерил велосипед с хроммолибденовой рамой. Такая конструкция была одновременно очень легкой и прочной, впоследствии ею заинтересовался владелец одного из велосипедных магазинов, что дало начало производству GT. Производитель тщательно отслеживает все отзывы и пожелания владельцев своей продукции, чтобы сделать ее еще лучше и надежнее. Большой ассортимент моделей бренда здесь — http://www.velostrana.ru/gt/.

К особенностям байков от GT можно отнести использование особой конструкции рамы Zaskar, которая обеспечивает торсионную жесткость. Задняя подвеска изготовлена с использованием технологии I-Drive. Это дало возможность изолировать кареточный узел. Сочетание всех технологий дало в результате высокоэффективную систему, по качеству сравнимую с четырехрычажной, однако без ее недостатков. Особая гордость GT — широкая линейка горных велосипедов, где есть вполне бюджетные модели, например, Chucker или Avalanche.

www.olympic-champions.ru

Олимпийские игры (велоспорт)

Соревнования велосипедистов в том или ином объеме входили в программу всех олимпийских игр нового времени, начиная с Олимпиады 1896 г. В программу первой олимпиады вошли шесть видов соревнований: пять на треке (спринт на один круг, индивидуальные гонки на 2, 10, 100 км, 12-часовая гонка) и один вид на шоссе — групповая гонка на 87 км. В большинстве видов победу одержали велосипедисты Франции, принявшие наиболее рациональную по тому времени индивидуальную систему тренировок. Лишь результаты Игр 1904 г. не вошли в официальные протоколы, так как в них участвовали лишь спортсмены США. Программа велосипедных соревнований на первых олимпиадах не отличалась стабильностью, поскольку составлялась по собственному усмотрению организаторов Игр. Так, гиты и командные гонки на треке проводились на самые различные дистанции, то устраивались одни лишь трековые гонки (1900, 1904), то одни шоссейные (1912). В соревнованиях не участвовали женщины. И только в программу Игр 1984 г. впервые была включена для них групповая гонка на шоссе. В своем современном виде программа велосипедных соревнований стала определяться с IX Олимпиады 1928 г. В нее вошли спринтерская гонка на три круга, гит на 1 км с места, командная гонка преследования на 4 км, командная гонка по шоссе на 100 км и групповая гонка. Индивидуальная же гонка преследования на 4 км начала свою жизнь с Олимпиады 1964 г. в Токио. Соревнования на тандемах шли на Играх с 1908 по 1972 г., а затем с 1976 г. были сняты. В километровом гите, спринте и индивидуальной гонке преследования та или иная страна представляется лишь одним спортсменом; в групповой гонке по шоссе и в командном преследовании на треке — четырьмя. До 1960 г. шоссейная гонка была одного вида — групповая гонка с общим стартом. А команда-победительница определялась по сумме времени первых четырех, а затем (1920—1956) первых трех гонщиков каждой из стран — участниц групповой гонки. Для командной гонки устанавливалась дистанция в 100 км; стартуют в ней команды из четырех человек с определенным интервалом во времени. Впервые велосипедисты нашей страны приняли участие в Олимпийских играх 1912 г. До этого в декабре 1910 г. по инициативе спортсменов Петербурга состоялось совещание представителей петербургских и московских обществ, на котором был создан организационный комитет по подготовке русских велосипедистов к Олимпийским играм в Стокгольме. В мае 1912 г. на шоссе под Ригой в соревнованиях на 315 верст были отобраны 12 велосипедистов в сборную команду для участия в Играх. Дебют русских гонщиков был неудачным. Только рижанин А. Апсит закончил гонку на 300 км и занял 60-е место среди 156 участников, проиграв победителю более часа. Сильнейший стайер России Ф. Борисов, уверенно шедший вторым, получил тяжелую травму на 240-м километре пути и не закончил состязание. В командном зачете первенствовали шведы. В апреле 1951 г. был создан Олимпийский комитет СССР, положивший начало олимпийскому движению в нашей стране. В мае того же года он был признан Международным олимпийским комитетом и советские спортсмены, в том числе и велосипедисты, могли принять участие в своих первых Олимпийских играх 1952 г. Этот факт имел огромное значение. Он ознаменовал новый этап в истории олимпийских игр. Представители СССР при поддержке прогрессивной спортивной общественности начали бороться за подлинную демократизацию олимпийского движения и олимпийских игр. На Играх 1952 г. велосипедисты СССР выступили по всем видам олимпийской программы, кроме гонок на тандемах, которые у нас в то время не практиковались. Эта первая Олимпиада была, по сути дела, разведкой боем. Ни медалей, ни зачетных очков наши спортсмены не получили. Сказалось отсутствие опыта крупных международных встреч, хорошо оборудованных треков и классного велоинвентаря. (Впрочем, не завоевали зачетных очков команды таких старых велосипедных стран, как Швейцария и Нидерланды.) Самым ближайшим было 12-е место Л. Ципурского в гите на 1 км с места. Через четыре года на Играх XVI Олимпиады в Мельбурне наши велосипедисты внесли в общую копилку первые зачетные очки. Б. Савостин поделил 5-е место в гите на I км, в командной гонке преследования на 4 км наша команда была пятой, а в командной гонке на 100 км — шестой. Первая большая победа на олимпиадах связана с именем заслуженного тренера СССР Виктора Капитонова. На Играх 1960 г. в Риме в условиях сильнейшей жары он стал победителем в групповой гонке на шоссе. Впервые советские гонщики стали призерами и в командной гонке на 100 км, а также завоевали три бронзовые медали в трех видах трековой программы — гите на 1 км, тандеме и командной гонке преследования. На Играх 1964 г. советские гонщики были уже серебряными призерами в тандеме, а на Олимпиаде 1972 г. Владимир Семенец и Игорь Целовальников завоевали титул олимпийских чемпионов. Тяжелее давалось восхождение к олимпийской вершине в спринтерской гонке. Штурм начал Б. Романов. В 1956 г. на треке Мельбурна он входит в восьмерку сильнейших. Через 12 лет О. Пхакадзе в Мехико завоевывает бронзовую медаль. И еще через 12 лет на Московской олимпиаде Сергей Копылов лишь повторяет этот успех. Олимпиада 1980 г. была самой счастливой для советских велосипедистов. Впервые они стали здесь чемпионами в командной гонке преследования на 4 км с установлением олимпийского и мирового рекордов и в групповой гонке на шоссе; была завоевана серебряная медаль в километровом гите и бронзовая в спринте. Набрав 37 очков в НКЗ, советская команда вышла на 1-е место, опередив команды ГДР и Франции. Общекомандный зачет на олимпиадах является неофициальным. В Олимпийской хартии записано, что «Игры являются соревнованиями между отдельными спортсменами, а не между странами». Попытки ввести на Играх командный зачет были в 1908 и 1912 гг. Но МОК в 1914 г. отменил практику командного зачета, и он стал с тех пор неофициальным. Сначала за основу НКЗ брали количество завоеванных медалей: за золотую — 3 очка, серебряную — 2 и бронзовую— 1. С 1924 г. очки стали начислять за первые шесть мест в каждом номере программы. При этом 1-е место оценивалось в 7 очков, 2-е — в 5, 3-е — в 4 и т. д. Система 7—5—4—3—2—1, хотя и не свободна от недостатков, принята в большинстве стран. В НКЗ не учитывается общее число медалей, завоеванных в командных соревнованиях. Так, в КГП на 4 км засчитывается одна медаль. До 1976 г. в спринтерской гонке и гонке на тандемах выявлялись только первые четыре места. Получалось, что велосипедисты приносили меньше очков, чем представители других видов спорта, так как гонщики, занявшие 5—6-е места, оставались вне зачета. По предложению советских представителей на конгрессе УСИ было решено учитывать и результаты четвертьфиналистов. С Олимпиады 1976 г. стали определять уже восемь сильнейших гонщиков, а не четыре, как раньше; шесть из них приносили зачетные очки. Это было разумным решением, особенно в отношении такого классического вида, как спринтерская гонка. Если рассмотреть результаты выступлений на всех олимпиадах (кроме «американизированной» Олимпиады 1984 г.) команд стран и отдельных спортсменов, то окажется, что первенство держат велосипедисты Франции. Они завоевали 26 золотых медалей: 7 — в спринте, 3 — в километровом гите, 3 — в КГП, 4 — в гонках на тандемах, 1 — в ИГП и 8 — в гонках на шоссе. 21 золотую медаль завоевали на Играх итальянцы: 4 — в спринте, 2 — в гите на 1 км, 7 — в КГП, 3 — в тандеме и 5 — в гонках на шоссе. Соперничество лидерам оказывали велогонщики Дании, Нидерландов, Бельгии. Затем на первые позиции вышли велосипедисты ГДР и СССР. Олимпийские игры всегда давали толчок совершенствованию и самих велосипедов, и росту технических результатов. На Олимпиаде в Москве гонщики ГДР и Швейцарии выступали на машинах с новой конфигурацией руля и в цельнокроеных обтекаемых костюмах. На Олимпиаде-84 в Лос-Анджелесе итальянские шоссейники стартовали на машинах с дисковыми колесами, которые дают преимущество в 2 с на 1 км дистанции. Американцы в гонках преследования по треку шли на велосипедах с уменьшенными передними колесами и дисковыми задними. Выдающихся личных успехов на олимпиадах добились французы: Даниэль Морелон, завоевавший с 1964 по 1976 г. 3 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую медаль, Поль Массой (1896) и Робер Шарпантье (1936) — по 3 золотые медали, Пьер Трентен — 2 золотые и 1 бронзовую медаль (1964, 1968). Среди советских спортсменов наиболее успешно выступали Виктор Капитонов — 1 золотая и 1 бронзовая медель (1960), Виталий Петраков и Владимир Осокин — по 1 золотой и серебряной медали (1976, 1980). В 1896 г. в Афинах шло состязание велосипедистов, съехавшихся на I Олимпийские игры — гонка на 100 км. Стояла нестерпимая жара. Один за другим обессиленные спортсмены сходили с велодрома. И только двое упорно шли к цели. Это были француз Фляман и грек Коллеттис, которому едва минуло 17 лет. Соперники напрягали все силы. И вдруг у велосипеда грека спустила шина. Теперь француз, не торопясь, мог доехать до финиша. Но он поступил иначе: остановился рядом с соперником и стал ждать, пока тот сменит камеру. Затем оба вскочили на велосипеды и помчались дальше. Первым на финише был Фляман. Зрители восторженно приветствовали и его, и своего земляка — юношу. Обоих подхватили на руки и пронесли по велодрому.

www.velorider.ru

Велоспорт на Олимпийских Играх. Olympteka.ru

ДисциплинаГоды проведения/Результатымужчины, трек, спринт индивидуальный 1896, 1900, 1908, 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (26) мужчины, трек, командный спринт 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (5) мужчины, трек, индивидуальная гонка преследования 1964, 1968, 1972, 1976, 1980, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 (12) мужчины, трек, командная гонка преследования 1908, 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (24) мужчины, трек, 1/4 мили (402.3 м) 1904 (1) мужчины, трек, 1/3 мили (536.5 м) 1904 (1) мужчины, трек, 660 ярдов (603.5 м), 1 круг 1908 (1) мужчины, трек, 1/2 мили (804.7 м) 1904 (1) мужчины, трек, 1 миля (1609.3 м) 1904 (1) мужчины, трек, 2 мили (3218 м) 1904 (1) мужчины, трек, 5 км 1908 (1) мужчины, трек, 5 миль (8045 м) 1904 (1) мужчины, трек, 10 км 1896 (1) мужчины, трек, 20 км 1908 (1) мужчины, трек, 25 км 1900 (1) мужчины, трек, 25 миль (40 225 м) 1904 (1) мужчины, трек, 50 км 1920, 1924 (2) мужчины, трек, 100 км 1896, 1908 (2) мужчины, трек, 12-часовая гонка 1896 (1) мужчины, трек, гонка по очкам 1900, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 (8) мужчины, трек, кейрин 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (5) мужчины, трек, мэдисон 2000, 2004, 2008 (3) мужчины, трек, тандем 1908, 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972 (13) мужчины, трек, омниум 2012, 2016 (2) мужчины, шоссе, групповая (индив.) гонка 1896, 1936, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (20) мужчины, шоссе, гонка с раздельным стартом 1912, 1920, 1924, 1928, 1932, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (11) мужчины, шоссе, командная гонка 1936, 1948, 1952, 1956 (4) мужчины, маунтинбайк, кросс 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (6) мужчины, BMX 2008, 2012, 2016 (3) мужчины, трек, гонка на времямужчины, трек, гонка на время, 1/3 км 1896 (1) мужчины, трек, гонка на время, 1 км 1928, 1932, 1936, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004 (18) мужчины, шоссе, командная гонка на времямужчины, шоссе, командная гонка на время 1912, 1920, 1924, 1928, 1932 (5) мужчины, шоссе, командная гонка на время, 100 км 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980, 1984, 1988, 1992 (9) женщины, трек, спринт индивидуальный 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (8) женщины, трек, командный спринт 2012, 2016 (2) женщины, трек, гонка на время, 500 м 2000, 2004 (2) женщины, трек, индивидуальная гонка преследования 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 (5) женщины, трек, командная гонка преследования 2012, 2016 (2) женщины, трек, гонка по очкам 1996, 2000, 2004, 2008 (4) женщины, трек, кейрин 2012, 2016 (2) женщины, трек, омниум 2012, 2016 (2) женщины, шоссе, групповая (индив.) гонка 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (9) женщины, шоссе, гонка с раздельным стартом 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (6) женщины, маунтинбайк, кросс 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 (6) женщины, BMX 2008, 2012, 2016 (3)

olympteka.ru


Смотрите также