Летучий шотландец — Грэм Обри. Обри велосипед


Грэм Обри — легенда велоспорта!

Грэм Обри (родился 11 сентября 1965 года, прозвище “Летучий шотландец”) — шотландский велогонщик, который дважды бил мировой часовой рекорд — в июле 1993 и апреле 1994, и удерживал титул чемпиона мира в гонке преследования в 1993 и 1995 годах. Большую часть гонок Грэм провел на велосипеде собственной конструкции, который носил собственное имя — “Старый служака” (The Old Faithul). Историю жизни Грэма Обри экранизировали в фильме “Летучий шотландец”. Обри разработал некоторые наиболее радикальные за всю историю улучшения велосипеда.

Ранние годы

Грэм Обри родился в Нанитоне (Ворвикшир), но почти всю жизнь живет в Шотландии, и считает себя шотландцем. На своей первой гонке — 10-мильной разделке — Грэм появился в шортах, ветровке и мартенсах. Он подумал, что старт и финиш в одном и том же месте, поэтому остановился на стартовой черте за 100 метров до финиша и начал переодеваться. Судьи предложили все-таки завершить гонку. Грэм последовал совету, и все-таки уложился “примерно в 30 минут”. Он страдал от депрессии, вызванной биполярным аффективным расстройством, и пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись газом в юношеском возрасте. Грэма случайно спас отец, когда вернулся с работы раньше обычного. В 90-х была еще одна попытка, в этот раз большая доза аспирина, запитая водой из лужи. У него были расстройство личности, пристрастие нюхать газ из сварочного баллона и долг в 492 фунта за обучение. Его веломагазин обанкротился, и Грэм решил справиться с проблемами, побив часовой рекорд на треке. К тому времени он держался уже 9 лет. Франческо Мозер проехал за час 51.151 км.  Это зацепило меня еще когда Мозер улучшил свой рекорд. Фактически, этот бой один на один — никакого постороннего движения, только один человек на треке против секундомера. Я не хотел пробовать, я собирался победить. Когда у тебя нет выбора в жизни, можно или стоять на месте, или сделать рывок. Вот я и решился.

Велосипед

Обри сам изготавливал рамы для своего магазина, и лично сделал свою рекордную раму. Вместо обычного трекового руля он использовал прямой руль в стиле МТБ. Грэм поставил его ближе к седлу и опирался на руль грудью, прижимая локти к корпусу — как на лыжах. Вдохновившись плавной работой стиральной машинки при 1200 об/мин, Грэм убедился в качестве подшипников и барабана и использовал их в велосипеде. Позже пришлось замять этот факт, потому что журналисты считали его важнее самого рекорда. Обри назвал свой велосипед “Старый служака”. У него была узкая каретка, чтобы ноги были ближе друг к другу. Как было сказано в фильме, зазора “в один банан” достаточно. У велосипеда не было верхней трубы, так что коленям не грозил удар об раму. Нижние перья не горизонтальные, так что шатуны могут работать с более узкой кареткой. У вилки только одно предельно узкое перо. Французский писатель, опробовавший велосипед, сказал что на нем сложно разгоняться по прямой линии из-за узкого руля, но набрав скорость, он все-таки смог ухватиться за руль и скрючиться, как Грэм Обри.

Рекорд

Обри попытался побить рекорд Мозера 16 июля 1993 года, на треке Vikingskipet в Норвегии. Буквально через километр он вышел за разметку. Трек был арендован на сутки, так что Грэм решил продолжить на следующий день.  Грэма схватили сильные судороги. Он боролся с ними хитрым способом: пил много воды, чтобы часто просыпаться и ходить в туалет, тем самым растягивая мышцы. На следующий день, уставший, уже через пять минут после подъема Грэм был на треке, готовый к старту. Естественно, после вчерашних пыток все было напрасно.

Потеря рекорда

Обри радовался титулу меньше недели. 23 июля британский олимпийский чемпион Крис Бордмен побил рекорд Грэма на 674 метра, проехав 52.270 км в Бордо, Франция, между этапами Тур де Франса. Он ехал на велосипеде с карбоновой монококковой рамой, карбоновыми колесами и триатлетическим рулем. Их соперничество продолжилось и дальше: через несколько месяцев Обри обогнал Бордмена на гонке преследования на чемпионате мира.

Возвращение рекорда

Франческо Мозер, у которого Грэм Обри отобрал титул рекордсмена, позаимствовал у него характерную посадку — и поставил ветеранский рекорд 51.84 км. Это было 15 января 1994 года, в Мехико — там горный разряженный воздух. В то время как Грэм и Бордмен соревновались примерно на уровне моря. Обри вернул титул 19 апреля 1994 года, на том же треке в Бордо, где ездил Бордмен. Грэм намертво прикрутил туфли к педалям, чтобы не повторился конфуз с финала национального чемпионата, когда на старте вырвалась нога из педали. Он проехал 52.713 км. В свою очередь, 2 сентября 1994 года этот результат превзошел Мигель Индурайн, чемпион Тур де Франса.

 

Запрет “Old Faithful”

Главная регулирующая организация, Международная ассоциация велосипедистов обеспокоилась тем, что усовершенствование велосипедов может неадекватно завысить рекордные скорости на треке. Среди прочего, запретили такую посадку. Грэм узнал об этом за час до старта чемпионата в Италии. Судьи дисквалифицировали его за отказ исправить. Журнал “Cycling Weekly” назвал это “синдромом вахтера”. Обри разработал еще одну посадку, так называемую позу Супермена — руки вытянуты вперед, и выиграл индивидуальное преследование на Чемпионате мира в 1995 году. UCI снова забанила. Велосипед теперь находится в Музее транспорта, в Глазго.

 Другие достижения

Обри был чемпионом в индивидуальной гонке преследования в 1993 и 1995 годах. Он также побил британский рекорд в 10-мильной разделке в 1993, тогда же победил в 50-мильном чемпионате RTTC (британская федерация раздельщиков), и выиграл 25-мильный чемпионат в 1996. В 1997 году Грэм смог проехать 10 миль за 18 минут 36 секунд и на следующий день победить в 25-мильном чемпионате Британанской велофедерации. Питер Брайан, журналист Таймс. Вид Обри в полете, с руками, прижатыми к корпусу, впечатляет. Его лицо искажено болью и показывает прилагаемые усилия. И вскоре после финиша он уже достаточно расслаблен для беседы с толпой журналистов.

Профессиональная карьера

Обри бил рекорды в статусе любителя и получил лицензию после первой победы на чемпионате мира: “Я думаю, я могу заработать больше денег на велосипеде чем в виде пособия по безработице”. Его взяли во французскую команду Le Groupment, но не допустили к гонке в Ле Карро и выгнали за “недостаток опыта”. Перед тем Обри гонялся во Флориде во время командных сборов. Во время следующих сборов Грэм был в отпуске и тоже их пропустил. Он собрался участвовать в следующих, но промахнулся и прилетел в Париж вместо Лилля. Менеджер команды Патрик Вальке прокомментировал: “Если у гонщика такое отношение к делу, то нам лучше прекратить сотрудничество как можно быстрее. Мы оплачивали его перелеты, но он не то что не появился, а даже не позвонил. Он сказал, что не хочет бросать семью вскоре после смерти брата, но позвонить нам все-таки стоило. Больше не хочу иметь с ним никаких дел ” Обри ответил: “Я болел и не мог принять участие. Попытался позвонить некоторым руководителям команды 1 января, но безуспешно. Моя жена Анна, она работает медсестрой, сказала, что я слишком болен для поездки во Францию.” Команда вскоре распалась, когда спонсор вляпался в скандал. Были обвинения в строительстве финансовой пирамиды. Некоторые члены команды утверждали, что они в долгах и не получали оплату.

Наркота

Обри прокомментировал свою короткую карьеру профессионального гонщика: “Я до сих чувствую, что меня прокинули. Я подписал контракт на участие в прологе Тура 95 года, но было очевидно, что без всяких таблеток не обойтись. Я сказал “нет”, и меня уволили. И вот, 11 лет спустя, я жду приезда гонщиков Тура, и во мне что-то пробудилось. Я чувствовал себя ограбленным этими ублюдками на стероидах. Я также ненавижу, когда думают, что каждый кто достиг успехов в гонках ест таблетки. Я был удивлен как обидно мне было в Париже. И это не утихает уже много лет. Это что-то новое, будет о чем поговорить с моим лечащим врачом. ” В интервью L’Equipe:: “Мне кажется, 99 процентов гонщиков элиты употребляют эритропоэтин или аналоги, не столько для допинга, как для соответствия уровню остальных. И это печально.” В то же время на личном сайте сказано: “И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, я никогда не употреблял вещества для повышения результатов, в то время как это стало практически обязательным. Я готов провериться на детекторе лжи, если кто-нибудь из больших СМИ усомнится. Другими словами, если вы купите плакат с автографом — он потом не окажется поблекшим и фальшивым”

Еще одна попытка суицида

Брат Грэма Гордон погиб в аварии в октябре 1994, и Обри снова ушел в депрессию. Его нашли без сознания на ферме Белсленд, в Килморсе, Айршир. Это в 12 км от его дома. Семья Обри держала там лошадей. Грэма нашел сторож при попытке повешения. Жена Грэма Анна сказала, что у него нашли серьезное биполярное аффективное расстройство тремя годами ранее.

Наши дни

Грэм Обри живет с женой и двумя детьми возле Ирвина, в Шотландии. Он периодически гоняется в разделках от местного клуба.  В мае 2009 Грэм Обри объявил о своем намерении снова побить часовой рекорд на очередном самодельном велосипеде 2009 года постройки. Грэм заявил в октябре 2009 года, что попытка отменена, потому что велосипед не годится для тех условий. Новых проб не будет. В декабре 2009 произошло знаменательное событие — Грэма Обри вписали в британский Зал Почета велосипедистов.  И вот, 14 сентября 2013 года Грэм Обри устанавливает новый рекорд: он развил рекордную скорость на машине собственной сборки «Бисти» — 91 километр в час. На этом велосипеде 47-летний спортсмен передвигается головой вперед в горизонтальном положении лицом вниз, находясь всего в 2 сантиметрах от переднего колеса и следя за дорогой через небольшое отверстие. 

Книга и фильм

В 2003 году вышла автобиография под названием “Летучий шотландец”. Слово автора: “Все началось с беседы с психологом, который сказал, что это будет хорошо, и закончилось книгой.” Фильм по книге впервые показали на фестивале в Эдинбурге в 2006 году, в главных ролях Джонни Ли Миллер и Билли Бойд. В ноябре 2006 MGM купил права на распространение по всему миру 29 декабря 2006 фильм представили в США, 29 июня 2007 — в Британии. Британский ДВД вышел 5 ноября 2007.

Читайте также:

Велосипеды fixed gear отличает от обычных байков не только лаконичный дизайн и модные тенденции. В первую очередь фиксед гир велосипеды —  это уникальные технические характеристики, о которых должен знать каждый райдер и в особенности тот, кто хочет...

Компания Cinelli была основана в 1947 году одним из наиболее известных велогонщиков середины ХХ века Чино Чинелли (Cino Cinelli). Используя 15-летний опыт побед в различных престижных велогонках, он разработал целый ряд инновационных решений, которые впоследствии...

Откуда это взялось? В середине 70-х СССР получил право на проведение олимпиады 1980 года. Естественно, тогда партия и правительство решили использовать этот факт в идеологических целях тоже, а еще советская промышленность получила огромный стимул и...

myfixedgear.ru

Летучий шотландец (велоспорт) | Интернет-журнал о велосипедах

Graeme Obree (Грэм Обри) — уникальный шотландский велосипедист, инноватор и панк в душе, который известен по кличке Flying Scotsman (летучий шотландец). У него была яркая история в велоспорте, включающая покорение часового рекорда, он проехал 51.596 км в 1993 году, а затем 52.713 км в 1994-м. Он дважды побеждает на чемпионате мира в дисциплине гонка преследования на 4000 метров в 1993 и 1995 годах.

Он также знаменит своей необычной посадкой на велосипеде и конструкцией своего велосипеда "Old Faithful", который он собрал самостоятельно.

О его жизни и карьере был снят фильм "The Flying Scotsman", а также написана автобиография.

Начало

Грэм родился в городе Нунеатон в Шотландии. С детства он страдал биполярным расстройством психики. В юношестве он пытался покончить жизнь самоубийством, и был спасен отцом, заставшим его. Он повторил попытку самоубийства в 1990-м году приняв огромную дозу аспирина. В результате личностных проблем он пристрастился к газу, с помощью которого он варил рамы, а затем и вовсем был отчислен из колледжа за неуплату.

Уже в юношестве он увлекся велоспортом, начинает пробовать себя в спорте. В результате всех личностных неурядиц Грэм решает побить мировой рекорд, который принадлежал в то время Франческо Мозеру. Этот шаг помогает Грэм отвлечься от проблем и даем ему шанс жить по-новому.

The Old Faithful

Одна из вещей, из-за которой шотландец стал знаменит — это его велосипед. Он создает уникальную раму самостоятельно. В раме использовалась более узкая каретка, чем в других трековых велосипедах, что давало возможность держать ноги ближе друг к другу при педалировании. Рама не имела верхней трубы, поэтому ноги в такой посадке не ударялись о раму. Вместо классического трекового руля он использует узкий руль с "рогами", более подходящий для горного велосипеда, нежели для трека.

Рекорды

И так, 16 июля 1993 года на норвежском велодроме Vikingskipet совершает свою первую попытку побить рекорд, но она заканчивается неудачей, до рекорда не хватило расстояния около километра. Поскольку трек был арендован на сутки, Грэм решает повторить попытку на следующий день. В этот день он ставит новый рекорд, проехав за 1 час расстояние в 51,595 км на треке. Предыдущий рекорд Мозера — 52,151 км.

Битва за мировой рекорд в 1993 году

Для первой попытки побить часовой рекорд Грэм обращался в мастерскую Arctic Shorter, где для него создали более совершенную копию его велосипеда. Но после неудачи он решает, что свою вторую попытку совершит на своем оригинальном велосипеде.

В этом же году, буквально спустя неделю, 23 июля рекорд бьет британский олимпийский чемпион Крис Боардбан, проехав за час расстояние в 52,270 км по треку в городе Бордо во Франции. Нужно отметить, что Крис побил этот рекорд в перерыве между этапами Тур де Франс. Однако, и велосипед Криса был более совершенен — карбоновая монокок рама, карбоновые колеса и руль-лежак.

19 апреля 1994 года Грэм Обри бьет рекорд вновь на том же треке в Бордо, где это сделал Крис Боардман. И уже 2 сентября этого года рекорд бьет испанский гонщик Мигель Индурайн.

Запрет Old Faithful

Главный голос в велоспорте UCI запрещают велосипед Грэм. Точнее, они запрещают не сам велосипед, а посадку, в которой гонщик передвигался на нем. После этого шотландец делает свой руль-лежак и придумывает новую посадку, которую называет "Superman". На обновленном велосипеде он выигрывает гонку преследования на международном чемпионате в 1995 году. Но и эта позиция была запрещена UCI. Это был конец истории его велосипеда, который сейчас занимает почетное место в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге.

Посадка "Superman"

Велосипед в национальном музее

Профессиональная карьера

Грэм побил рекорды будучи официально любителем. После победы на чемпоионате мира он получил лицензию профессионального гонщика, и выигрывает чемпионат еще раз. Затем он вступает во французскую команду Le Groupement, которую вскоре покидает из-за скандала. Он не является на фотосессию команды из-за личных проблем, в результате чего менеджер его выгоняет.

Видеосюжет о гонщике

Следующий факт смутил некоторых его поклонников, но большинство продолжают верить в него, как человека, добившегося многого, преодолевая тяжбы своей болезни. В начале 2011 года он признается в интервью журналу Scottish Sun, что он — гей, и что он не мог признаться об этом ранее, так как не нашел бы терпимых отзывов о его ориентации в девяностые. Его страх перед правдой также был одной из причин попыток суицида.

www.cyclepedia.ru

Летучий шотландец Graeme Obree (Грэм Обри)

Крутой фильм, основанный на реальных событиях. Шизофренник сконструировал велосипед. используя части стиральной машины. После чего стал чемпионом мира по часовой гонке и гонке преследования на 4 км. Из фильма, кстати, стало понятно про велосипеды на треке и специальные стойки велосипедиста. Непонятно только почему их вдруг стали запрещать?

год

2006

страна

Германия, Великобритания

слоган «Hope made him a dreamer. Heart made him a hero.»
режиссер Дуглас Маккиннон
сценарий Джон Браун, Саймон Роуз, Деклан Хьюз
продюсер Питер Бруэн, Клер Чэпман, Питер Галлахер, …
оператор Гэвин Финни
композитор Мартин Фиппс
художник Майк Ганн, Урсула Клири, Александра Колфилд, …
монтаж Колин Мони
жанр драма, спорт, …слова
сборы в США

$171 817

сборы в мире

+ $1 087 083 = $1 258 900сборы

зрители   38.1 тыс.,      15.1 тыс.
премьера (мир)

16 августа 2006, …

рейтинг MPAA
время 96 мин. / 01:36

Понравилось несколько фактов из фильма:

1) Расстояние между ногами при нормальном состоянии у человека — один банан. А у велосипедов — два банана.2) Мочевой пузырь — лучший будильник. В ночь между двумя попытками Летучий голландец много пил и каждые два часа разминал ноги.3) Почему у лыжников такая стойка? Для правильной аэродинамики. А почему у райдеров стойка не настолько аэродинамическая?

После просмотра фильма захотелось подробнее узнать про Обри. Наверняка же он в теннис не играл. Оказывается, фильм даже вел его красочно передал. Хорошая статья есть на Циклопедии:

Graeme Obree (Грэм Обри) — уникальный шотландский велосипедист, инноватор и панк в душе, который известен по кличке Flying Scotsman (летучий шотландец). У него была яркая история в велоспорте, включающая покорение часового рекорда, он проехал 51.596 км в 1993 году, а затем 52.713 км в 1994-м. Он дважды побеждает на чемпионате мира в дисциплине гонка преследования на 4000 метров в 1993 и 1995 годах.

Он также знаменит своей необычной посадкой на велосипеде и конструкцией своего велосипеда «Old Faithful», который он собрал самостоятельно.

О его жизни и карьере был снят фильм «The Flying Scotsman», а также написана автобиография.

Начало

Грэм родился в городе Нунеатон в Шотландии. С детства он страдал биполярным расстройством психики. В юношестве он пытался покончить жизнь самоубийством, и был спасен отцом, заставшим его. Он повторил попытку самоубийства в 1990-м году приняв огромную дозу аспирина. В результате личностных проблем он пристрастился к газу, с помощью которого он варил рамы, а затем и вовсем был отчислен из колледжа за неуплату.

Уже в юношестве он увлекся велоспортом, начинает пробовать себя в спорте. В результате всех личностных неурядиц Грэм решает побить мировой рекорд, который принадлежал в то время Франческо Мозеру. Этот шаг помогает Грэм отвлечься от проблем и даем ему шанс жить по-новому.

The Old Faithful

Одна из вещей, из-за которой шотландец стал знаменит — это его велосипед. Он создает уникальную раму самостоятельно. В раме использовалась более узкая каретка, чем в других трековых велосипедах, что давало возможность держать ноги ближе друг к другу при педалировании. Рама не имела верхней трубы, поэтому ноги в такой посадке не ударялись о раму. Вместо классического трекового руля он использует узкий руль с «рогами», более подходящий для горного велосипеда, нежели для трека.

Рекорды

И так, 16 июля 1993 года на норвежском велодроме Vikingskipet совершает свою первую попытку побить рекорд, но она заканчивается неудачей, до рекорда не хватило расстояния около километра. Поскольку трек был арендован на сутки, Грэм решает повторить попытку на следующий день. В этот день он ставит новый рекорд, проехав за 1 час расстояние в 51,595 км на треке. Предыдущий рекорд Мозера — 52,151 км.

Сохранилась даже запись установления рекорда на Ютубчике:

Для первой попытки побить часовой рекорд Грэм обращался в мастерскую Arctic Shorter, где для него создали более совершенную копию его велосипеда. Но после неудачи он решает, что свою вторую попытку совершит на своем оригинальном велосипеде.

В этом же году, буквально спустя неделю, 23 июля рекорд бьет британский олимпийский чемпион Крис Боардбан, проехав за час расстояние в 52,270 км по треку в городе Бордо во Франции. Нужно отметить, что Крис побил этот рекорд в перерыве между этапами Тур де Франс. Однако, и велосипед Криса был более совершенен — карбоновая монокок рама, карбоновые колеса и руль-лежак.

19 апреля 1994 года Грэм Обри бьет рекорд вновь на том же треке в Бордо, где это сделал Крис Боардман. И уже 2 сентября этого года рекорд бьет испанский гонщик Мигель Индурайн.

Запрет Old Faithful

Главный голос в велоспорте UCI запрещают велосипед Грэм. Точнее, они запрещают не сам велосипед, а посадку, в которой гонщик передвигался на нем. После этого шотландец делает свой руль-лежак и придумывает новую посадку, которую называет «Superman». На обновленном велосипеде он выигрывает гонку преследования на международном чемпионате в 1995 году. Но и эта позиция была запрещена UCI. Это был конец истории его велосипеда, который сейчас занимает почетное место в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге.

Посадка «Superman»

Велосипед в национальном музее

Профессиональная карьера

Грэм побил рекорды будучи официально любителем. После победы на чемпоионате мира он получил лицензию профессионального гонщика, и выигрывает чемпионат еще раз. Затем он вступает во французскую команду Le Groupement, которую вскоре покидает из-за скандала. Он не является на фотосессию команды из-за личных проблем, в результате чего менеджер его выгоняет.

 

Следующий факт смутил некоторых его поклонников, но большинство продолжают верить в него, как человека, добившегося многого, преодолевая тяжбы своей болезни. В начале 2011 года он признается в интервью журналу Scottish Sun, что он — гей, и что он не мог признаться об этом ранее, так как не нашел бы терпимых отзывов о его ориентации в девяностые. Его страх перед правдой также был одной из причин попыток суицида.

И напоследок трейлер из фильма «Летучий шотландец» для тех, кто ещё сомневается, смотреть этот фильм или нет:

moy.bike

Грэм Обри

 

Грэм Обри (родился 11 сентября 1965 года, прозвище “Летучий шотландец”) - шотландский велогонщик, который дважды бил мировой часовой рекорд - в июле 1993 и апреле 1994, и удерживал титул чемпиона мира в гонке преследования в 1993 и 1995 годах. Основная фишка - велосипед “Старый служака” с необычной посадкой в позе супермена, собранный из металлолома и запчастей от стиральной машинки. Был в профессиональной команде во Франции, но его выгнали до первой гонки. Страдал от депрессии, дважды пытался самоубиться. Историю жизни Грэма Обри экранизировали в фильме “Летучий шотландец”. Обри разработал некоторые наиболее радикальные за всю историю улучшения велосипеда.

 

   

Обри записали в шотландский Зал Почета в марте 2010.

Ранние годы

Грэм Обри родился в Нанитоне (Ворвикшир), но почти всю жизнь живет в Шотландии, и считает себя шотландцем. На своей первой гонке - 10-мильной разделке - Грэм появился в шортах, ветровке и мартенсах. Он подумал, что старт и финиш в одном и том же месте, поэтому остановился на стартовой черте за 100 метров до финиша и начал переодеваться. Судьи предложили все-таки завершить гонку. Грэм последовал совету, и все-таки уложился “примерно в 30 минут”.

Он страдал от депрессии, вызванной биполярным аффективным расстройством, и пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись газом в юношеском возрасте. Грэма случайно спас отец, когда вернулся с работы раньше обычного. В 90-х была еще одна попытка, в этот раз большая доза аспирина, запитая водой из лужи. У него были расстройство личности, пристрастие нюхать газ из сварочного баллона и долг в 492 фунта за обучение.

Его веломагазин обанкротился, и Грэм решил справится с проблемами, побив часовой рекорд на треке. К тому времени он держался уже 9 лет. Франческо Мозер проехал за час 51.151 км. Грэм рассказывает:Это зацепило меня еще когда Мозер улучшил свой рекорд. Фактически, это бой один на один - никакого постороннего движения, только один человек на треке против секундомера. Я не хотел пробовать, я собирался победить. Когда у тебя нет выбора в жизни, можно или стоять на месте, или сделать рывок. Вот я и решился

Велосипед

Обри сам изготавливал рамы для своего магазина, и лично сделал свою рекордную раму. Вместо обычного трекового руля он использовал прямой руль в стиле МТБ. Грэм поставил его ближе к седлу и опирался на руль грудью, прижимая локти к корпусу - как на лыжах. Вдохновившись плавной работой стиральной машинки при 1200 об/мин, Грэм убедился в качестве подшипников и барабана и использовал их в велосипеде. Позже пришлось замять этот факт, потому что журналисты считали его важнее самого рекорда.

Обри назвал свой велосипед “Старый служака”. У него была узкая каретка, чтобы ноги были ближе друг к другу. Как было сказано в фильме, зазора “в один банан” достаточно. У велосипеда не было верхней трубы, так что коленям не грозил удар об раму. Нижние перья не горизонтальные, так что шатуны могут работать с более узкой кареткой. У вилки только одно предельно узкое перо. Французский писатель, опробовавший велосипед, сказал что на нем сложно разгоняться по прямой линии из-за узкого руля, но набрав скорость, он все-таки смог ухватиться за руль и скрючиться, как Грэм Обри

 

   

На большой скорости я смог поджать руки и сместиться вперед, на кончик седла. Такая позиция не только аэродинамически выгодна, но и позволяет мощнее крутить не вставая с седла. Скорость даже ощущается по-другому, потому что вел где-то сзади, и его даже почти не видно. Еще два заметных сразу момента: передача 53х13 - это тяжело, даже если не ехать в темпе Грэма (55 км/ч, 100 об/мин) - как ни странно, сразу заболели руки. И такая странная посадка совсем не мешает дыханию.

Рекорд

Обри попытался побить рекорд Мозера 16 июля 1993 года, на треке Vikingskipet в Норвегии. Буквально через километр он вышел за разметку. Трек был арендован на сутки, так что Грэм решил продолжить на следующий день. Рассказывает писатель Николас Ро:Грэма схватили сильные судороги. Он боролся с ними хитрым способом: пил много воды, чтобы часто просыпаться и ходить в туалет, тем самым растягивая мышцы. На следующий день, уставший, уже через пять минут после подъема Грэм был на треке, готовый к старту. Естественно, после вчерашних пыток все было напрасно.

А теперь слово самому рекордсмену:У меня было понтов как у Бутча Кэссиди (бандит с Дикого Запада). Я не хотел проигрывать. Это был блицкриг. Я буду там. Дайте мне сделать это. Я не собирался оставаться клоуном из Шотландии. В этом разница. Чисто психическое состояние. Днем раньше я был мышью. А теперь я лев

Обри поставил новый рекорд - 51.596 км, побив рекорд Мозера (51.151) на 445 метров.

Потеря рекорда

Обри радовался титулу меньше недели. 23 июля британский олимпийский чемпион Крис Бордмен побил рекорд Грэма на 674 метра, проехав 52.270 км в Бордо, Франция, между этапами Тур де Франса. Он ехал на велосипеде с карбоновой монококковой рамой, карбоновыми колесами и триатлетическим рулем. Их соперничество продолжилось и дальше: через несколько месяцев Обри обогнал Бордмена на гонке преследования на чемпионате мира.

 

xt.ht

"Старый служака" Грэма Обри

Грэма Обри можно назвать чудаком — на протяжении всей его жизни с ним приключались разные истории, от смешных до трагических. Он родился в 1965 году в Англии, но практически всю жизнь прожил в Шотландии.

В детстве увлёкся велоспортом и являлся перспективным гонщиком. На первой же своей гонке — 10-ти мильной с раздельным стартом он не доехал до финиша сто метров и начал спокойно переодеваться: финиш был не там же, где старт, а дальше как раз на сто метров. По совету судей он всё-таки согласился закончить гонку и даже показал приличный результат.

Грэм страдал психологическими расстройствами. Часто пребывал в депрессивном состоянии и в подростковом возрасте пытался отравиться газом, но его вовремя нашли родственники. Вторую попытку самоубийства он предпринял в 1994 году, но опять неудачно. Был у него небольшой магазин по продаже велосипедов, но он приносил убытки.

В профессиональной карьере у Грэма Обри тоже были постоянные казусы. Он постоянно прпускал сборы, опаздывал из отпуска, даже садился не на те рейсы самолётов и прилетал не в те города. Когда Грэма Обри взяли во французскую профессиональную команду Le Groupment, то он там тоже долго не продержался. Его отчислили за недостаточную подготовку.

Однако не зря имя Грэма Обри вписано в Зал Почёта Великобритании. В 1993 и 1995 годах он стал победителем на Чемпионате Мира в индивидуальной гонке преследования. Неоднократно одерживал победы и устанавливал рекорды в 25-ти 50-ти мильных Британских гонках. Основное своё внимание Грэм Обри сосредоточил на побитии рекорда в часовой гонке на треке.

Велосипед Грэма Обри

Чтобы побить рекорд в часовой гонке Обри изготовил специальный велосипед кардинально отличающийся от тех, на которых до него устанавливались подобные рекорды. Нижние перья рамы начинались не у каретки, а посередине подседельной трубы, что позволяло использовать узкую каретку. Чтобы колени не ударялись об верхнюю трубу Обри вообще убрал её. Вилка велосипеда имела только одно перо. Руль был прямой, как в МТВ, но более узкий и располагался близко к седлу. Подшипники вообще стояли от стиральной машинки.

Такая конструкция предполагала оригинальную аэродинамическую посадку, хоть и неудобную, но час можно было выдержать. Опираясь на руль грудью, гонщик прижимал локти рук к корпусу тела и был похож на лыжника, принимающего такую позу при спуске. Грэм Обри назвал своё детище «Старый служака».

В 1993 году на этом велосипеде Грэм обри со второй попытки побил рекорд, до этого принадлежащий Франческо Мозеру, проехав за час 51,596 км, что было больше на 445 метров. Однако уже через неделю другой знаменитый британский гонщик Крис Бордман улучшил рекорд Грэма Обри на 674 метра. Франческо Мозер также не выключился от соперничества и в разряжённом воздухе горного Мехико преодолел 51,84 км. Грэм Обри вернул себе рекорд в Апреле 1994 года на треке в Бордо взял 52,713 км.

Сейчас Грэм Обри несмотря на возраст для поддержания формы иногда выступает в местных велогонках и Чемпионате Шотландии. Не забывает и про трек. В 2009 году опять было взялся побить рекорд в часовой гонке, но всё же не стал тягаться с более молодыми спортсменами и оставил свою затею. По автобиографии Грэма Обри в 2006 году в Голливуде сняли фильм с названием «Летучий шотландец».

Также на эту тему читать:

Туллио Компаньоло. При разработках компонентов велосипеда компания сделала упор на миниатюризацию, лёгкий ремонт и быструю замену запасных частей велосипеда, при большем периоде эксплуатации по сравнению с конкурентами…

Тайна велосипеда Джино Бартоли. Его имя итальянская общественность во многом ассоциирует с режимом Муссолини. Фашистский диктатор мечтал, чтобы итальянский гонщик выиграл Тур де Франс. И все его надежды были связаны с Джино Бартоли, после того как он выиграл Джиро д’Италия…

Фаусто Коппи. Поражает широкая специализация Фаусто Коппи, как разнопланового гонщика. Он был хорошим горным гонщиком, спринтером, хорошо выступал в раздельном старте и на треке, показывал отличные результаты как в однодневных, так и в многодневных гонках…

Джамолидин Абдужапаров. В велоспорт попал не сразу и сначала занимался лёгкой атлетикой и самбо. Потом случайно попал в секцию велоспорта. Вскоре Джамолидина включили в сборную школьников Узбекской ССР, а потом в сборную юниоров СССР…

Крис Бордман. Его опыт, приобретённый во время спортивной карьеры как нельзя кстати пригодился во второй его жизни конструктора и бизнесмена и менеджера. Бренд с его именем Boardman высоко котируется среди профессиональных спортсменов…

velomasterclass.ru

"Летучий шотландец" Грэм Обри

Graeme Obree (Грэм Обри) — уникальный шотландский велосипедист, инноватор и панк в душе, который известен по кличке Flying Scotsman (летучий шотландец). У него была яркая история в велоспорте, включающая покорение часового рекорда, он проехал 51.596 км в 1993 году, а затем 52.713 км в 1994-м. Он дважды побеждает на чемпионате мира в дисциплине гонка преследования на 4000 метров в 1993 и 1995 годах.

Он также знаменит своей необычной посадкой на велосипеде и конструкцией своего велосипеда "Old Faithful", который он собрал самостоятельно.

О его жизни и карьере был снят фильм "The Flying Scotsman", а также написана автобиография.

Начало

Грэм родился в городе Нунеатон в Шотландии. С детства он страдал биполярным расстройством психики. В юношестве он пытался покончить жизнь самоубийством, и был спасен отцом, заставшим его. Он повторил попытку самоубийства в 1990-м году приняв огромную дозу аспирина. В результате личностных проблем он пристрастился к газу, с помощью которого он варил рамы, а затем и вовсем был отчислен из колледжа за неуплату.

Уже в юношестве он увлекся велоспортом, начинает пробовать себя в спорте. В результате всех личностных неурядиц Грэм решает побить мировой рекорд, который принадлежал в то время Франческо Мозеру. Этот шаг помогает Грэм отвлечься от проблем и даем ему шанс жить по-новому.

The Old Faithful

Одна из вещей, из-за которой шотландец стал знаменит — это его велосипед. Он создает уникальную раму самостоятельно. В раме использовалась более узкая каретка, чем в других трековых велосипедах, что давало возможность держать ноги ближе друг к другу при педалировании. Рама не имела верхней трубы, поэтому ноги в такой посадке не ударялись о раму. Вместо классического трекового руля он использует узкий руль с "рогами", более подходящий для горного велосипеда, нежели для трека.

Рекорды

И так, 16 июля 1993 года на норвежском велодроме Vikingskipet совершает свою первую попытку побить рекорд, но она заканчивается неудачей, до рекорда не хватило расстояния около километра. Поскольку трек был арендован на сутки, Грэм решает повторить попытку на следующий день. В этот день он ставит новый рекорд, проехав за 1 час расстояние в 51,595 км на треке. Предыдущий рекорд Мозера — 52,151 км.

Для первой попытки побить часовой рекорд Грэм обращался в мастерскую Arctic Shorter, где для него создали более совершенную копию его велосипеда. Но после неудачи он решает, что свою вторую попытку совершит на своем оригинальном велосипеде.

В этом же году, буквально спустя неделю, 23 июля рекорд бьет британский олимпийский чемпион Крис Боардбан, проехав за час расстояние в 52,270 км по треку в городе Бордо во Франции. Нужно отметить, что Крис побил этот рекорд в перерыве между этапами Тур де Франс. Однако, и велосипед Криса был более совершенен — карбоновая монокок рама, карбоновые колеса и руль-лежак.

19 апреля 1994 года Грэм Обри бьет рекорд вновь на том же треке в Бордо, где это сделал Крис Боардман. И уже 2 сентября этого года рекорд бьет испанский гонщик Мигель Индурайн.

Запрет Old Faithful

Главный голос в велоспорте UCI запрещают велосипед Грэм. Точнее, они запрещают не сам велосипед, а посадку, в которой гонщик передвигался на нем. После этого шотландец делает свой руль-лежак и придумывает новую посадку, которую называет "Superman". На обновленном велосипеде он выигрывает гонку преследования на международном чемпионате в 1995 году. Но и эта позиция была запрещена UCI. Это был конец истории его велосипеда, который сейчас занимает почетное место в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге.

Посадка "Superman"

Велосипед Грема Обри в национальном музее

Профессиональная карьера

Грэм побил рекорды будучи официально любителем. После победы на чемпоионате мира он получил лицензию профессионального гонщика, и выигрывает чемпионат еще раз. Затем он вступает во французскую команду Le Groupement, которую вскоре покидает из-за скандала. Он не является на фотосессию команды из-за личных проблем, в результате чего менеджер его выгоняет.

Следующий факт смутил некоторых его поклонников, но большинство продолжают верить в него, как человека, добившегося многого, преодолевая тяжбы своей болезни. В начале 2011 года он признается в интервью журналу Scottish Sun, что он — гей, и что он не мог признаться об этом ранее, так как не нашел бы терпимых отзывов о его ориентации в девяностые. Его страх перед правдой также был одной из причин попыток суицида.

Источник

veloclub.su

Грэм Обри

Возвращение рекорда

Франческо Мозер, у которого Грэм Обри отобрал титул рекордсмена, позаимствовал у него характерную посадку - и поставил ветеранский рекорд 51.84 км. Это было 15 января 1994 года, в Мехико - там горный разреженный воздух. В то время как Грэм и Бордмен соревновались примерно на уровне моря.

Обри вернул титул 19 апреля 1994 года, на том же треке в Бордо, где ездил Бордмен. Грэм намертво прикрутил туфли к педалям, чтобы не повторился конфуз с финала национального чемпионата, когда на старте вырвалась нога из педали.

Он проехал 52.713 км. В свою очередь, 2 сентября 1994 года этот результат превзошел Мигель Индурайн, чемпион Тур де Франса

Запрет “Старого служаки”

Главная регулирующая организация, Мкждународная ассоциация велосипедистовб обеспокоилась тем, что усовершенствование велосипедов может неадекватно завысить рекордные скорости на треке. Среди прочего, запретили такую посадку. Грэм узнал об этом за час до старта чемпионата в Италии. Судьи дисквалифицировали его за отказ исправить. Журнал “Cycling Weekly” назвал это “синдромом вахтера”

Обри разработал еще одну посадку, так называемую позу Супермена - руки вытянуты вперед, и выиграл индивидуальное преследование на Чемпионате мира в 1995 году. UCI снова забанила. Велосипед теперь находится в Музее транспорта, в Глазго.

Другие достижения

Обри был чемпионом в индивидуальной гонке преследования в 1993 и 1995 годах. Он также побил британский рекорд в 10-мильной разделке в 1993, тогда же победил в 50-мильном чемпионате RTTC (британская федерация раздельщиков), и выиграл 25-мильный чемпионат в 1996. В 1997 году Грэм смог проехать 10 миль за 18 минут 36 секунд и на следующий день победить в 25-мильном чемпионате Британанской велофедерации. Питер Брайан, журналист Таймс:

Вид Обри в полете, с руками, прижатыми к корпусу, впечатляет. Его лицо искажено болью и показывает прилагаемые усилия. И вскоре после финиша он уже достаточно расслаблен для беседы с толпой журналистов.

Профессиональная карьера

Обри бил рекорды в статусе любителя и получил лицензию после первой победе на чемпионате мира: “Я думаю, я могу заработать больше денег на велосипеде чем в виде пособия по безработице”

Его взяли во французскую команду Le Groupment, но не допустили к гонке в Ле Карро и выгнали за “недостаток опыта”. Перед тем Обри гонялся во Флориде во время командных сборов. Во время следующих сборов Грэм был в отпуске и тоже их пропустил. Он собрался участвовать в следующих, но промахнулся и прилетел в Париж вместо Лилля.

Менеджер команды Патрик Вальке прокомментировал: “Если у гонщика такое отношение к делу, то нам лучше прекратить сотрудничество как можно быстрее. Мы оплачивали его перелеты, но он не то что не появился, а даже не позвонил. Он сказал, что не хочет бросать семью вскоре после смерти брата, но позвонить нам все-таки стоило. Больше не хочу иметь с ним никаких дел ”

Обри ответил: “Я болел и не мог принять участие. Попытался позвонить некоторым руководителям команды 1 января, но безуспешно. Моя жена Анна, она работает медсестрой, сказала, что я слишком болен для поездки во Францию.”

Команда вскоре распалась, когда спонсор вляпался в скандал. Были обвинения в строительстве финансовой пирамиды. Некоторые члены команды утверждали, что они в долгах и не получали оплату.

Наркота

Обри прокомментировал свою короткую карьеру профессионального гонщика: “Я до сих чувствую, что меня прокинули. Я подписал контракт на участие в прологе Тура 95 года, но было очевидно, что без всяких таблеток не обойтись. Я сказал “нет”, и меня уволили. И вот, 11 лет спустя, я жду приезда гонщиков Тура, и во мне что-то пробудилось. Я чувствовал себя ограбленным этими ублюдками на стероидах. Я также ненавижу, когда дмают, что каждый кто достиг успехов в гонках ест таблетки. Я был удивлен как обидно мне было в Париже. И это не утихает уже много лет. Это что-то новое, будет о чем поговорить с моим лечащим врачом. ”

В интервью L’Equipe:: “Мне кажется, 99 процентов гонщиков элиты употребляют эритропоэтин или аналоги, не столько для допинга, как для соответствия уровню остальных. И это печально.”

В то же время на личном сайте сказано: “И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, я никогда не употреблял вещества для повышения результатов, в то время как это стало практически обязательным. Я готов провериться на детекторе лжи, если кто-нибудь из больших СМИ усомнится. Другими словами, если вы купите плакат с автографом - он потом не окажется поблекшим и фальшивым”

Еще одна попытка суицида

Брат Грэма Гордон погиб в аварии в октябре 1994, и Обри снова ушел в депрессию. Его нашли без сознания на ферме Белсленд, в Килморсе, Айршир. Это в 12 км от его дома. Семья Обри держала там лошадей. Грэма нашел сторож при попытке повешения. Жена Грэма Анна сказала, что у него нашли серьезное биполярное аффективное расстройство тремя годами ранее.

Наши дни

Грэм Обри живет с женой и двумя детьми возле Ирвина, в Шотландии. Он периодически гоняется в разделках от местного клуба. В мае 2005 он упал в дождь во время национальной 10-мильной гонки возле Нантвича, в Чешире. Также Грэм состоял в местной команде из трех гонщиков, которая успешно выступала в чемпионате Шотландии в мае 2006 года, в 10-мильной раздельной гонке. В декабре 2006 он выступал на трековой гонке Revolution 15, в 4-километровой гонке преследования.

Еще одна попытка установить рекорд

В мае 2009 Грэм Обри объявил о своем намерении снова побить часовой рекорд на очередном самодельном велосипеде 2009 года постройки. Грэм заявил в октябре 2009 года, что попытка отменена, потому что велосипед не годится для тех условий. Новых проб не будет.

В декабре 2009 Грэма Обри вписали в британский Зал Почета велосипедистов.

Книга и фильм

В 2003 году вышла автобиография под названием “Летучий шотландец”. Слово автора: “Все началось с беседы с психологом, который сказал, что это будет хорошо, и закончилось книгой.” Фильм по книге впервые показали на фестивале в Эдинбурге в 2006 году, в главных ролях Джонни Ли Миллер и Билли Бойд. В ноябре 2006 MGM купил права на распространение по всему миру 29 декабря 2006 фильм представили в США, 29 июня 2007 - в Британии. Британский ДВД вышел 5 ноября 2007.

xt.ht


Смотрите также