Велосипедные истории: два колеса советского детства. Велосипед салют складной


советский складной велосипед, его характеристики

Есть много вещей, которые ассоциируются с приятными воспоминаниями. Для многих это велосипед Салют. Это отечественный складной велик, который был практически у каждого. Хоть он и производился во времена СССР, многие модели эксплуатируются и по сей день. Некоторые в первоначальном виде, а некоторые и после реставрации.

О байке

Салют – советский дорожный складной велосипед, предназначенный для передвижения по различной поверхности. Он выпускался на заводе в Перми, совместно с такими популярными велосипедами, как «Урал», «Кама» и др. В свое время пользовался большой популярностью среди городского и деревенского населения. Часто позиционировался как подростковый велосипед.

В стандартной комплектации велик был оборудован крыльями, багажником, редко и передним ободным тормозом. В умелых руках дворовой детворы Салют мог превратиться в настоящее творение искусства. Он украшался всем, что попадало под руку: изолентой, проволокой, кассетной лентой и многим другим. В случае поломки, ремонт не был дорогой или затруднительный. Практически любую неисправность можно было починить собственноручно.

Характеристики

Рама «Салюта» изготавливалась из прочного стального сплава. Складные модели делились на 2 типа:

  1. Складные на шарнире;
  2. Разборные.

Если со складными не должно возникать никаких вопросов, то разборная конструкция требует некоторых уточнений. Велосипед с таким типом рамы полностью разъединялся на две части и имел жесткую сцепку. Таких рам было выпущено немного, и они достаточно раритетные. Разобраться в устройстве помогала инструкция, которая шла в комплекте.

Рулевая колонка была регулируемая. Так же была выполнена из стали. Она регулировалась не только по высоте, но и по наклону. Каждый мог подобрать для себя подходящее положение руля.

Диаметр колеса по современным стандартам составляет 24 дюйма. Покрышки и камера имели размер 533х37мм. Колесо было оснащено 36 спицами.

Что касается тормозной системы, то торможение производилось за счет задней втулки.

Велосипеды «Салют» выпускались с двумя видами седла. Первые представляли собой мягкую латексную подушку, а вторые жесткое седло с пружинами для большего комфорта.

Общий вес велика составляет 14,8 кг, что по нынешним меркам достаточно много для подобного рода дорожных велосипедов.

«Салюты» сегодня

Как уже указывалось ранее, эти велики очень надежные и изначально были рассчитаны на долгий срок использования. Многие из них дожили и до сегодняшних дней в неизменном виде и без каких-либо коренных переработок и изменений. Хотя намного больше «Салютов» сейчас хранятся в виде ржавеющего хлама в сараях, гаражах и на чердаках. Хотя есть и такие энтузиасты, которые дают «Салютам» вторую жизнь.

Отреставрированный «Салют»

Переделка такого велосипеда сегодня занимает немало времени и сил. Тем не менее на улицах все-таки можно встретить с виду новый велосипед «Салют». Перекрашенный и ухоженный «Салют» даже сегодня будет выглядеть очень неплохо.

Тем же, кто захочет собственноручно отреставрировать старый «Салют», следует знать, что такие детали, как каретка, втулки и цепь, скорее всего, потребуют полной замены. Придется повозиться еще и с рулевой колодкой. Подходящие покрышки сегодня найти будет тоже достаточно проблематично, хотя как вариант можно будет заменить полностью колеса.

Заключение

Подводя итог, следует еще раз отметить, что «Салют» – это очень важная веха в отечественной велоистории. Советский производитель заботился о том, чтобы данный велосипед был универсален и легко настраивался под каждого владельца. Он также стремился сделать этот велик долговечным и прочным. Даже сегодня можно смело сказать, что у него это все получилось.

velofans.ru

Велосипеды «Салют»: характеристики

Велосипеды «Салют» представляют собой одну из самых популярных марок двухколесного транспорта отечественного производства по состоянию на конец прошлого века. Впрочем, такие модели не перестают пользоваться спросом и в наши времена. Ведь байки данной марки отличаются чрезвычайно надежной сборкой и продолжительным сроком службы.

Давайте рассмотрим основные эксплуатационные свойства, которыми обладают велосипеды «Салют».

Конструктивные особенности

Велосипеды популярной марки отличаются следующими параметрами:

  • рама – стальная, усиленная;
  • рулевая колонка – высокая с удлиненным, регулируемым по высоте выносом;
  • вилка – стальная, круглого сечения;
  • колеса – стальные обода с бортовыми шинами;
  • педали – металлические, дорожного типа;
  • тормоза – задние, ножные;
  • седло – металлическое, регулируемое по высоте с полужесткой седушкой;
  • система переключения скоростей отсутствует.

Тип рамы

Велосипеды «Салют» производились из качественного, высокопрочного стального сплава. На сегодняшний день пользователям доступно несколько вариантов конструкции:

  1. Велосипед «Салют» складной – рама обладает замком шарнирного типа. В моделях, выпущенных во времена СССР, части составной конструкции крепятся рукояткой либо винтом под шестигранник.
  2. Модель с универсальной рамой в прошлом считалась наиболее престижным вариантом, поскольку рама здесь отличается ромбовидной, чрезвычайно удобной формой для пользователей мужского пола.
  3. Велосипед с рамой разборного типа состоит из двух полурам, которые жестко соединяются в области подседельной трубы. Такие велосипеды «Салют» представляют собой крайне редкие, раритетные модели.

Руль

Велосипеды данной марки оснащены глубокими рулевыми колонками, удобными для управления при ровной посадке на транспорт. Регулировка здесь может производиться как наклоном ручек, так и по высоте.

Седло

Велосипеды данной марки имеют седла, представленные в виде мягкой латексной подушки либо жесткой пружинной покрышки. Максимальный уровень поднятия штока ограничивается специальной отметкой. Поскольку такие модели останавливаются путем давления на ножной тормоз, сиденье здесь принято размещать немного ниже требуемого велосипедистом посадочного уровня, что способствует безопасной остановке.

Колеса

Велосипеды марки «Салют» оснащены одностенными ободами с 36 спицами. Шины имеют параметры – 533x37 мм. По причине довольно скромных размеров колеса здесь не имеют ощутимого свободного хода. Жесткость втулки регулируется послаблением или подтягиванием конусного зажима с помощью ключа. Настройки фиксируются затяжкой наружной контргайки.

Обслуживание

Насколько надежен «Салют» (велосипед)? Отзывы владельцев показывают, что модели данной марки нуждаются в регулярном уходе. Перед очередным выездом требуется проверка работоспособности тормозов, уровня давления в шинах, затяжки всех резьбовых соединений и узлов.

Переборку компонентов велосипеда и смазку деталей необходимо производить как минимум несколько раз в течение сезона. Прежде чем помещать двухколесное средство передвижения на длительное хранение, функциональные системы целесообразно промыть керосином, тщательно протереть отрезом сухой ткани, обработать нейтральной смазкой.

Велосипед «Салют» рекомендуется хранить в подвешенном состоянии с накачанными колесами. Оставлять транспорт на период межсезонья лучше в сухом помещении, где не предполагается резких перепадов температур.

Следуя таким нехитрым рекомендациям, можно избежать серьезных проблем при эксплуатации велосипеда и значительно продлить срок его службы.

fb.ru

описание, устройство, фото :: SYL.ru

Сегодня вниманию любителей езды на велосипеде представлен большой выбор различных моделей отечественного и импортного производства. Известно, что в недалеком прошлом, во времена Советского Союза наибольшей популярностью пользовались складные велосипеды «Салют» российского изготовителя. Данная ситуация осталась неизменной и по сегодняшний день. Велосипеды «Салют» характеризируются качественной сборкой и длительным эксплуатационным сроком, благодаря чему они по-прежнему занимают достойное место на рынке двухколесного транспорта.

Как устроены отечественные изделия?

Велосипеды «Салют» состоят из следующих частей:

  • Стальной усиленной рамы.
  • Высокой рулевой колонки с удлиненным и регулируемым выносом. Осуществлять регулировку можно как по высоте, так и по наклону. Особенно это оценили те, кто привык к ровной посадке руля.
  • Стальной вилки с круглым сечением.

  • Колес, оснащенных стальными ободами.
  • Металлических педалей. Они относятся к дорожному типу.

  • Задних ножных тормозов.
  • Металлического седла, высоту которого при необходимости можно легко регулировать. Комфорт при езде обеспечивается наличием специального сидения, установленного на металлический каркас.

Велосипеды «Салют» не оснащены системой, позволяющей переключать скорости.

Какие используются сиденья?

Для велосипедов марки «Салют» предусмотрены два варианта сиденья:

  • Мягкая латексная подушка.
  • Жесткая пружинная покрышка.

Регулировка высоты в велосипедах «Салют» ограничена. Максимально поднять шток потребитель не может, поскольку имеется специальная отметка. Судя по рекомендациям изготовителей, высоко поднимать седло в велосипедах «Салют» нежелательно. Обусловлено это тем, что в данной модели, как и в любых других, оснащенных ножным тормозом, сидение обязательно должно быть немного ниже, чем желаемый для велосипедиста посадочный уровень. Это даст возможность при давлении ногой на тормоз совершить безопасную остановку.

Колеса

В данной модели велосипедов используются одностенные ободы, оснащенные 36 спицами. Для колес не предусмотрен ощутимый свободный ход. Обусловлено это их скромными размерами. Шины обладают параметрами 533х37мм. Послабляя или подтягивая ключом конусный зажим, владелец велосипеда может регулировать жесткость втулки. Зафиксировать настройку в «Салюте» можно, используя затяжную наружную контргайку.

Применение боковых светоотражателей

Разработчиками данной марки велосипедов предусмотрена установка на спицы колес специальных светоотражателей с оптическими элементами. Данные приспособления представлены двумя цветами: оранжевый предназначается для передних колес, а красный – для задних. Их крепеж производится при помощи винта и специальной гайки. Также могут использоваться и безвинтовые светоотражатели белого цвета.

Модификации рам

Велосипеды «Салют» представлены следующими вариантами:

  • Складные изделия, выпущенные еще в годы СССР. В данной модели для рамы предусмотрен шарнирный замок. Крепеж составных частей осуществляется при помощи специальной рукоятки или шестигранного винта.

  • Велосипед, содержащий универсальную ромбовидную раму. Раньше данная модель считалась очень престижной и использовалась преимущественно мужчинами.
  • Разборная модель, для которой предусмотрены две полурамы. Их соединение производится под подседельной трубой. Среди всех моделей самым редким и раритетным считался именно разборный велосипед «Салют».

Характеристики складного двухколесного изделия

На рынке двухколесного транспорта очень популярно изделие с 24-дюймовыми колесами. Велосипед «Салют», размер колес которого, по мнению многих потребителей, является идеальным для подростка, в народе называется «2409». Данный велосипед обладает следующими качествами:

  • Весит модель 15 кг.
  • Диаметр колеса составляет 24 дюйма.
  • Велосипед предназначается для детей в возрасте 12 лет.
  • Для транспортного средства предусмотрена одна скорость
  • Рама изготовлена из хромомолибденовой стали.
  • Эксплуатация данной модели не предусматривает каких-либо гендерных ограничений.
  • Велосипед оснащен багажником.
  • Езда осуществляется за счет платформенных педалей.
  • Комплектуется велосипед задним багажником, зеркальцем и звоночком.

Дополнительно можно обзавестись ручным передним тормозом, насосом и средствами для освещения. Велосипед представлен в нескольких цветовых решениях: модели бывают черного, зеленого, синего с черным и бордового цветов.

Особенности в обслуживании

Как утверждают многие владельцы марки «Салют», данные велосипеды достаточно надежны и рассчитаны на долгий эксплуатационный срок. Но это возможно в том случае, если хозяева обеспечивают своим двухколесным изделиям регулярный уход. Владельцам данной модели рекомендуется:

  • Перед каждой поездкой проверять работоспособность тормозов, состояние шин.
  • Не лишним также будет проверить, насколько надежно затянуты резьбовые соединения и узлы.
  • Смазка и переборка всех деталей производятся за один сезон не менее трех раз.
  • Перед длительным хранением колес, используя керосин, осуществить промывку их функциональной системы. После этого она должна быть насухо вытерта и тщательно обработана при помощи нейтральных смазок.
  • Велосипеды «Салют» рекомендуется хранить подвешенными в сухих помещениях, исключающих любые температурные перепады. При этом колеса должны быть хорошо накачанными.

Соблюдением этих нехитрых рекомендаций может быть гарантирована длительная и беспроблемная эксплуатация популярного двухколесного транспортного средства.

www.syl.ru

характеристики, ремонт, апгрейд, запчасти, размер колеса

Большинство из велосипедов, выпускаемых советской промышленностью, обладали столь массивной и тяжелой конструкцией, что хранить их в тесной квартире многоэтажного дома, либо перевозить в общественном транспорте, было затруднительно или вовсе невозможно.

Велосипед «Салют» обладает складной конструкцией, компактными размерами и хорошими характеристиками, что сделало эту модель настолько популярной, что ее различные модификации, в том числе и новые, можно встретить на дорогах стран бывшего СССР и по сей день.

Описание

«Салют» был разработан и выпускался Пермским Моторным Заводом (ПМЗ), наряду с такими моделями, как «Кама» и «Урал».

Он предназначен для езды по асфальтированным и грунтовым дорогам, а также по плохому дорожному покрытию. Модель позиционировалась заводом, как подростковая, но благодаря хорошей проходимости и достаточно широким колесам, которые выдерживали большую нагрузку, она обрела широкую популярность среди городского и сельского населения любого пола и возраста.

Главной особенностью этого велосипеда является складная рама, которая позволяла транспортировать его в качестве ручной клади в автобусах и поездах, либо помещать в багажник автомобиля. Также это облегчало его хранение в стесненных условиях городской квартиры. В сложенном состоянии велосипед занимал минимум места в прихожей или кладовой.

Основные характеристики «Салюта»:

  • полный вес составляет от 14.8 до 15.5 кг, в зависимости от комплектации;
  • расстояние между осями колес – 1090 мм;
  • количество скоростей – 1 нерегулируемая;
  • тип тормоза – задний барабанный.

В стандартную комплектацию «Салюта», в зависимости от модели и года выпуска, могли входить такие компоненты:

  • одно заднее, либо два крыла;
  • хромированный или обычный стальной проволочный багажник;
  • ножка подставка;
  • передний тормоз;
  • светоотражатели.

Справка. На некоторые модели под сиденье и руль установлены специальные «быстрые» зажимы, которые позволяют регулировать их высоту без применения гаечных ключей и отвертки.

Тип рамы

«Салют» имеет ромбовидную раму, только без верхней перекладины. Она сваривается из полых стальных труб и усиливается внизу небольшой перекладиной, которая может использоваться в качестве подставки для ног или перевозимых на велосипеде грузов.

Существует три модификации такой рамы:

  • складываемая надвое шарнирным замком, который фиксируется на рукоятку или шестигранный винт;
  • нескладываемая универсальная рама;
  • редкая разбираемая модель с рамой, состоящая из двух полурам, скрепленных вместе специальным соединением.

Руль

Велосипед оснащен высокой рулевой колонкой с длинным выносом. Предусмотрена возможность регулировки по высоте и углу наклона, чтобы подстраивать руль под рост и личные предпочтения ездока.

Седло

«Салют» может быть укомплектован таким седлом:

  • жесткое пружинное сиденье из пластика и кожзама;
  • мягкое латексное сиденье с пружинами.

Можно регулировать уровень наклона седла и вынос штока, но поднять его на максимальный уровень не получится, поскольку производитель ввел ограничения в целях безопасности поездки. Эти ограничения нужны для того, чтобы водитель низкого роста (как правило, ребенок) мог гарантированно дотянуться ногами до педалей и полноценно пользоваться тормозом.

Колеса

«Салюты» оснащаются колесами диаметром 24 дюйма, которые выполнены в виде однопрофильного обода стандартной ширины с 36 спицами. Заднее колесо оснащается втулкой со свободным ходом и барабанным тормозом, а также звездой на 18 зубьев.

Справка. Жесткость втулок обеих колес можно регулировать путем натяжения или послабления специальных контргаек.

Более подробно о велосипеде «Салют» можно узнать в этом видео:

Ремонт

Если читатель этих строк обладает стареньким советским «Салютом», то он может легко привести велосипед в рабочее состояние:

  1. Необходимо разобрать велосипед, демонтировав колеса, седло, руль, педали и педальную ось, переднюю вилку и по возможности цепь.
  2. Рама красится, либо просто отмывается от грязи.
  3. Все подшипники руля и педалей должны быть сняты, а места их расположения очищены от загрязнений и старой смазки и заново смазаны жидкостью WD40. Шарики нужно отмочить в керосине и перед установкой смазать. Подшипники с развалившейся рубашкой должны быть заменены новыми, во избежание люфта и стуков.
  4. Шатуны клиньев руля должны быть подтянуты, либо заменены на новые, чтобы педали при езде не шатались.
  5. Цепь отмачивается в керосине и шкурится наждаком, после чего смазывается графитовым маслом или WD40.
  6. С колес снимается старая резина, при наличии искривлений обода нужно подтянуть спицы и выровнять его, либо заменить сильно погнутые колеса новыми. Камеры при наличии проколов обследуются или заменяются на новые.
  7. Покрышки рекомендуется заменить на новые, поскольку слишком старая резина трескается и рассыпается. Кроме того, она неустойчива к проколам.
  8. Втулки колес перебираются и смазываются, при необходимости производится замена подшипников. После этого колеса устанавливаются на место.
  9. Руль обычно не нуждается в ремонте и все, что ему нужно – это смазка в месте расположения подшипников и замена старых рукоятей.

Как правило, «Салютам» не требуется капитальный ремонт. Чаще всего им нужна лишь новая смазка и замена покрышек с камерами.

На этих видео вы можете посмотреть как ремонтируют велосипед «Салют»:

Апгрейд

Чтобы модернизировать «Салют», рекомендуется совершить такие действия:

  • снять слой краски с рамы и покрасить ее в однотонный и привлекательный цвет, например: красный, синий, черный, белый, серебряный, мятный, бирюзовый или розовый;
  • поставить новые крылья. Лучше всего к «Салюту» подходят хромированные классические варианты, в то время как пластик не сочетается с его внешним видом;
  • установить анатомическое латексное сиденье на пружинах;
  • поставить зеркала заднего вида, хромированный фонарь, задний стоп сигнал и несколько светоотражателей;
  • установить сзади хромированный багажник, а спереди корзину;
  • оснастить велосипед передним тормозом, если такового не было;
  • на ниппели камер можно прикрутить миниатюрные фонарики, которые во время езды в темное время суток создают светящиеся круги.

veloprofy.com

два колеса советского детства – Москва 24, 30.06.2016

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

В ночь на субботу, 2 июля, все желающие смогут принять участие в ночном велопараде. Не исключено, что некоторые москвичи решат прокатиться по ночному городу с детьми. Колумнист Алексей Байков задался вопросом: А как вообще развивался детский велопром? Подробнее – в материале m24.ru.

Их помнят и глаза и руки, а уж как помнит "пятая" точка организма!.. Поколение 1976–1982 годов, которому довелось всласть поездить на советских великах смотрит на нынешние немецкие, итальянские и китайские двухколесные чудеса с легким оттенком превосходства. Вы, если что-то сломается, куда пойдете? В веломастерскую, где в предвкушении наживы радостно потирает татуированные по локоть руки бородатый хипстер с серьгами в ушах, в носу и во всех прочих местах. А вот, скажем, сами перебрать заднюю втулку старого-доброго "Прогресса" не хотите ли? Сесть на лавочку рядом с дачным сараем, торжественно разложив на ней ветошь, ключи и масленку, и на полдня предаться техномедитации, отвечая утробным криком: "я занят!" на любое: "давай обедать!". А как перетягивается цепь вы еще помните? Как поставить заплатку на проколотую камеру? А как выправляются восьмерки на колесах? А как смазывать каретку?

Советская велосипедная промышленность делала удивительные аппараты. Прочные как наш лучший в мире танк Т-34 и такие же тяжелые, они выдерживали любые издевательства над собой, а потом неожиданно ломались просто так, на ровном месте, закаляя детский характер и превращая нас в настоящих профессионалов ремонта на дому. "Школьник", "Салют" и "Урал" сыграли роль в становлении поколения людей с руками, растущими откуда надо, ничуть не меньшую чем самодельные приемники по рецептам из пионерских журналов.

А как скрипели те кожаные седла – вы еще помните? Те самые с тиснением и ярко блестящими на солнце никелированными пружинами. Как тренькал звонок? Как украшали своих железных коней, словно в благодарность за долгие годы верной службы – ведь некоторым великам из деревенских сараев доводилось таскать на себе не одно и не два, а целых три поколения. Как ставили на колесо по нескольку катафотов (светоотражатели), как вырезались из любого подходящего куска резины брызговики, как обматывали спицы проводками с разноцветной изоляцией?

А сегодня они тихо догнивают на своей последней дачной стоянке, а мы радостно накручиваем по городу километры на недавно купленных "Гигантах", "Кубах" и "Стеллзах", и больше о них не вспоминаем. Лишь иногда, по дороге на работу улыбнемся старенькому, видавшему виды перекрашенному "Салюту", везущему узбекского дворника с его метлой до трудов праведных. И удивляемся: сколько лет прошло, и все спицы проржавели – а он еще ездит, скрипя всеми несмазанными частями.

А потом хочется, наплевав на все дела, сесть в электричку, пройти от станции три километра, распахнуть старую калитку, открыть ржавый замок… и просто попросить прощения у старого друга за все. За то, что забыл, не привел в порядок и не взял с собой в город, а променял на манетки Shimano и гидравлические тормоза. Лишь глядя на репортаж с очередного парада энтузиастов ретровелосипедов задумываешься: а может стоит притащить свой "Урал" или "Десну" в мастерскую и хоть раз, да проехаться на нем по улице. Но вечно чего-то не хватает, то ли времени, то ли лишних денег.

Но давайте вспомним о наших старых велосипедах хотя бы вот так, виртуально. Хотя они и заслуживают большего.

Самый первый

Фото: ТАСС/Борис Кавашкин

Собственно именно с него все и начиналось. Для советского ребенка этот смешной велосипедик был первым "большим", почти как у взрослых. Все классические детские велосипеды с педалями, намертво прикрепленными к переднему колесу, были, скорее, самоходным вариантом коляски, не случайно многие из них сегодня выпускаются с торчащей позади седла длинной ручкой для управления взрослым.

Но "Дружок" был не такой. У него было все как у настоящего велосипеда: руль, тормоз, цепь, багажник и даже колеса с камерой. У более поздних вариантов они, правда, делались из цельнолитой резины. Весь секрет заключался в колесной формуле 2x2: на задней вилке рядом с выемкой для колесной втулки на болтах крепились две дюралевые штанги с пластмассовыми колесиками. В один прекрасный день папа говорил: "Ну все, ты уже большой" – и отвинчивал одну из них. Потом отвинчивал вторую, и вот ты уже едешь как взрослый, удерживая равновесие. После "Дружка" учиться этому не требовалось.

В отличие от большинства советских великов, "Дружок" не имел заднего барабанного тормоза, вместо него был задний клещевой. Впрочем, вряд ли ребенок смог бы разогнаться на нем так, чтобы не суметь затормозить ногами. Еще "Дружок" был складным, со съемными рулем и седлом, что существенно облегчало его перевозку в метро, в электричке или в багажнике автомобиля. А его платформа позволяла такие изощренные издевательства над собой, что от фантазии отечественных кулибиных можно было остолбенеть на месте с разинутым ртом. Доводилось видеть даже переделку "Дружка" в мопед при помощи мотора от братской бензопилы "Дружба".

Более продвинутым вариантом "дутика" (так называли в народе все детские велосипеды "дружковского" типа) считались ленинградский КВД или его тульская копия по имени "Бабочка" – в основном за счет более изящных форм и красного пластмассового шильдика со звездой на переднем крыле.

Велосипед "Бабочка". Фото: velomasterclass.ru

Самым понтовым детским великом считалась львовская "Зайка-люкс", у которой было сидение с поддерживающей спинкой, передняя и задняя фары и зеркала, как на мотоцикле – но она крайне редко попадала в магазины за пределами Украины.

Велосипед "Зайка-люкс". Фото: detstvoto.net

Для особых эстетов были еще тульские ДКВ, считавшиеся промежуточным вариантом между детскими и школьными великами. Их конструкцию вполне можно было назвать винтажной: в комплекте помимо обычного ведущего колеса поставлялось аналогичное по размерам второе пассивное колесо и удлиненный мост со звездочкой. Из всех этих запчастей можно было собрать как трехколесный детский велосипед, так и обычный двухколесный.

Процесс послевоенной эволюции советского детского велосипеда начался он с "Ветерка", выпускавшегося в 1950-х. Ранние модели "Ветерков" имели ту самую формулу 3x2, которую потом без изменений скопировали на ДКВ, а поздние делались уже с приставными колесиками, как на "дутиках".

Еще одним ответвлением с того же древа был совсем уж редкий латвийский "Спарите" ("Стрекоза") с тремя колесами, уже без всякой возможности модификации. Между прочим, поставлялся на экспорт в Финляндию.

Велосипед "Спарите"

Помимо детских 3x2 велосипедов существовали и взрослые: экспериментальный В-925 Жуковского завода, предназначавшийся для лиц пожилого возраста и перевозки грузов и их же ЖВЗ "Десна" 113-221, выпускавшийся крупной серией на базе одноименного "складника".

В один прекрасный день в жизни каждого советского ребенка наступал тот самый момент, когда руль и седло верного "дутика" выше уже не поднимались, а ноги начинали скрести по земле. Это означало, что пора канючить на велик побольше. А также учиться на все пятерки, ходить за хлебом и выносить ведро по первому свистку – все ради того, чтобы в один прекрасный день родители торжественно вкатили бы в квартиру новенький, блестящий, еще чуть-чуть липкий от заводской смазки подростковый велосипед.

От 8 до старших классов

Советские велосипеды для детей младшего школьного возраста и подростков фактически представляли собой уменьшенные копии взрослых. Вариантов было не так много, а самыми распространенными были "Школьник" и "Орленок". Все остальные если где и ездили, то разве что на периферии производивших их республик.

Велосипед "Школьник"

"Школьник" – детище Горьковского автозавода, выпускался с начала 1960-х. Первые модели еще имели гендерную стратификацию – они делились на женские (рассчитанные на езду в длинной юбке) и мужские. Позднее их стали выпускать в варианте унисекс, с открытой однотрубной рамой. Существовала и складная версия.

Родовой травмой всех "Школьников", так и не исправленной за добрых два с лишним десятка лет производства, было весьма паршивое качество задней втулки. Уже через несколько месяцев езды цепь начинала регулярно слетать, а прокруты педалей становились унылой повседневностью. Папаши вынужденно переквалифицировались в веломехаников, потом махали рукой: "делай сам", и детям приходилось сызмальства осваивать всю премудрость ключей и подшипников, чтобы заставить несчастный агрегат хоть как-то ездить.

"Орлята" появились еще раньше – в 1950-х. Сперва их делал Минский велозавод, причем сразу двумя моделями: "Орленка" с закрытой рамой для мальчиков и "Ласточку" для девочек. С середины 1970-х основной поток "орлят" стал сходить с конвейров Шауляйского моторного завода, благодаря чему велосипеды обзавелись звучными именами "Эрелюкас" и "Крегждуте".

Велосипед "Эрелюкас". Фото: veloretro.ru

Ранние варианты "Орленка", как и мужских версий "Школьника" имели сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в перья задней вилки. Потом конструкцию решили упростить, позаимствовав раму от популярного у взрослых "Прогресса". В таком виде "Орленок" дожил чуть ли не до вступления Литвы в Евросоюз.

"Складники" и универсалы

Складные велосипеды создавались специально под потребности горожан, с оглядкой на предъявляемые общественным транспортом требования к габаритам перевозимого груза. Надо сказать, что в СССР эти семена упали явно не на ту почву: энтузиастов городской езды было ничтожно мало, ввиду отсутствия велоинфраструктуры и даже представлений о том, какой она должна быть. Велосипед нес транспортную нагрузку в основном на селе и в небольших городках типа подмосковной Дубны. В городах-миллионниках ребятня каталась по своему двору лет до 14, после чего железного коня вешали на гвозди в прихожей до рождения собственных наследников, либо ссылали на дачу.

И все же, когда ближе к концу 1970-х "складники" появились в продаже, их стали охотно брать. Успеху новинки способствовали вытекавшие из уменьшенных габаритов и складывающейся рамы побочные особенности конструкции. Отсутствие верхней трубы позволяло ездить на них как мальчикам, так и девочкам, а за счет исключительной длинны подседельного и рулевого штырей, ими могли пользоваться и подростки и взрослые. Словом – простое и дешевое решение на все времена.

В неформальной дворовой или деревенской иерархии, "складники" считались великами не крутыми и не "пацанскими", хотя позднее все же вошли в моду. Советских "складников" понаделали довольно много, но самыми распространенными были "Кама" и "Десна". Чуть реже попадался "Аист".

Велосипед "Десна"

"Каму" выпускал Пермский завод имени Октябрьской революции. Основой для него послужила предыдущая, и не совсем удачная модель В-815. Создатели "Камы" довели до ума замок складывания рамы, поставили передний клещевой тормоз, мягкое седло, новую переднюю звездочку и руль с выносом – велосипедик вроде как получился удачным. По крайней мере, его охотно покупали за неимением лучшего.

На самом излете горбачевской перестройки и в начале 1990-х среди мальчишек распространился слух о том, что в продаже редко-редко, но появляется новая модель "Кама-Спорт". И действительно, периодически можно было увидеть счастливчика, гордо рассекавшего на "Каме" с пятью скоростями.

На самом деле ларчик открывался просто и весьма типично для того времени. В конце 1980-х зарплату на заводе начали выдавать не деньгами, а продукцией. Какая-то светлая голова из рабочих додумалась ставить на "Каму" комплект производившихся там же задних звездочек для шоссейного "Спорта" и продавать эти гибриды с рук на трассе и на остановках общественного транспорта. Почин подхватили мужики в гаражах по всей стране и тоже принялись снимать звездочки со старых, битых "Спортов" и ставить их на "Камы".

Уже в новейшие времена, когда завод имени Октябрьской революции превратился в акционерное общество "Велта", выпуск подобной модели попытались наладить серийно, но не преуспели. Кстати набора передних скоростей у "Камы-Спорт" не было, поскольку каретку от "Спорта" поставить на "Каму" было невозможно без переделки рамы.

Изготовлявшаяся на Жуковском велозаводе "Десна" отличалась от "Камы" разве что чуть большим изяществом форм и отсутствием переднего тормоза. На первых моделях еще стояли красивые подпружиненные кожаные седла от классических дорожных велосипедов, но позднее их заменили на такую же убогую дермантиновую подушку, как на "Каме".

Как уже говорилось, советские "складники" крайне редко использовались по назначению. На многих из них разболтавшийся короб складывания рамы, в конце концов, просто заваривали наглухо. Советская промышленность ответила на это "универсалами" – семейством велосипедов с рамами такими же как на складных, но без механизма складывания, вместо которого внизу стояла коротенькая перемычка. Заслуженной классикой жанра считался "Салют".

Велосипед "Салют"

Поскольку делал его все тот же Пермский завод, то чисто визуально "Кама" и "Салют" отличались разве что диаметром колес и формой передней звездочки. Позднее появился и складной вариант "Салют-С". А уже под закат СССР пермяки расщедрились на модный "Салют-5", ставший первым советским складным велосипедом с усиленной рамой и набором скоростей.

Тут в принципе можно и закончить, но перечень советских "складников" был бы неполон без двух совершенно удивительных велосипедов, к сожалению так и оставшихся неизвестными широкой публике.

"Эврика-2" Львовского мопедного завода самой первой (и, похоже ,последней) из советских велосипедов получила руль с раздельными штангами и пружинный амортизатор передней вилки. Но мало того – "Эврика" была еще и первым советским складным двухподвесом! Вот это вот маленькое черное, позади седла, и есть задний амортизатор, сделанный притом из резины.

Зачем была нужна подобная конструкция и какому инженеру сей изыск пришел в голову – неизвестно, но "Эврика" пользовалась успехом как у подростков, для которых она официально позиционировалась, так и у не слишком габаритных взрослых. Остается добавить, что и складывался сей агрегат не как все нормальные "Камы" и им подобные, а поворотом задней вилки по оси втулки вниз.

Велосиед "Эврика-2"

Второй и безусловной удачей советской велосипедной промышленности можно назвать "Тису".

Велосипед "Тиса"

Этот агрессивного вида подростковый универсал с усиленной мопедной передней вилкой и хищно изогнутым багажником мог бы стать хитом продаж – но не сложилось. "Тиса" появилась под самый закат СССР и сразу же, как и многое другое, стала дефицитом. А потом ее производство попросту прекратили.

Продолжение следует…

www.m24.ru

Велосипеды из детства / Блог им. A0Z / Босоногое.ру

Этот пост о велосипедах из детства.

1. Школьник. Велосипед, рассчитанный на рост школьника младших классов.

2. «Кама» — тяжелый складной велосипед с рамой без верхней трубы, с маленькими, но широкими колёсами, обклеенный блестящими наклейками и производящий впечатление «импортного». Его ближайший аналог — «Десна» и «Аист».

3. «Десна».

4. «Аист». Конструктивно – полная копия «Десны», похожий на «Каму», но не с прямой рамой, а с изогнутой.

5. «Салют-С» — складной велосипед с колёсами большего диаметра, чем у «Камы», удобный для перевозки как в машине, так и в общественном транспорте.

Некоторым счастливцам покупали велосипед «Салют» или «Уралец». В отличие от складных, рамы этих велосипедов были полноценными ромбовидными — то есть чисто мужскими. Еще одна занятная модель велосипеда — «Сура». Этот велосипед выглядел, как «Урал», но с дамской рамой.

6. «Орлёнок» В той же возрастной категории, что и «Кама», но в нескладном виде и с диаметром колёс, как у «Салюта», продавался литовский велосипед «Орлёнок» и его женский аналог — «Ласточка». Было две модели. Рама поздней модификации «Орлёнка» является почти точно уменьшенной рамой модели «Украина», в то время как рамы предыдущих выпусков имели характерную верхнюю трубу рамы, переходящую в верхние части перьев задней вилки.

У меня были оба: сначала старая модификация

потом новая модель Только мои оба были зелеными.

7. «Эврика» Удалось поездить несколько дней, взяв такой велосипед в пункте проката. При этом, у меня был свой «Орлёнок», как удалось уговорить родителей на такой небесплатный тест-драйв, не помню. Впечатления остались положительные, особенно нравились пружинки у руля :)

8. «Украина» К классическим дорожным велосипедам того времени относились «Урал», «Украина», «Минск» и «Дорожный». Дети зачастую катались на отцовских велосипедах, находясь сбоку под верхней трубой рамы, не имея возможности достать до педалей, сидя на седле. Также для детей подходил велосипед с дамской рамой.

Велосипеды украшали и совершенствовали, кто как мог. Самые популярные элементы тюнинга: * На колесо крепились два и более катафота; * Спицы колеса оформляли с помощью деталек из детских конструкторов (маленькие белые пластиковые брусочки с пазами) или обматывали две соседние спицы тонкими одножильными проводами с цветной изоляцией. * Между спицами наматывался строительный утеплитель, представляющий собой «колбаску» белого или серого цвета (у нас назывался «каучук»). При полном заматывании всего колеса ездить становилось тяжело – возрастала масса колеса, и чувствовалось сопротивление боковому ветру. Велосипед на большой скорости ехал с характерным шумом, а внешне напоминал гоночный. * Из прищепок и картона или кусков пластика со стройки делались трещотки для колёс; * Из резиновых ковриков или линолеума сооружались брызговики; * Для красоты руль и раму можно было обклеить синей, красной или чёрной изолентой; * Полоска из камеры на втулке переднего и заднего колёс крепилась для чистоты; * Демонтаж багажника и «подъём» крыльев для придания велику вида спортивного мотоцикла; * Сидение оклеивалось бахромой; * Зеркало заднего вида некоторым казалось необходимым элементом велосипеда; * Прикреплялись одна или две динамо-машины, велосипед обвешивался фарами. Колёса при этом крутить было почти невозможно.

www.bosonogoe.ru

Как я модернизировал свой советский велосипед "Салют" (или не делайте так никогда :))

Начал я с того, что нашёл в инете статью, как мужик свой салют проапгрэйдил. По его описаниям выходило неплохо - не дорого, не трудоёмко, визуально вполне сносный результат. Я подумал "не, ну, а чё - я хуже"? Принципиально для меня было 2 момента - чтобы скорости появились - по нашему городу с его нескончаемыми горами иначе никак и, чтобы складывался (на работу ездить, и в бытовку за дверь ставить). Ну и ещё, конечно, чтобы дешевле, чем новый покупать.

Поспрашивал вконтакте у друзей, кого-нибудь, кто шарит в велосипедах, сразу несколько ребят дали телефон одного вело-мастера. Живёт он совсем рядом со мной ну, и поехал я к нему - узнавать, что конкретно мне нужно купить. Записав на КПК весь список прикупил кое-что сразу у него. Докупил: цепь на 8 скоростей, заднюю втулку-эксцентрик, кассету на 7 скоростей (Евгений, так звали моего мастера сразу посоветовал кассету брать, а не трещётку - у кассеты зубья в шестерёнке разведены, как у пилы и за счёт этого лучше цепляют цепь при переключении), пару ручек для тормозов (с рычажными переключателями скоростей), пару тросиков, пару рубашек к ним. Резину для Салюта - 24 дюйма, что теперь редкость ...нашёл только в одном месте, принёс домой, стал одевать и оказалось, что внешний-то диаметр покрышек 24 дюйма, а вот внутренний - намного меньше родного салютовского обода. Но я этого ещё не знал.

И, подумав: "Так, за вечер и ночь собираю, а на следующий день поеду в Пятигорск на лекцию того буддиста - всего-то 200 км", - приступил:перебрал спицы (на старых колёсах по 36 спиц, соответственно и втулку взял под 36), просидел до 2-х ночи часов с шести вечера - в первый раз проклял всё, но спицы перебрал. Перебрал не правильно - как оказалось к ободу спицы крепятся на 2 стороны. Их-то я и попутал. Новая задняя втулка оказалась чуток шире, чем родная (ещё ж 7 шестерёнок кассеты). Растянуть-то я растянул, да что толку - край вилки, в котором крепится колесо расходится, а центральная часть - нет. Перемычка между правой и левой сторонами верхней части вилки, на которой багажник крепился не даёт разойтись. Пришлось убирать перемычку (одну сторону я просто срубил стомеской, вторую - потом уже отпилил болгаркой) и перегибать заднюю вилку (вбив деревянный клин в ту часть вилки, откуда расходятся трубы, загнул внутрь края труб, потом зафиксировал вилку примерно по центру и разжал концы труб). В результате вилка расширилась так, что колесо встало равномерно относительно вилки. По ходу дела я проклял всё во-второй раз. В процессе выяснил, что обод заднего колеса тоже гнутый. И на половину колесо цепляло за вилку  из-за этого.  Но это была не единственная проблема - растянутая в стороны вилка оказалась слишком широкой для педалей. Поэтому трубу вилки чуть сплющил молотком (потом ещё чуть сточил часть педалей болгаркой). Шестерёнку педальную тоже пришлось отрихтовать, чтоб не восьмерила.

Короче, стало очевидно, что нужно менять колёса. Поскольку на 36 спиц (да ещё 24 дюйма!) не было нигде, решил сразу уже купить на 26 дюймов. А втулка-то задняя с эксцентриком - на 36 спиц. 800 р. обошлась. Купил переднее - за 500, а заднее за 700 - китайские, но уже сразу на заднем втулка с трещёткой на 6 скоростей. Китайцы мне потом ещё много крови попили, но об этом - дальше. Родной педальный тормоз остался с родной же старой задней втулкой лежать на столе в мастерской. И мне нужно было как-то приделать тормоз на заднее колесо. А то перспективы улететь с велика в заоблачную даль при резком торможении передним тормозом меня не радовали. В принципе я знал, что это одна из главных задач - поставить нормальный тормоз. Приварил я на верхнюю часть задней вилки ещё пластину, просверлил её, и поставил ещё один клещеобразный тормоз (от другого советского же велосипеда). Как оказалось советские ручные тормоза не тормозят. Даже просто под горку мне приходилось тормозить обоими тормозами... и не сказал бы, что с хорошим результатом. Не смотря на это на нашу любимую лесную поляну я съездил уже на этом этапе.

Туда я добрался успешно ...если не считать 3 падения. А нечего гонять на велике с передним тормозом по горкам на песчаных дорогах. И ручьи нужно переходить так, чтобы самому было удобно - иначе и велик, и сам в ручье окажешься :) А вот уже на месте я обнаружил, что правая педаль открутилась... закрутить её нормально не получалось, разбирать всё я не решился среди степи (ни дай бог что потеряешь). Проклял я всё в третий раз после примерно десятого прикручивания педали. Примерно тогда же я заменил какой-то болт от седла на болт в педали. Педаль держалась, но седло падало. Как следствие я понял, что седло должно быть поднять так, чтобы нога могла нормально выжимать педаль, чтобы работали все возможные мышцы. Иначе - ну её нафиг такую езду - до сих пор не могу понять, как пацаны ездят с низким седлом. Кроме педали в этом заезде я потерял металлический штырь внутри петли, за счёт которой сгибается рама велосипеда. Хорошо закрепляющий болт был надёжно ввёрнут, а то был бы сюрприз - посреди трассы велосипед складывается пополам!

В четвёртый раз... ну вы поняли, что - когда за неделю у меня в третий раз прокололо колесо. Веломастер (по пути к которому я и сделал 2 дырки) посмотрев, сказал, что камеры пробиты сверху - т.е. нужно лучше накачивать колесо иначе при наезде на препятствие камера бьётся об обод, и им прорезается (поэтому дырка сверху). Тут я вспомнил, что знал это когда-то в глубокой древности - в 1992 году. Мой инсайт пивёл меня к мысли о том, что нужно купить ремнабор. Уже по пути от мастера у меня появилась замечательная возможность его использовать. В течение следующей недели я проколол колёса ещё в 4 местах. Думаю не стоит описывать все прелести подобного ремонта прямо на дороге. В результате стало совершенно очевидно, что дело не в накачке колёс. В тот раз мой веломастер придарил мне резиновую шнягу, которую одевают на обод колеса, чтобы защитить камеру от спиц, и я её одел на заднее колесо. 4 новых дырки появились после этого на переднем. Стало понятно, что что-то не так с ободом. Сняв в очередной раз колесо, и рассмотрев его как следует я обнаружил, что китайские велосипедных дел мастера просверлив отверстия (под спицы) в ободе не то, что бы не заточили острые края, а местами и стружку оставили от сверления. Взяв натфиль, я заточил все дырочки и замотал передний обод 2 слоями изоленты. С тех пор пока больше проколов не было. С учётом количества ремонтов моего коня, я решил, что стоит приобрести разводной ключ и возить его в бардачке с ремнабором и прочими ключами, отвёрткой и ножницами.

Впрочем, доделал это я уже после того, как начал приделывать на заднее колесо V-Brake тормоз вместо клещеобразного. Вот тут-то я и проклял всё в пятый раз :-) Писал же тот мужик про свой опыт - возьмите "холодную сварку". Нет, я ж сварщик-самоучка 80 левела, блин. По совету моего мастера, решил приварить к раме болты на 8 мм и на них одеть V-Brake. Замерил расстояния, купил болты с запасом, чтоб гайку можно было нормально прикрутить... Пришёл, разметил, выпилил специальные полщадочки из стальных пластин (ось вращения тормоза проходит, увы не по центру трубы вилки - её надо смещать внутрь), приварил к ним болты, а их уже - к трубе вилки в нужном месте. Одел на болты - тормоз не разводится в стороны пружиной.Ей не за что закрепиться. На современных велосипедах просверлены специальные отверстия там, где крепится тормоз. В них вставляется нижний конец отводящей пружины, я этот момент не учёл (мужик в своих описаниях этот момент пропустил). Пришлось наваривать специальные бугорки, за которые пружина могла упереться. Наварил, вставляю обе части тормоза в болты - не хватает высоты для того, чтобы гайку закрепить (нужна ещё разрезная шайба, что увеличивает высоту). Тогда я обпилил приваренные болты, взял соединительные гайки, накрутил их, кинул внутрь маленькие кусочки алюминиевой проволоки (чтобы потом вкрученный болт во-первых, не выкручивался при сотрясениях, во-вторых, не доходил шляпкой до самого тормоза и не зажимал его), и прикрутил болтами тормоз к гайкам. Конечно, на гайки пришлось наваривать такие же упоры для пружин, чтобы тормозные колодки отводились от обода. Для этого пришлось точно вымерить место (не всё так просто).

Пружина работала, тормоз работал, однако, когда я подсоединил к тормозу тросик с рубашкой, оказалось, что силы пружины не хватает на то, чтобы отвести тормоз от обода. ВОт тут-то я снова всё проклял. Ещё пару дней я сомневался из-за чего такая фигня приключилась, даже пробовал дополнительно ставить пружину в месте между левой и правой частями тормоза. Но и эта пружина ничего не изменила. Стало очевидно, что тросик зажимается где-то в рубашке. Но, с виду было всё в порядке - особых перегибов не было. В случае модернизации Салюта, который я взял за основу было описано, что там, где можно снять рубашку, лучше это сделать - тогда трение будет меньше и тормоз будет лучше нажиматься. В принципе я так и сделал. Вернее - сделал, как смог. На корпус наварил 3 соединительных гайки, через которые и провёл рубашку. Сделал я это в основном из-за того, чтобы была возможность складывать велосипед, не перегибая тросы в рубашках. Сделал зря. Дело в том, что рубашка должна быть жестко зафиксирована и не должна значительно менять свою длину (чуть-чуть она растягивается в норме). У меня получилось, что она проходила в отверстия гаек и свободно меняла длину. Придумать, как сузить ширину просвета гайки до той степени, чтобы проходил трос, но рубашка оставалась не получилось. В результате трос при отпускании ручки тормоза собирался гармошкой на открытом участке. Тормоз не работал. Покупка новой рубашки всё привело в норму. Единственной проблемой оставалось то, что после складывания велосипеда, когда его раскладывал снова, тросик в рубашке застревал. Тормоз снова плохо работал. Пришлось переварить гайки на другую сторону рамы и оставить только 2 гайки из 3-х. Гайку на ручке-перемычке я в конце-концов убрал, чтобы тросик мог свободнее сгибаться, меньше травмируясь. В принципе гайки можно было вообще убрать, но так мне больше понравилось (зря я их что ли столько наваривал-переваривал:))

Кстати, рубашки для тормозов и для переключения скоростей принципиально иначе устроены. Не стоит ставить рубашку для тормоза на переключение скоростей. Будет проблема с переключением. А крепить рубашки практичнее всего пластрассовыми одноразовыми хомутиками (есть в любом сантехническом, а мне вообще продавец в веломагазине даром дал). Только сильно их затягивать не нужно. У меня же проблема с переключением до сих пор связана с тем, что переключатель на 7 мкоростей, а шестерёнок - 6. Изначально-то я покупал 7-мискоростную кассету, а потом её сдал назад и купил колесо с трещёткой на 6 скоростей. Поэтому тросик натягивает переключатель недостаточно сильно и приходится ещё чуть дожимать. Впрочем, как нужно перещёлкивать скорости, я довольно быстро освоился... хотя иногда педаль ещё по каким-то причинам проскакивает.

Ну, а дальше была покраска. Люди, не красьте на улице - бо, как в тот самый момент, когда вы нажмёте на кнопку распылителя поднимется ветер. Краска ляжет неровно, вы станете докрашивать, местами перельёте и будут подтёки. Если они появились, нужно или сразу их стереть тряпочкой, или подождать пока краска высохнет, а потом зачистить наждачкой и снова подкрасить. Главное - не спешить, держать распылитель подальше и наносить тонкими слоями, давая достаточно времени на просыхание. Лучше потом докрасить то, что не прокрасилось, чем зачищать подтёки. Я решил покрасить под металлик и сверху залить красным (оранжевым, если мало слоёв) авто-лаком. В принципе вышло неплохо, но я всё быстро поцарапал. В основном из-за того, что лак долго сох (хоть и написано, что быстросохнущий, но, вероятно, из-за толстого слоя за неделю так и не досох местами, не смотря на палящее солнце).

Итог моей работы.

Осталось ещё фирменную эмблему и надписи заделать - и всё в полном порядке!

zrya-v-pra.livejournal.com


Смотрите также