LJ Magazine. Боншейкер велосипед


История велосипеда как уникального транспортного средства

Как все-таки жаль, что история не сохранила имени человека, первым додумавшегося до создания велосипеда. Мне кажется, что он однозначно заслужил бы памятник от благодарного человечества.

При своем появлении велосипед стал прорывом в сфере транспорта, а в наше время велосипед это и средство передвижения, и спортивный снаряд, и хобби, и способ отлично провести время с друзьями.

Будучи детьми, мы все с удовольствием катались на велосипедах, причем особым шиком у мальчишек считалось прокатиться «без рук» или скатиться на полной скорости с крутой горки. Тогда никого из нас не волновало, откуда все-таки взялось это чудо – велосипед и кто мог быть его создателем. Став постарше, и сохранив свое детское увлечение, многие из нас заинтересовались его историей, в том числе и я. Вот что мне удалось узнать.

От первого «самоката» до высокотехнологичных велосипедных моделей

История велосипеда на самом деле не так уж и стара, как нам это кажется. Возможно, что подобные изделия существовали и раньше, ведь колесо уже давно доступно человечеству. Но отсутствие документальных данных не позволяет утверждать, что подобия велосипедов были известны до указанного времени. Вполне вероятно, что время от времени появлялись попытки изобрести что-либо похожее, ведь ни одна техническая идея не появляется на пустом месте.

Прообраз

В 1817 году был изобретен прообраз современного изделия, который назвали «машиной для бега». По сути своей это была вариация самоката, снабженная деревянной рамой и рулем. Это забавное чудо инженерной мысли имело облик велосипеда, но на самом деле им не являлось. Отсутствовал самый главный элемент – педали, приводящие всю машину в движение. Использовать такой самокат можно было, лишь отталкиваясь ногами от дороги. В исходном виде изделие барона Карла фон Дреза из германского Карлсруэ не прижилось, хоть он и получил на него патент в следующем после изобретения году (1818). Однако идея запала в умы и в течение следующих 50 лет одна за другой возникали новые модели велосипедов, каждая гротескнее и забавнее предыдущей.

«Боншейкеры» и «пенни – фартинги»

В 70-х годах вся эта фантасмагория вокруг велосипеда достигла апогея. Была изобретена, и, что самое интересное, стала очень популярна в 1880-х годах невероятно странная модель, которая получила название «пенни – фартинг». Оно возникло из-за того, что эти две монеты имеют совершенно разные размеры – одна очень большая, а другая маленькая. В таких же пропорциях был создан и этот велосипед. Переднее колесо было огромным, рама сильно выгнута, а заднее колесо по сравнению с передним – просто крошечным. На большом колесе размещалось седло и педали, цепная передача отсутствовала – человек фактически крутил переднее колесо, а заднее служило для стабилизации при движении. При всей необычности облика этого монстра именно подобные изделия стали называть «велосипедом».

У «пенни – фартинга» был прообраз, французский велосипед сходного дизайна, который метко назвали «боншейкером», или «костотрясом». Это имя он получил из-за конструкции своих колес, которые были деревянными с металлическими ободами.

Чудовищная тряска во время катания на «костотрясе» стала причиной, по которой шотландец Данлоп, ветеринарный врач по профессии, сообразил приладить на обода обычный садовый шланг для полива растений. Его наполнили водой, кататься стало удобнее, но велосипед стал очень громоздким. Дальше – лучше. Воду заменили воздухом, талантливый врач оказался гениальным изобретателем и придумал насос. Он был запатентован, велосипед стал более комфортным и быстро обрел всеобщую популярность. А что получили мы? Фамилия врача ничего не напоминает? Правильно, мы получили шины «Данлоп».

Впервые велосипеды типа «пенни – фартинг» стали выпускаться в промышленных объемах в 1870 году Джеймсом Старли, который позже стал известен как «отец велосипедной промышленности». В 1885 году он стал выпускать изобретенный им в 1884 году велосипед, названный «Ровером» – «Скитальцем». «Ровер» имел облик, очень близкий к современным велосипедам. У него были одинаковые колеса, цепная передача на заднее колесо, а человек помещался не на колесе, а между ними. Как и многие другие компании по выпуску велосипедов и комплектующих к ним, компания Старли переросла в производство автомобилей, которые также выпускались под маркой «Rover». Фирма просуществовала до 2010 года.

В 1878 году эстафету подхватил американец Альберт Поп, наладивший выпуск «пенни – фартингов» в Бостоне. Мода на этот тип велосипедов продержалась в Штатах до начала XX века, а затем они еще долго использовались в цирковых представлениях.

Такой тип велосипедов также называли «паук». Его переднее колесо было диаметром до полутора метров, а вместо заднего могло быть два маленьких колеса. Это было вызвано тем, что «паук» был весьма неустойчивой машиной, к тому же еще не было ровных дорог с гладким покрытием. Поэтому ездить на таком агрегате по кочкам было довольно храбрым делом, а два задних колеса немного исправляли ситуация. Правда, если одно из колес попадало на кочку, транспорт вместе с ездоком неминуемо опрокидывался, так как центр тяжести был расположен очень высоко.

Велосипед и прогресс в истории человечества

Но даже такая неустойчивая конструкция не помешала человеческому стремлению к скорости. В последние десятилетия XIX века велосипедные состязания на скорость езды становятся массовым увлечением. И в наше время велосипедные гонки привлекают массу поклонников, а крупные состязания становятся событиями мирового масштаба. Современные велосипеды для гонок и индивидуального использования выпускают многие фирмы, среди них можно выделить компанию Merida, которая изготавливает как высокотехнологичные дорогостоящие горные и дорожные велосипеды, так и шоссейные машины для всей семьи по доступным демократичным ценам. Посетители сайта https://www.100sporta.ru/velosipedi/merida смогут найти для себя подходящие модели велосипедов в нужной ценовой категории.

Появление велосипеда оказало существенное влияние на такое вроде бы совсем несвязанное с техникой и спортом явление, как эмансипация. Суфражистки – сторонники равноправия женщин – считали, что появление велосипеда раскрепостило женщину, дало ей не просто возможность свободно передвигаться, но и освободило от оков старого быта. Для езды на велосипеде длинная пышная юбка подходила очень плохо, поэтому были изобретены женские шаровары, которые никак нельзя было носить с корсетом. Происходившие изменения в костюме нашли отражение и в мироощущении женщин. У них появилась возможность свободно передвигаться, заниматься спортом и развивать свои природные способности. Таким образом история велосипеда повлияла и на развитие женского движения.

Дальнейшее совершенствование облика велосипеда

Человеческая мысль и стремление к совершенству не оставило в покое идею велосипеда, продолжая изобретать все новые модификации и формы. В 1878 году инженеры додумались до создания складной модели велосипеда, которую можно было бы легко перевозить с собой. Далее пришел черед усовершенствования материалов. В 90-х годах позапрошлого века для велосипедной рамы и деталей стали использовать алюминий. Машина стала легче, к тому же появились дороги хорошего качества. Это породило новую волну увлечения скоростью и гонками. Чтобы уменьшить сопротивление воздуха, изготовили оригинальную модель велосипеда, которую назвали «лигерад» или «рикамбент». Ездить на нем можно было не сидя, а лежа. Первая такая модель увидела свет в 1895 году, а в 1914 году она была внедрена в массовое производство французской компанией «Пежо».

«Лигерады» успешно дожили до наших дней и достаточно популярны, особенно на Западе. Кроме высокой скорости, у них есть еще одно преимущество – они намного комфортнее обычных велосипедов. Положение полулежа снимает нагрузку со спины и равномерно распределяет ее на весь позвоночник, кроме того, при аварии меньше шансов повредить голову (сложно вылететь из седла, как в обычном велосипеде). Такой тип транспорта меньше сказывается на мужском здоровье.

Этот тип велосипедов выделен в отдельный класс, в котором проводятся собственные состязания. Используют «лигерады» открытые и защищенные обтекателем.

Всю первую половину XX века число поклонников велосипедов постоянно росло. Облик почтальона уже стал неотделимым от его сумки и верного велосипеда. Постепенно представители других профессий стали использовать его не просто для прогулок, а как средство передвижения. На велосипеде ездили дети и старики, мужчины и женщины.

История велосипеда продолжилась в конце XX века. Прорыв произошел в 1974 году, когда стали выпускать продукцию из титана, а в следующем году – из углепластика. Велосипеды становились все меньше размерами и легче, в них появилось множество современных деталей, как, например, велокомпьютер, который начали устанавливать в 1983 году.

С 1990-х годов стали применяться системы индексного переключения скоростей. Современные спортивные велосипеды – это сплав классических форм и космических технологий. Они имеют минимальный вес и используют лучшие достижения инженерной мысли человечества за последние десятилетия. Обычному пользователю такой «навороченный» велосипед просто ни к чему, да и не по карману. Для того чтобы ездить по городу или кататься в парке по хорошим дорожкам, вполне подойдет обычная модель, а для езды по пересеченной местности – горный велосипед.

Тот факт, что велосипед не перестает развиваться многие годы, заставляет верить, что в истории этой машины еще рано ставить точку. Какой вид велосипед примет через десятки лет, увидят наши дети и внуки.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

С уважением, Конев Константин

Все статьи блога

sport-kosa.ru

Олдтаймер- Галерея Ильи Сорокина - кто о чем, а я о Веломузее...

Признаюсь сразу, после увиденного королевского Rollse Royce, подготовленного для гонки Париж-Дакар на выставке "Ретромобиль", мне сложно чему-то удивляться или чем-то восхищаться. Поэтому ниже только о велосипедах из Веломузея. К тому же со стенда отходила редко, в основном, чтобы помочь снять видеосюжет для классного инет-проекта "Студия Интересных Событий" thirdring (заходите и френдитесь!)

Стенд Веломузея находился аккурат под огромными окнами, поэтому фотокадры оставляют желать лучшего, но они все же есть. В этот раз неугомонный Андрей Мятиев, собирающий коллекцию более 25 лет, представил экспозицию посвященную экзотическим велосипедам. Стоило взглянуть хотя бы на один и становилось ясно - все придумано до нас. Да, возможно исполнение довольно диковинное, но ведь и технологии не позволяли, и опыт насчитывал всего несколько десятков лет с момента появления первого двухколесного аппарата.

По мнению некоторых, это "райти", аналог "лефти" от Cannondale

Вот по этому пятачку каждый день крутились сотни человек. На переднем плане справа - карбоновый шоссейник одного из гонщиков команды Катюша, спонсором которой является небезызвестная ИТЕРА.

Андрея Мятиев и Костя Платов (именитый покоритель вершин) возложили руки на древнейший велосипед, так называемый "костотряс". Ему около 150 лет. Костотряс или боншейкер он потому, что из-за полностью деревянных колес и металлических "покрышек" способен вытрясти из человека не только душу. 

Костя не верит, что фонариком со свечкой можно было освещать дорогу. Я, если честно, тоже с трудом себе это представляю.

И какая же выставка без чемпионов! Чемпион России в даунхилле Гена Бочанский и чемпион Украины в той же дисциплине Валя Попов, как мне показалось, были в восторге от знаменитых актрис, примерно, 40-х годов Марьи Кошкиной и Кристины Травиной. Лично я в восторге от всех четверых и супервелика, деревянного Vianzoni! Это просто арт-объект какой-то, красивая игрушка и самый изящный велик из тех, что я видела. Дата рождения 1946 год. Он изготовлен из гнутого дерева, по принципу венских стульев. Вес - да он ничего не весит! Дожил до наших дней только благодаря бельгийскому художнику Мишелю Фолону, у которого стоял в качестве декора в мастерской.

А вот Никита Маков (twentysix.ru) сомневается, что на таком аппарате можно съездить хотя бы за пивом. Ну, тестдрайв устраивать не стали, слишком уж красив дедуля... 

Что в имени тебе моем, ты оцени колес размер! Валя пытается на глазок определить диаметр странного колеса, ростом почти с него самого

И колесо превращается...

В велосипед со странным названием "паук". Пауки стали следующим витком развития после костотрясов.Костя демонстрирует класс. Кстати, этот велосипед "родился" примерно в 1882  году. 

А вот этот аппарат под названием Simplex, имеет рессорную верхнюю "трубу" и маятниковую вилку с рессорной подвеской. Конструкция, надо сказать, просто фантастическая

Собственно, выглядит это вот так

Еще вид стенда и даже я в кадре

Знаете, на Олдтаймере можно почувствовать, как время останавливается. Ретроавтомобили, винтажная одежда - все это уносит куда-то в прошлое. А вот Гену с Валей унесла книга Андрея Мятиева  "Велосипед в дореволюционной России". И все вокруг будто бы в тумане стало...

Кому что, а Никите женщина V8 нужна! К сожалению, это только маскот из коллекции Олега Борисова... Но кому, как не Никите знать, что настоящие девушки с V8 катаются на велосипедах!

Рассказать обо всем довольно сложно, это надо видеть собственными глазами. Чуть позже ребята из "Студии Интересных Событий" thirdring  выложат ролик про выставку и экспозицию Веломузея непосредственно. Так что, заходите, читайте новости и смотрите!

myauto.livejournal.com

Экзотика от Веломузея на XV Олдтаймер-Галерее!

В этот раз неугомонный Андрей Мятиев, собирающий коллекцию более 25 лет, представил экспозицию посвященную экзотическим велосипедам, коих на стенде уместилось аж 12 штук. Стоило взглянуть хотя бы на один и становилось ясно - все самое интересное придумано до нас. Да, возможно исполнение довольно диковинное, но ведь и технологии не позволяли, и опыт насчитывал всего несколько десятков лет с момента появления первого двухколесного аппарата.Стенд Веломузея находился аккурат под огромными окнами, поэтому фотокадры оставляют желать лучшего, но они все же есть. На удивление, на выставке засветилось большое количество наших авторитетных байкеров. Но обо всем по порядку...

Экспериментальный дорожный велосипед, родом из Штатов. По мнению Вали Попова, этот прототип - аналог "лефти" от Cannondale

Вот по этому пятачку каждый день крутились сотни человек. На переднем плане справа - карбоновый шоссейник одного из гонщиков команды Катюша, спонсором которой является небезызвестная ИТЕРА.

Победитель викторины, которую Веломузей проводит уже второй раз, Денис Богданов 

Андрей Мятиев и Костя Платов (именитый покоритель вершин) возложили руки на древнейший велосипед, так называемый "костотряс". Ему около 150 лет. Костотряс или боншейкер он потому, что из-за полностью деревянных колес и металлических "покрышек" способен вытрясти из человека не только душу. 

Костя не верит, что фонариком со свечкой можно было освещать дорогу. Я, если честно, тоже с трудом себе это представляю.

И какая же выставка без чемпионов! Чемпион России в даунхилле Гена Бочанский и чемпион Украины в той же дисциплине Валя Попов, как мне показалось, были в восторге от знаменитых актрис, примерно, 40-х годов Марьи Кошкиной и Кристины Травиной. Лично я в восторге от всех четверых и супервелика, деревянного Vianzoni (рядом с которым стоят наши герои)! Это просто арт-объект какой-то, красивая игрушка и самый изящный велик из тех, что я видела. Дата рождения 1946 год. Он изготовлен из гнутого дерева, по принципу венских стульев. Вес - да он ничего не весит! Дожил до наших дней только благодаря бельгийскому художнику Мишелю Фолону, у которого стоял в качестве декора в мастерской.

А вот Никита Маков (twentysix.ru) сомневается, что на Vianzoni можно съездить хотя бы за пивом. Ну, тестдрайв устраивать не стали, слишком уж красив дедуля... 

Что в имени тебе моем, ты оцени колес размер! Валя пытается на глазок определить диаметр странного колеса, ростом почти с него самого

И колесо превращается...

...В велосипед со странным названием "паук". Пауки стали следующим витком развития после костотрясов.Костя демонстрирует класс. Кстати, этот велосипед "родился" примерно в 1882  году. 

А вот этот аппарат под названием Simplex, имеет рессорную верхнюю "трубу" и маятниковую вилку с рессорной подвеской. Конструкция, надо сказать, просто фантастическая

Знаете, на Олдтаймере можно почувствовать, как время останавливается. Ретроавтомобили, винтажная одежда - все это уносит куда-то в прошлое. А вот Гену с Валей унесла книга Андрея Мятиева  "Велосипед в дореволюционной России". И все вокруг будто бы в тумане стало...

Кому что, а Никите женщина V8 нужна! К сожалению, это только маскот из коллекции Олега Борисова (совмещенный с Веломузеем стенд)... Но кому, как не Никите знать, что настоящие девушки с V8 катаются на велосипедах!

Рассказать обо всем довольно сложно, это надо видеть собственными глазами. Чуть позже ребята из "Студии Интересных Событий" third_ring  выложат ролик про выставку и экспозицию Веломузея непосредственно. Отчет из коммьюнити ru_m_bikeНекоторые фото брались отсюда вконтакте А некоторые отсюда www.old-velo.ru

velomuseum.livejournal.com

Velocipede - Wikipedia

Velocipedes from an 1887 German encyclopedia. Among the examples shown are a Penny farthing and a Boneshaker. European "boneshaker" bicycle, circa 1868. Thomas McCall in 1869 on his velocipede

A velocipede () is a human-powered land vehicle with one or more wheels. The most common type of velocipede today is the bicycle.

The term was probably first coined by Karl von Drais in French as vélocipède for the French translation of his advertising leaflet for his version of the Laufmaschine, also now called a 'dandy horse', which he had developed in 1817. It is ultimately derived from the Latin velox, veloc- 'swift' + pes, ped- 'foot'.[1] The term 'velocipede' is today mainly used as a collective term for the different forerunners of the monowheel, the unicycle, the bicycle, the dicycle, the tricycle and the quadracycle developed between 1817 and 1880. It refers especially to the forerunner of the modern bicycle that was propelled, like a modern tricycle, by cranks, i.e. pedals, attached to the front axle[1] before the invention of geared chains and belt and shaft drives powering the rear.

History[edit]

Among the early velocipedes there were designs with one, two, three, four, and even five wheels. Some two-wheeled designs had pedals mounted on the front wheel, while three- and four-wheeled designs sometimes used treadles and levers to drive the rear wheels.

The earliest usable and much-copied velocipede was created by the German Karl Drais and called a Laufmaschine (German for "running machine"), which he first rode on June 12, 1817. He obtained a patent in January 1818. This was the world's first balance bicycle and quickly became popular in both the United Kingdom and France, where it was sometimes called a draisine (German and English), draisienne (French), a vélocipède (French), a swiftwalker, a dandy horse (as it was very popular among dandies) or a Hobby horse. It was made entirely of wood and metal and despite the condition of the roads at the time was sometimes ridden for long distances.

It was almost 40 years until "velocipede" came into common usage as a generic term, with the launch of the first pedal-equipped bicycle, developed by Pierre Michaux, Pierre Lallement and the Olivier brothers in the 1860s. The Michaux company was the first to mass-produce the velocipede, from 1857 to 1871. That French design was sometimes called the boneshaker, since it was also made entirely of wood, then later with metal tires. That in combination with the cobblestone roads of the day made for an extremely uncomfortable ride. These velocipedes also became a fad, and indoor riding academies, similar to roller rinks, could be found in large cities. In 1891 L'Industrie Vélocipédique (Cycling Industry) magazine described 'La Société Parisienne de constructions Velo' as 'the oldest velocipede manufacturer in France', having been founded in 1876 by M. Reynard, and awarded the 'Diploma of honour' at the Exposition Universelle (1878) (World's Fair).[2]

During the 1870s advances in metallurgy led to the development of the first all-metal velocipedes. The pedals were still attached directly to the front wheel, which became larger and larger as makers realised that the larger the wheel, the farther you could travel with one rotation of the pedals. Solid rubber tires and the long spokes of the large front wheel provided a much smoother ride than its predecessor. This type of velocipede was the first one to be called a bicycle ("two wheel"), and its shape led to the nickname penny-farthing in the United Kingdom. They enjoyed a great popularity among young men in the 1880s who could afford them.[citation needed]

While young men were risking their necks on the high wheels, ladies and dignified gentlemen such as doctors and clergymen of the 1880s favoured the less risky tricycle. Many innovations for tricycles eventually found their way into the automobile, such as rack and pinion steering, the differential, and band brakes, the forerunners to drum brakes.

Boneshaker[edit]

Boneshaker (or bone-shaker) is a name used from about 1869 up to the present time to refer to the first type of true bicycle with pedals, which was called velocipede by its manufacturers. "Boneshaker" refers to the extremely uncomfortable ride, which was caused by the stiff wrought-iron frame and wooden wheels surrounded by tires made of iron.

History[edit]

The Michaux velocipede had a straight downtube and a spoon brake.

This type of bicycle was invented in the 1860s in France and first manufactured by the Michaux company from 1867 to 1869 – the time of the first bicycle craze, and copied by many others during that time. It fell out of favor after the summer of 1869, and was replaced in 1870 with the type of bicycle called "ordinary", "high-wheel", or "penny-farthing".

Few original boneshakers exist today, most having been melted for scrap metal during World War I. Those that do surface from time to time command high prices, typically up to about $5,000 US.

Design[edit]

The construction of the boneshaker was similar to the dandy horse: wooden wheels with iron tires and a framework of wrought iron. As the name implies it was extremely uncomfortable, but the discomfort was somewhat ameliorated by a long flat spring that supported the saddle and absorbed many of the shocks from rough road surfaces. The boneshaker also had a brake – a metal lever that pressed a wooden pad against the rear wheel. The front wheel axle ran in lubricated bronze bearings, and some had small lubrication tanks that would wick oil from soaked lamb's wool into the bearings to help them run smoothly. Like the High Wheel bicycles that became popular later in the 19th century, boneshakers were front-wheel drive, but in comparison they had smaller wheels (only about 1m), and were heavy, with a lightweight model weighing 30 pounds or more.

In railroad use[edit]

Railroads in North America often made use of a three-wheeled handcar designed to be operated by a single person. This came to be known as a "railway velocipede" or "railroad velocipede".[3][4][5][6]

International association[edit]

The International Veteran Cycle Association (IVCA) promotes interest in the history of cycling. Its principal activity is the organization of annual rallies with a different country hosting a program for members each year.

Patents[edit]

See also[edit]

References[edit]

  1. ^ a b Oxford Dictionary of English, 'velocipede'
  2. ^ Tonton Velo, pour les velos anciens. L'Industrie vélocipédique January 1891. Société Parisienne de Construction Vélocipédique
  3. ^ "Provincial News". The Gardeners' Chronicle. London (39): 702. September 30, 1843. Last week. Mr. Braithwaite and another gentleman arrived at Brentwood from the Shoreditch station of the Eastern Counties Railway, each upon a four-wheel locomotive propelled by themselves, at the rate of at least twelve miles an hour. The name given to these novel carriages is 'Railway Velocipedes'. 
  4. ^ Official Gazette of the United States Patent Office, Volume 78 (1897) pp. 395 &c., Government Printing Office, Washington D.C.
  5. ^ James T. Allen (1892) Digest of Cycles Or Velocipedes with Attachments: Patented in the United States, from 1789 to 1892, Vol. 1, U.S. Patent Office, Washington D.C.
  6. ^ "A Motor-Wheel for the Railroad Velocipede" (Nov 1916) Popular Science Monthly Vol. 89, No. 5, p. 742

External links[edit]

Look up velocipede in Wiktionary, the free dictionary.
Wikimedia Commons has media related to Velocipede.

en.wikipedia.org


Смотрите также