Армения пересаживается на велосипеды. Армянские велосипеды


Армения. Велосипед. Романтика. - Travel of my dream

Этой осенью состоялось мое первое заграничное велопутешествие. Пунктом назначения была выбрана Армения. Просто так сложилось. Если бы мне в прошлом году сказали, что я проеду 520 км на велосипеде за 8 дней по горной Армении со средним набором высоты за день от 200 до 1000 м - не поверила бы. Это невозможно, казалось мне тогда. Но чудеса случаются, и вот мы уже в самолете :)

Для перелета был выбран Аэрофлот по некоторым личным обстоятельствам - не самый лучший вариант, т.к. все рейсы Аэрофлота стыковочные через Москву. За те же деньги можно прямым рейсом улететь с Уральскими Авиалиниями, потратив на перелет 3,5 часа.Но у Аэрофлота есть свое преимущество - Ереван входит в небольшой список городов, который допускает к бесплатной перевозке два места багажа. Поэтому за велосипеды нам доплачивать не пришлось и мы этому очень порадовались.

Наше путешествие началось 11 октября, когда мы прилетели в Ереван. Первым делом в аэропорту Звартноц побежали смотреть в каком состоянии долетели наши велосипеды. Вздохнули с облегчением - никаких серьезных повреждений не обнаружено.Проблем с такси не возникло - нас сразу "подловили" заботливые менеджеры, проводили до машины, помогли загрузиться. Ехали на

 Scoda Roomster,  в который мы легко влезли со всем своим барахлом (aerotaxi.am).

Гостиницу забронировали заранее. Выбор пал на Ереван Хостел. Честно говоря, ткнули пальцем в небо и довольно удачно. Нам дали однокомнатную квартиру на 8 этаже с видом на Арарат. За три дня заплатили 60000 драм.

Раз уж приехали на Кавказ, в планах питаться только кавказкой кухней. И нашим любимым рестораном в Ереване стал Кавказ. Вкусно и не дорого. Полноценный ужин на двоих с бутылочкой армянского вина обошелся нам в 6000 драм.

День второй, 12 октября, мы посвятили прогулкам по Еревану. У нас было две глобальных задачи - купить газ и найти нормальные карты.Газ в Ереване продается только в одном месте - Центр "Опасная высота".  (+37410) 434 - 911, (+37498) 911 -000 e-mail - [email protected]  Адрес: Ереван, ул. Арцахи, 20. Цена баллона 225 мл - 5000 драм. Дороговато конечно, но что поделать...

По дороге за газом начали обращать внимание на армянские заправки - чем дальше от города, тем они примитивнее: ощущение, что под землей закопана бочка с бензином, а из бочки торчит шланг :)

Нормальных карт в Армении нет вообще. Есть только схемы автодорог, чем мы и спасались, а кое-где и попадались. В общем, карты купили в самом большом книжном магазине на Главной Площади. Найти этот магазин - как разгадать загадку. Он есть, но скрыт за колонадой...Каждый день меня охватывало ощущение, что вот-вот, уже сейчас начнется самое интересное. Гулять по городу конечно хорошо и приятно, особенно если это Ереван, но хотелось уже сесть на велосипед и покорить эти величественные горы...Итак, наш первый пробный выезд, разминаемся, так сказать. Спокойно, на легке.

13 октября, Ереван - Гарни -Гегард - Ереван, 80 км.

В этот день я впервые почувствовала, что такое "пилить в горку весь день". Набор высоты за день составил около 1000 м. Средняя скорость в гору 6-7 км/ч. Под горку колеблется от 20 до 45 км/ч. Хочется отметить, что по Еревану ехать очень тяжело и страшно - правила дорожного движения водителями не соблюдаются, все едут как хотят. Ливневые стоки - вообще отдельная тема. Зачем-то они глубоко вдавлены во внутрь, и если в такой люк влетаешь на скорости высока вероятность навернуться через руль... 

Но с шикарными видами вокруг такие мелочи моментально забываются. И вот мы уже едем по дороге, ведущей в Гегард. Кстати, в Армении лишь один языческий - эллинский храм Гарни, который находится по пути в Гегард, пережил установление христианства.

Вход в Гарни стоит 1000 драм. Сюда, как и в Гегард, автобусами возят туристов.Нагулялись, пообедали в ресторанчике у Гарни - дороговато. Главное, что мы вообще не поняли как такая цена получилась - ну ладно, едем дальше. Тем более, что шашлычок из баранинки был просто обалденным. Однако по пути в Гегард есть еще несколько ресторанчиков и кафешек.

Вход в Гегард бесплатный.

Гегард поражает воображение и снаружи, и внутри. Очень прикольно поползать по развалинам, походить по комнаткам, мысленного перенестись на сотни веков назад...

Ну все, пора возвращаться в Ереван. Надо отметить, что темнота в Армении наступает очень резко, как по щелчку пальцев. И чем выше в горах, тем резче этот переход. Поэтому на протяжении всего нашего путешествия мы старались успеть до захода солнца встать на ночлег. Первый день у нас был тренировочный, поэтому по Еревану мы все же ехали в темноте. Днем ехать не приятно, вечером не приятно вдвойне.

Мы взяли за правило каждый вечер дегустировать какое-нибудь армянское вино. И вот после удачной, но непростой для первого дня покатушки мы пошли поужинать в одну из армянских кафешек в центре Еревана. Заказали вино. В наличии оказалось какое-то обычное армянское вино. Когда хозяин этой кафешки увидел такое безобразие, предложил нам свое, гранатовое вино просто так. Перед поездкой мы читали много отчетов о велопоходах по Армении, в которых все в один голос говорили о гостеприимстве и добродушии армян. Это действительно так. Хоть мы и были готовы к этому, но каждый раз приятно удивлялись снова и снова.

И вот опять внутри меня все кипит - дальше должно быть еще интереснее. Упаковываем рюкзаки и утром, 14 октября выдвигаемся из Еревана. Пункт назначения - д. Бжни, 48 км.

Движемся по федеральной трассе Ереван-Севан. Автомобилисты нас приветствуют у кого насколько хватает фантазии. Очень не привычно по началу :). Трасса удобна для велосипедистов - дорога ровная, обочины широкие. Напротив Абовяна сворачиваем налево, пересекаем р.Раздан и проезжаем одну деревушку за другой до д. Бжни.

До захода остается совсем немого времени, надо бы уже вставать на ночлег, а негде. Деревня представляет собой домики, вытянувшиеся вдоль реки в 1-2 ряда. В итоге нашли место на северной окраине деревни Бжни и встали прямо на пастбище.

Меня многие спрашивают, как так я решилась на это, тем более вдвоем, типа страшно и все такое. На что я отвечаю, что во-первых мы серьезно готовились к этому походу на протяжении нескольких месяцев, а во-вторых, я видимо переусердствовала в подготовке и боялась только одного - встретиться с шакалами. И первая ночь в палатке была для меня настоящим испытанием. Всю ночь где-то в горах (как мне тогда казалось) выли не то шакалы, не то собаки... не знаю. Но спаслось мне плохо, сердце бешено стучало от страха и я с нетерпением ждала утра.В итоге мы встали задолго до рассвета, позавтракали и еще ждали, когда же начнет светать.

С рассветом, 15 октября, двинулись дальше, к Севану. Утром было очень холодно, наверное около 0 по Цельсию. Грунтовка плохая. Ехать в горку было тяжело. К 11 утра уже становится теплее, начинаем потихоньку раздеваться, а в 12 уже жарко.

Чуть не забыла сказать про знаменитые колючки: они есть, их много, они везде.

По пути к Севану заехали в Цахкадзор. Добрались до горнолыжки. Подъем до горнолыжки показался мне тяжелым, но это стоило того. В летний период работает только один подъемник - креселка до середины трассы. 1 подъем стоит 1500 драм.

В Цахкадзоре заехали в монастырь Кечарис XI-XIII вв.

После осмотра монастыря спустились в городок Атарбекян, из него напрямую выскочили на трассу Ереван-Севан и дальше до самого Севана.Расcчитывать на нормальные магазины вдоль берега Севана не стоит. Весь берег занят разными базами и санаториями. Пляжный сезон, к счастью, в октябре уже закрыт, поэтому все базы пустуют и мы спокойненько проползли под забором на территию какой-то базы и расположились на берегу Севана.16 октября в планах было взять очередной перевал, а именно Семеновский. Морально я уже начала к этому готовиться.Пока готовилась заехали к монастырю Севанаванк.От монастыря двинулись по трассе в сторону Дилижана. Все ждала, когда же начнется наконец этот Семеновский перевал! Так и не дождалась - набор высоты практически не ощущался. Зато впереди нас ждал необычный сюрприз. Сюрпризом оказался тоннель длиной больше 2 км. Тоннель очень узкий и темный, имеет две полосы. Тротуары есть, но по ним даже идти невозможно, не то что бы ехать на велосипеде! Ситуацию осложняют типичные армянские вдавленные вовнутрь ливневые стоки. Но нам повезло, что эти 2 км мы пролетели под горку. Двигаться в обратном направлении было бы еще сложнее. Наконец увидели свет в конце тоннеля, выкатились, - а тут совсем другой мир. Альпийские луга, елочки, солнышко... Но коленки еще дрожат после 15 минут по тоннелю, которые показались вечностью :)Сразу за тоннелем начинается серпантин. Круто конечно ехать по такой красивой дороге, но километр за километром мы теряли набранную потом и кровью за несколько дней высоту!

Доехали до Дилижана. Это небольшой курортный городок с развитой инфраструкторой, полно гостинниц, есть несколько музеев. Мы остановились в отеле Дили-Вилли. Замечательные хозяева, нам очень понравилось.

Решили, что хватит с нас на сегодня велосипедных подвигов (хотя проехали всего 30 км) и пошли гулять пешком. И тут нас подвели наши схемы дорог - неверно оценили расстояние к озеру Парз Лич. Уже на полпути к озеру, не говорящий и не понимающий по-русски армянин настоял на том, чтобы мы сели в его машину и отвез нас к озеру. Ехали мы еще наверное столько же сколько и шли пешком - от центра Дилижана до о. Парз Лич около 20 км.Озеро маленькое. Но там есть отличная кафешка в которой можно заказать свежую форель.....или уточку.. всего за 5000 драм :)Обратно решили без подвигов - вызвали такси.

Утром, 17 октября, продолжаем терять километры высоты, движемся в сторону Чамбарака. По пути поднялись к монастырю Гошаванк. При монастыре есть небольшой музейчик.

Вдоль трассы М-30 есть много замечательных мест для стоянки. Но у нас еще полно времени - пилить и пилить..Ночуем на берегу реки между Айгют и Мартуни. Продолжаем дегустировать армянское вино - на этот раз гранатовое из региона Армавир. Отличное вино, кстати.Пробег за день 50 км.

Утро 18 октября. Впереди снова перевал... организм уже не хочет перевалов, организм хочет спать.. :) Однако перевал Кармик дался на удивление легко за счет плавного набора высоты.

Проехали г. Чамбарак - большая деревня и ничего там нет. Трасса вдоль северо-восточного берега Севана от своротки на Чамбарак и в сторону Вардениза практически пустая.А в обед светило такое яркое солнце, что не удержались и даже искупнулись в холодном Севане!

Встали на ночевку на берегу Севана, напротив д. Аревуни. Вечером шел дождь, гремел гром, сверкала молния... Пробег за день 83 км. В основном из-за того, что я очень хотела ночевать в гостинице в Мартуни. А до Мартуни, оказывается. еще почти столько же... Эх...

19 октября. Полночи шел дождь. Выползаем из палатки - на улице красота: горы покрыты снегом, на траве иней, вода в котелках замерзла, велики и палатка покрыты льдом... дубак в общем.

Дорога вдоль Севана просто грунтовка. Но ехать по ней прикольно.

Заехали по пути в Арцванист и монастырь Вашаванк. Монастырь стоит на правом берегу ручья внизу ущелья. Совершенно не туристическое место, но очень симпатичное.

Движимся к Мартуни. И тут я обнаружила, что в моем списке гостиниц город Мартуни есть, а вот гостиниц никаких нет. И тут я побледнела. Заехали в супермарукет за продуктами на ужин. Кстати ассортимент ничем не отличается от нашей Монетки. Ну разве что поменьше раза в три. Ни местного лаваша, ни местных продуктов - все импортное.Уже совсем отчаявшись переночевать в теплом номере какой-нибудь гостиницы спрашиваю у продавца, есть ли в городе гостиницы. На что мне гордо отвечают "Есть!" И так мы ночуем в гостинице Анашкерт, которая представляет собой семиэтажное здание советской постройки, в которой от гостиницы осталось только два этажа.Пробег за день 64 км.

На календаре

20 октября. Впереди самый страшный по предварительной информации перевал - Селимский. Последний раз глядим на Севан и едем дальше. Селимский перевал также дался нам как-то легко. Подъем занял 2 часа 20 минут. Но подъем легкий со стороны Севана, а вот взбираться на него с обратной стороны мне как-то не очень хочется. Хотя мы на спуске встретили немецкую велопару, которые как раз ползли вверх. 

Селимский караван-сарай расположен чуть ниже перевала в сторону Гетапа. У караван-сарая была группа рабочих под руководством археологов. Откапывают фундамент пристройки к основному зданию.

У конца серпантина до начала садов есть своротка налево, которая идет вверх по течению ручья. Характерный признак - два старинных мостика рядом.

Эта дорожка приводит к малому каравансараю, который сохранился значительно хуже первого.

Селимский перевал - это что-то необыкновенное, непередаваемое и незабываемое...

Ну а дальше спускались до Арени, практически без подъемов.

В Арени гостиниц нет, вернулись обратно в Арпи. Пробег за день, с учетом Арени-Арпи, 78 км.Ночевали в придорожном отеле - так себе отельчик, очень грязно. Но так как уже надвигалась тьма, времени на поиски лучших вариантов не было.

21 октября решили побалдеть и просто покататься по Арени. В планах монастырь Нораванк и винный заводик.Не позавтракали, потому что пока вчера мотались Арени-Арпи приметили миленький ресторанчик на своротке к Нораванку. Но не тут то было. Мы со своим графиком оказались бешенными кабанчиками - ресторан еще закрыт.Прем голодные в горку. Очень хотели попасть в пещеру, которая находится по пути к монастырю, но и тут облом - закрыта!

Едем дальше. Увидели кафешку и конечно же свернули. Пока пили кофе, подъехал хозяин. Первым делом вынес нам блюдо собственного винограда. Рассказал про каждый сорт и какое из него получается вино. 

Пока ели виноград, хозяин кафе пригласил нас отведать настоящий армянский хаш. Мне очень понравилось. Хаш представляет собой пресный бульон, сваренный из каких-то жирных частей баранины. Сначала в бульон нужно добавить соли и чесночного соуса по вкусу. Затем накрошить полную тарелку сухого лаваша. Потом взять мягкий лаваш и с его помощью поглотить все содержимое тарелки. Очень вкусно и сытно. Едят армяне лаваш с чачей и домашним вином, как правило начинают в субботу утром.Вот так наш завтрак продлился три часа. Сытые и пьяные мы поползли дальше к Нораванку.

У Нораванка есть кафешка и небольшой отельчик. Ну и небольшой серпантинчик есть у Нораванка ;)

Спускаемся вниз и направляемся на винный заводик Арени - дегустировать вино прямо из бочек. 

Наша легкая велопрогулка по Арени потянула на 27 км с чистым набором высоты в 500 м.

Что-то мы так подумали-подумали и решили в Ереван вернуться на такси. Вечером собрали велики и утром выдвинулись. На этом наше велопутешествие по Армении закончилось. Дальше нас ждала солнечная Грузия. Но это уже другая история...

natalyakor.livejournal.com

новая "вершина" на карте мирового велотуризма

ЕРЕВАН, 20 апреля. Новости-Армения. Езда на велосипеде для одних - это просто развлечение и способ времяпрепровождения, для других – неотъемлемая часть активного, здорового образа жизни, для третьих – компактное средство для передвижения и путешествий. Как относятся к этому виду спорта в Армении и насколько развита в стране эта сфера агентство "Новости-Армения" выяснило у президента Федерации любительского велоспорта и велотуризма Армении Арман Антонян.

"Новости-Армения" – Наблюдаются ли в Армении за последние годы изменения к велоспорту? А. Антонян – Когда в 2012-ом году в Армении была создана Федерация любительского велоспорта и велотуризма, в Ереване было очень мало велосипедистов и отношение сограждан к ним было очень удивительным. Тогда никто не верил, что Ереван может стать велосипедным городом, и что велосипедный "вирус" настолько распространится, что велоспорт станет модным и востребованным видом спорта. В результате нашей пятилетней деятельности мы попытались приблизить развитие велосипедной культуры к такому уровню, что велосипед стал модным не только в столице, но и в регионах Армении.

Федерация за пять лет своей деятельности не получала государственной поддержки и финансирования, однако даже в таких условиях мы сумели сделать велосипед модным, и уже сегодня люди удивляются не при виде велосипедистов на дорогах, а тому, что люди не ездят на велосипедах. Развитие и распространение велосипедной культуры в Армении однозначно влияет также на развитие профессионального велоспорта.

Мы пытаемся посеять любовь к велоспорту у самых юных сограждан и среди этих детей, бесспорно, найдутся такие, которые захотят продолжить свою карьеру в профессиональном спорте.

"Новости-Армения" – А насколько развит сегодня в Армении велотуризм? А.Антонян – Развитие велокультуры в Армении имеет несколько основных направлений, например пропаганда здорового образа жизни. Сфера велотуризма является одним из этих направлений, для развития которого Армения имеет очень большие перспективы. То есть речь идет о том, чтобы в Армению специально приезжали велотуристы. Такой опыт у нас уже есть, проблема здесь только в инфраструктурах. О том, что нужно сделать и какие первоначальные шаги нужно предпринять для развития велокультуры в Армении, мы, в рамках второго велофорума, написали в пакете предложений и представили его правительству Армении, который сейчас пока рассматривается. Никаких конкретных шагов еще не последовало.

Интерес туристов к Армении, именно с точки зрения велотуризма растет с каждым годом. Велотуристы, которые специально приезжают в Армению, желают организовать тур не только по асфальту и городам, а по горным районам. Маршруты для туристов самые разные, начиная от двухдневного тура до пятнадцатидневного. Для нас очень важно, чтобы они не просто проезжали по Армении на велосипеде, но и ознакомились с историей и с нашими культурно-историческими памятниками. Очень важно, чтобы у туристов оставались хорошие впечатления, так как в этой сфере действует принцип "сарафанного радио".

В 2015-ом году мы основали большой туристический проект "Tour de Аrtsakh", который включает маршрут из Еревана до Степанакерта. В рамках проекта проходит также любительский велотурнир Кубок Арцаха. В этом году состоится очередной "Tour de Аrtsakh 2017", и мы намерены организовать велопоход из Тигранакерта в Шуши. Каждый год в проекте участвуют более 150 человек самого разного возраста и самых разных профессий.

"Новости-Армения" – Как вы думаете, что должно измениться в стране, или в общественном мышлении, чтобы велосипедов на улицах Армении стало больше, чем автомобилей? А. Антонян – В первую очередь должен измениться менталитет, за пять лет мы попытались сломать много стереотипов. В результате проведенных работ, даже политические деятели, которые раньше стестнялись ездить на велосипеде, сегодня выходят на прогулку и даже ездят на работу на велосипедах. Это всегда очень вдохновляет.

Любителями велосипедов являются, например, пресс-секретарь министерства иностранных дел Армении Тигран Балаян, заместитель министра иностранных дел Ашот Овакимян, заместитель министра охраны природы Армении Хачик Акопян и другие. Я могу долго перечислить имена людей, благодаря которым этот "вирус" может распространиться еще больше.

 Недавно мы провели массовую акцию велосипедистов в Ереване, в котором принял участие министр спорта и по делам молодежи Грачья Ростомян. Мы надеемся, что в ближайшем будущем к нам присоединится также премьер-министр Армении Карен Карапетян, так как душой и темпераментом он очень молодой и мы уверены, что он также разделяет здоровые и добрые идеи, которые мы распространяем.

Наша главная цель – здоровый образ жизни, чтобы люди в Армении стали чаще заниматься спортом и совмещали приятное с полезным.

"Новости-Армения" – А насколько безопасно сегодня ездить по улицам Еревана на велосипеде, ведь практически нигде в городе нет специальных дорожек для велосипедистов? А. Антонян – Специально для этого мы разработали методологическую инструкцию для велосипедистов совместно с Дорожной полицией Армении, в которой указано, как велосипедисты должны придерживаться правил дорожного движения. Конечно, Ереван, начиная со времен Таманяна, не был предназначен для велосипедистов, поэтому с точки зрения инфраструктур на многих улицах города невозможно на данный момент иметь специальные дорожки для велосипедистов.

Однако мы считаем, что дорожки для велосипедистов должны быть четко разграничены от проезжей части, но в центре столицы сейчас это невозможно. Но людей, предпочитающих велосипеды в качестве средства передвижения, становится больше, и мы предложили не разделять велосипедистов от остальных водителей, так как велосипед согласно закону также является транспортным средством. Соответственно велосипедисты также должны соблюдать все правила дорожного движения, включая правила, предусмотренные специально для них. И мы уверены, что с каждым днем для велосипедистов станет безопаснее ездить в Ереване. 

"Новости-Армения" – Занятия велоспортом в Армении - это дорогое удовольствие? А. Антонян – Велосипеды, конечно, в зависимости от их предназначения, бывают самые разные, и цены на них также отличаются. Мы в первую очередь советуем приобрести качественные велосипеды. Вместе с развитием велокультуры, развивается конечно и соответствующий рынок, то есть открываются представительства велосипедных брендов и всегда выигрывают те, которые предлагают качественные услуги. Нормальные велосипеды можно приобрести начиная от 100 тысяч драмов, а стоимость проката на один день начинается от 2 тысяч драмов.

Совместно с Министерством спорта и по делам молодежи Армении реализуется проект "Жизнь в ритме спорта", в рамках которого каждую субботу организуем бесплатное обучение езды на велосипеде. Также существуют различные клубы, где профессиональные тренеры проводят и массовые, и индивидуальные занятия. –0--

newsarmenia.am

Армения пересаживается на велосипеды - yerkramas.org

Раньше взрослый человек на велосипеде был для многих в Армении объектом для насмешек и пристальных взглядов. Как и на остальной территории Закавказья, шиком здесь считается передвигаться на автомобиле с мощным двигателем, а никак не на транспорте о двух колесах, приводимом в движение при помощи вращения педалей. Однако сегодня это отношение начинает меняться. Медленно, но верно ездить на велосипеде – по крайней мере, в столице страны Ереване, – становится модно и круто.

Согласно официальной статистике, за первый квартал 2013 года объем ввозимых в Армению велосипедов, главным образом из стран ЕС, Китая, Тайваня и Турции, вырос на беспрецедентный 61 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число в 14700 велосипедов остается скромным по сравнению с общим населением Еревана, составляющим 1,22 млн человек. Однако, по словам ереванских велосипедистов, они уже начинают ощущать, как меняется отношение со стороны жителей города к их транспортному средству.

«Когда блюстители порядка видят велосипедистов, они уже не хватаются за громкоговорители и не просят их «не мешать движению транспорта», как делали это раньше, – отмечает 36-летний инструктор по йоге Ваагн Вадумян, который четыре года назад пересел на велосипед как на экологичный вид транспорта, альтернативный общественному транспорту. – Число велосипедистов в последнее время увеличилось по меньшей мере в десять раз».

Эту точку зрения разделяет и велосипедист со стажем, чемпион республики по велосипедному спорту Самвел Ованнисян.

«Если раньше водители гудели или кричали на велосипедистов, просто завидев их на улице, теперь многие бибикают им в знак приветствия», – говорит он.

Назвать причину, по которой все вдруг переменилось, не так просто. Инициатива не была спущена по-советски, сверху, когда власть пытается насаждать любовь к велосипедному спорту – судя по всему, люди стали проникаться энтузиазмом сами, по собственному почину.

Некоторые точки, торгующие велосипедами, приписывают возросший интерес увеличению в Армении количества молодежи, которая отправляется за рубеж на работу, учебу или просто путешествовать, особенно по Западной Европе, привозя оттуда на родину разные новые веяния, включая и пристрастие к езде на велосипеде среди взрослого поколения.

«Наши покупатели – это молодежь, побывавшая за границей, насмотревшаяся там разных вещей и изменившая свое отношение к ним», – отмечает Рубен Маркарян, менеджер по продажам одного из ереванских магазинов велосипедной техники «Ideal Bikes-Armenia», одним из первых в Армении начавшим в прошлом году закупать велосипеды в Европе для удовлетворения спроса на отечественном рынке. – Езда на велосипеде олицетворяет собой сегодня новый стиль, новое отношение, которое стало привлекать людей вне зависимости от классовой принадлежности и представлений».

Существует мнение, что свою роль мог сыграть и возросший интерес к такой проблеме, как защита окружающей среды, хотя подробностей, свидетельствующих в пользу этой версии, пока недостаточно. Хоть правоохранительные органы в своих отчетах и отмечают, что количество зарегистрированных в Армении велосипедов выросло с 2006 года на 66 процентов и достигло свыше 500 тыс. единиц, данные за прежние года не разглашаются, являясь якобы «государственной тайной».

Как бы то ни было, но представители и местных властей, и частного сектора стремятся, судя по всему, удовлетворять этот спрос и продемонстрировать населению, что они тоже знают, что такое «клево». Столичные власти организуют все больше стоянок для велосипедов и уже открыли один центральный велосипедный маршрут. В ереванских отелях теперь предлагают велосипеды в аренду, а в некоторых кафе открыли «экодоставку» заказов на велосипедном транспорте.

На велосипеды садятся теперь даже самые-самые (в глазах рядовых жителей Армении) герои – ведущие персонажи телевизионных сериалов. Эти мужчины, обычно все в черном и передвигающиеся исключительно на спортивных машинах класса люкс, теперь приглашают друг друга приобщиться к здоровому образу жизни, отправиться куда-нибудь на велосипедах, «вспомнить детские годы».

Правда, акцент делается преимущественно на таком факторе, как мода. Помимо интереса к самим велосипедам пришла мода на всякое велосипедное снаряжение и аксессуары.

«Велосипедный транспорт стал входить в моду, потому что люди перестали считать позором ездить на велике», – отмечает владелец популярного магазина велосипедной техники «Dreamland Bike» Тигран Коркотян, сам увлекшийся велосипедами во время своего пребывания во Франции, где этот вид транспорта весьма приветствуется.

Самые популярные модели велосипедов обходятся недешево в стране, где средний годовой доход на душу населения составляет 5900 долларов США: в магазине «Ideal Bikes-Armenia» их цена варьируется от 139 тыс. драмов (340 долларов) до 1,2 млн драмов (2930 долларов).

В «сериальном обществе», как называет его инструктор по йоге и любитель велосипедного спорта Ваагн Вардумян, такие цены могут вызвать уважение. «Когда люди узнают, сколько стоит велосипед, а это половина стоимости их машины, они начинают относиться к ним уважительно».

Но не все. Как отмечает социолог Аарон Адибекян, за пределами столицы жители Армении в общем и целом по-прежнему не воспринимают велосипеды и скутеры серьезно. Будучи средством передвижения, приводимым в действие мускульной силой человека, они считаются техникой для тех, кто не может позволить себе ничего получше. Либо развлечением исключительно для детворы.

«Многие люди по-прежнему придерживаются замшелых представлений, что серьезный человек должен иметь большой дом и дорогую машину»», – отмечает он.

Один из таких людей – двадцатидевятилетний ювелир Давид Арутюнян, проживающий на окраине Еревана. «Я слышал, что есть дорогущие велосипеды. Это же просто смешно! Настоящему армянину подобает водить машину, – советует он. – Если бы я сел на велосипед, меня бы засмеяли».

Как и другие представители Армении мужского пола, он решительно возражает против того, чтобы женщина самостоятельно разъезжала на велосипеде по городу. «Девушки не должны даже думать о велосипеде», – добавляет он.

Те же, кто так делают, вроде 25-летней журналистки Лилит Аракелян, проживающей в пригороде Еревана, признают, что отношение в обществе к женщине на велосипеде в целом вкупе с несоблюдением в Ереване правил дорожного движения и сложным рельефом местности негативно сказывается на их попытках использовать велосипед в качестве средства передвижения.

Правда, по убеждению Ваагна Вардумяна, несмотря на все сложности и проблемы, двухколесный транспорт несет Еревану перемены.

По его мнению, жители Армении в конце концов «поймут, что несмотря на стереотипы, велосипедист – не тот, кто живет на грани нищеты», а «тот, кто сознательно выбрал для себя велосипед как средство передвижения».

Марианна Григорян (EurasiaNet, США)

 

ARMENIA Today

Уважаемые читатели! Если Вы желаете видеть больше интересных и полезных материалов на сайте ИЦ «Еркрамас», то можете нас поддержать материально, любыми доступными на сайте способами, исходя из Ваших возможностей.

www.yerkramas.org

У армянских велосипедистов - неплохие перспективы и хороший потенциал

Эксклюзив

20:08 27.10.2016(обновлено 21:43 27.10.2016) Получить короткую ссылку

5810

Первенство Европы по велотреку среди взрослых состоялось 19-23 октября в городе Сен-Кантен в пригороде Парижа. Армению на этих соревнованиях представлял Мгер Мкртчян.

Велосипедист Мгер Мкртчян не занял призовых мест на чемпионате Европы во Франции, но и не руководствовался олимпийским принципом "главное — участие". Мгер доказал, что и в этом виде спорта мы можем рассчитывать на успехи. Об этом корреспондент Sputnik Армения поговорил с главным тренером армянской сборной по велоспорту Арменом Гезаляном. Беседовал Хачик Чахоян.

— На европейском первенстве среди взрослых мы впервые представили своего участника. Мгер Мкртчян участвовал в двух заездах. Как вы оцените его выступление?

— Мгер принял участие в "скретче", занял 15-е место среди 23 участников. Хочу отметить, что на дистанции 15 километров средняя скорость нашего велосипедиста составила более 52 километров в час, и это очень хороший результат. Кроме того, наш спортсмен принял участие в групповом заезде. Здесь ему помешало чрезмерное желание победить. На старте он показал хорошие результаты, набрал очки, однако не смог преодолеть всю дистанцию, потянул мышцу левой ноги и сейчас находится под наблюдением врачей.

— Когда стартуют рейтинговые соревнования?

— Уже со следующего года начинаются турниры, на которых будут разыгрываться олимпийские путевки. Первым будет чемпионат Европы, затем пройдут четыре этапа Кубка мира и, наконец, первенство мира. Скажу, что успешные выступления Эдгара Степаняна позволили нам набрать 508 очков. Степанян показал хороший результат на первенстве Европы до 23 лет. На данный момент Армения занимает 42 место в мировом рейтинге.

— А что дают эти очки?

— Эти очки дают нам возможность участвовать в розыгрыше Кубка мира. В свою очередь очки, набранные на Кубке мира, позволят нам участвовать в чемпионате мира.

— Мкртчян уже несколько месяцев тренируется за рубежом. Принесло ли это пользу, наблюдается ли у него прогресс?

— Уже то, что Мкртчян в течение недели участвовал в двух соревнованиях, — прекрасная возможность улучшить спортивные показатели. Турнирная практика попросту неоценима.

— Мы уже сегодня думаем об олимпийских играх 2020 года. На Играх в Рио у нас не было представителей велоспорта. Есть ли у наших велосипедистов шансы поехать в Токио?

— Мы из той же плоти и крови, так почему же мы не должны участвовать в олимпийских играх? Эти слова я часто повторяю, ребята уже привыкли. Авторитетов, конечно же, нужно уважать, но бояться не стоит. Не хочу называть имен, скажу лишь, что несколько армянских велосипедистов могут достичь неплохих результатов, и мы делаем все для этого.

— Велосипедный спорт — недешевое удовольствие. Здесь многое зависит от качества велосипедов. Каждый спортсмен должен иметь резервный велосипед, что позволит ему идти на определенный риск во время соревнований.

— В настоящее время у нас в стране только два качественных велосипеда. Недавно федерация приобрела дорогие шины, а велосипеды Мкртчяна и Сафаряна — подарок от благотворителей. Мы дорожим тем, что имеем. В этом году Степанян занял 10-е место на довольно сильном чемпионате Европы для спортсменов до 23-х лет. На последних метрах несколько велосипедистов столкнулись. Я волновался о здоровье нашего спортсмена, Степанян же думал о велосипеде. Это что касается резервных велосипедов.

— Господин Гезалян, мы нередко слышим о психологии победителя…

— Не хочу никого выделять, могу сказать лишь, что желание победить у наших велосипедистов возникает тогда, когда они начинают заниматься этим видом спорта. На шоссейной трассе на дистанции 120-130 километров соревнования начинаются при благоприятной погоде, потом идет дождь, град. Но наши спортсмены знают, что обязательно должны доехать из пункта А в пункт Б, и стремятся достичь цели первыми. Как говорится, все, что нас не убивает, делает сильнее.

ru.armeniasputnik.am

Армения пересаживается на велосипеды - yerkramas.org

Раньше взрослый человек на велосипеде был для многих в Армении объектом для насмешек и пристальных взглядов. Как и на остальной территории Закавказья, шиком здесь считается передвигаться на автомобиле с мощным двигателем, а никак не на транспорте о двух колесах, приводимом в движение при помощи вращения педалей. Однако сегодня это отношение начинает меняться. Медленно, но верно ездить на велосипеде – по крайней мере, в столице страны Ереване, – становится модно и круто.

Согласно официальной статистике, за первый квартал 2013 года объем ввозимых в Армению велосипедов, главным образом из стран ЕС, Китая, Тайваня и Турции, вырос на беспрецедентный 61 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число в 14700 велосипедов остается скромным по сравнению с общим населением Еревана, составляющим 1,22 млн человек. Однако, по словам ереванских велосипедистов, они уже начинают ощущать, как меняется отношение со стороны жителей города к их транспортному средству.

«Когда блюстители порядка видят велосипедистов, они уже не хватаются за громкоговорители и не просят их «не мешать движению транспорта», как делали это раньше, – отмечает 36-летний инструктор по йоге Ваагн Вадумян, который четыре года назад пересел на велосипед как на экологичный вид транспорта, альтернативный общественному транспорту. – Число велосипедистов в последнее время увеличилось по меньшей мере в десять раз».

Эту точку зрения разделяет и велосипедист со стажем, чемпион республики по велосипедному спорту Самвел Ованнисян.

«Если раньше водители гудели или кричали на велосипедистов, просто завидев их на улице, теперь многие бибикают им в знак приветствия», – говорит он.

Назвать причину, по которой все вдруг переменилось, не так просто. Инициатива не была спущена по-советски, сверху, когда власть пытается насаждать любовь к велосипедному спорту – судя по всему, люди стали проникаться энтузиазмом сами, по собственному почину.

Некоторые точки, торгующие велосипедами, приписывают возросший интерес увеличению в Армении количества молодежи, которая отправляется за рубеж на работу, учебу или просто путешествовать, особенно по Западной Европе, привозя оттуда на родину разные новые веяния, включая и пристрастие к езде на велосипеде среди взрослого поколения.

«Наши покупатели – это молодежь, побывавшая за границей, насмотревшаяся там разных вещей и изменившая свое отношение к ним», – отмечает Рубен Маркарян, менеджер по продажам одного из ереванских магазинов велосипедной техники «Ideal Bikes-Armenia», одним из первых в Армении начавшим в прошлом году закупать велосипеды в Европе для удовлетворения спроса на отечественном рынке. – Езда на велосипеде олицетворяет собой сегодня новый стиль, новое отношение, которое стало привлекать людей вне зависимости от классовой принадлежности и представлений».

Существует мнение, что свою роль мог сыграть и возросший интерес к такой проблеме, как защита окружающей среды, хотя подробностей, свидетельствующих в пользу этой версии, пока недостаточно. Хоть правоохранительные органы в своих отчетах и отмечают, что количество зарегистрированных в Армении велосипедов выросло с 2006 года на 66 процентов и достигло свыше 500 тыс. единиц, данные за прежние года не разглашаются, являясь якобы «государственной тайной».

Как бы то ни было, но представители и местных властей, и частного сектора стремятся, судя по всему, удовлетворять этот спрос и продемонстрировать населению, что они тоже знают, что такое «клево». Столичные власти организуют все больше стоянок для велосипедов и уже открыли один центральный велосипедный маршрут. В ереванских отелях теперь предлагают велосипеды в аренду, а в некоторых кафе открыли «экодоставку» заказов на велосипедном транспорте.

На велосипеды садятся теперь даже самые-самые (в глазах рядовых жителей Армении) герои – ведущие персонажи телевизионных сериалов. Эти мужчины, обычно все в черном и передвигающиеся исключительно на спортивных машинах класса люкс, теперь приглашают друг друга приобщиться к здоровому образу жизни, отправиться куда-нибудь на велосипедах, «вспомнить детские годы».

Правда, акцент делается преимущественно на таком факторе, как мода. Помимо интереса к самим велосипедам пришла мода на всякое велосипедное снаряжение и аксессуары.

«Велосипедный транспорт стал входить в моду, потому что люди перестали считать позором ездить на велике», – отмечает владелец популярного магазина велосипедной техники «Dreamland Bike» Тигран Коркотян, сам увлекшийся велосипедами во время своего пребывания во Франции, где этот вид транспорта весьма приветствуется.

Самые популярные модели велосипедов обходятся недешево в стране, где средний годовой доход на душу населения составляет 5900 долларов США: в магазине «Ideal Bikes-Armenia» их цена варьируется от 139 тыс. драмов (340 долларов) до 1,2 млн драмов (2930 долларов).

В «сериальном обществе», как называет его инструктор по йоге и любитель велосипедного спорта Ваагн Вардумян, такие цены могут вызвать уважение. «Когда люди узнают, сколько стоит велосипед, а это половина стоимости их машины, они начинают относиться к ним уважительно».

Но не все. Как отмечает социолог Аарон Адибекян, за пределами столицы жители Армении в общем и целом по-прежнему не воспринимают велосипеды и скутеры серьезно. Будучи средством передвижения, приводимым в действие мускульной силой человека, они считаются техникой для тех, кто не может позволить себе ничего получше. Либо развлечением исключительно для детворы.

«Многие люди по-прежнему придерживаются замшелых представлений, что серьезный человек должен иметь большой дом и дорогую машину»», – отмечает он.

Один из таких людей – двадцатидевятилетний ювелир Давид Арутюнян, проживающий на окраине Еревана. «Я слышал, что есть дорогущие велосипеды. Это же просто смешно! Настоящему армянину подобает водить машину, – советует он. – Если бы я сел на велосипед, меня бы засмеяли».

Как и другие представители Армении мужского пола, он решительно возражает против того, чтобы женщина самостоятельно разъезжала на велосипеде по городу. «Девушки не должны даже думать о велосипеде», – добавляет он.

Те же, кто так делают, вроде 25-летней журналистки Лилит Аракелян, проживающей в пригороде Еревана, признают, что отношение в обществе к женщине на велосипеде в целом вкупе с несоблюдением в Ереване правил дорожного движения и сложным рельефом местности негативно сказывается на их попытках использовать велосипед в качестве средства передвижения.

Правда, по убеждению Ваагна Вардумяна, несмотря на все сложности и проблемы, двухколесный транспорт несет Еревану перемены.

По его мнению, жители Армении в конце концов «поймут, что несмотря на стереотипы, велосипедист – не тот, кто живет на грани нищеты», а «тот, кто сознательно выбрал для себя велосипед как средство передвижения».

Марианна Григорян (EurasiaNet, США)

 

ARMENIA Today

Уважаемые читатели! Если Вы желаете видеть больше интересных и полезных материалов на сайте ИЦ «Еркрамас», то можете нас поддержать материально, любыми доступными на сайте способами, исходя из Ваших возможностей.

www.yerkramas.org


Смотрите также